Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

Я ИДУ НА УРОК

Ю.В. МИХАЙЛОВСКАЯ,
школа № 10,
г. Красноярск


Подготовка к сочинению – описанию предмета народного промысла

Краткий конспект урока

6-й класс

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я всегда с удовольствием читаю вашу газету и в каждом ее номере нахожу для себя интересный методический материал при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе. Большое вам спасибо!
Особую сложность в преподавании у меня вызывают уроки развития речи. Они сложны, возможно, потому, что касаются такого явления, как речь человека, а также потому, что взаимосвязаны с другими науками – искусством, историей и т.д.
Предлагаю вам разработку урока – подготовки к сочинению – описанию предмета народного промысла «Краса ненаглядная» (6-й класс) в форме ярмарочного действа. Буду рада, если подготовленный и проведенный мною урок развития речи вызовет интерес у педагогов.

Цели урока:

1. Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания в жанре этюда, предоставив учащимся выбор объекта описания.
2. Повторить, а также закрепить знания о композиции сочинения описательного характера в жанре этюда, дать понятие об этюде.
3. Активизировать лексические средства, необходимые для описания предмета народного промысла – жостовского подноса, палехской шкатулки, дымковской игрушки, хохломской утвари.
4. Воспитывать у учащихся любовь к слову, чувство прекрасного и интерес к творческому труду.
5. Повторить необходимый для работы орфографический материал.

Оборудование урока:

1) произведения народного промысла – дымковские игрушки, жостовские подносы, хохломская утварь;
2) выставка книг о произведениях народных промыслов;
3) плакаты с пословицами и поговорками о труде и мастерах.

Методические замечания.

Класс разделен на группы, которые представляют собой то или иное подворье народных промыслов на ярмарке «Краса ненаглядная», например: Жостовское подворье, Хохломское подворье и т.д. Одни учащиеся играют роль спецкоров – они описывают ярмарку, разные народные промыслы, другие – искусствоведов, критиков, художников. Цель урока ребята определяют сами, оказываясь в атмосфере ярмарки.

ХОД УРОКА

I. Открытие ярмарки – фольклорное выступление «Песня о мастерах».

II. Представление Хохломского подворья:

1) рассказывается легенда о возникновении данного вида росписи;
2) разъясняется технология росписи;
3) искусствоведы и художники рассказывают о символике цвета, разъясняют профессиональные слова, термины;
4) беседа представителей Хохломского подворья с журналистами по плану:

– Какие сюжеты используете в росписи? (Ягоды, цветы, травы и т.д.)
– Почему выбираете такие краски?
– Назовите вашу технику росписи одним словом (ребята записывают в тетради информацию о форме, цветах, технике хохломской росписи с помощью учителя – секретаря ярмарки).

III. Представление Жостовского подворья (выставка подносов) по отработанной выше схеме.

IV. Представление Дымковского подворья (выставка игрушек) по отработанной выше схеме.

V. Музыкальное фольклорное выступление – закрытие ярмарки.

VI. Слово учителя-секретаря об этапах ярмарки, формах выступлений подворий. Составление плана сочинения-описания.

1. Вступление: общее впечатление от того или иного вида росписи.
2. Основная часть: описание общего вида изделия, содержания росписи, назначения произведения.
3. Заключение. Впечатление от произведения народного промысла.

VII. Лексическая работа. Выступления критиков, искусствоведов, художников по плану:

1) перечень и разъяснение основных терминов декоративно-прикладного искусства;
2) форма изделия народного промысла: круглая, овальная, крылатая;
3) цветовая гамма: золотисто-белый, черный фон;
4) материал, из которого изготовлено изделие: дерево, глина;
5) композиция росписи: «букет собранный», «травяное верховое письмо», круги, точки;
6) сюжеты: ягоды, цветы, птицы, петушки.
7) подбор языковых средств, позволяющих грамотно оформить части сочинения, список устойчивых словосочетаний: предметы размещаются, ближе к центру расположено, детали образуют и т.д.;
8) подбор вариантов заглавия работы: «Чудо Жостова», «Пламя Хохломы» и др.

(Таким образом, учащиеся записывают в тетрадях план будущего сочинения, нужную лексику – слова и словосочетания, заглавие, а также делают выбор объекта описания и устно его обосновывают.)

VIII. Слово учителя: разъяснение, в чем особенности жанра сочинения-описания в форме этюда.

IX. Итоги урока (ребята задают друг другу вопросы).

X. Пишем сочинение в форме этюда.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru