Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

В издательстве «Дрофа» начат выпуск «Тетрадей для самостоятельной работы учащихся по русскому языку» к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (первая книжка из этой серии – для 5-го класса – уже вы шла из печати). Предлагаемые материалы – из готовящейся рукописи пособия для 6-го класса.

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва


Имя прилагательное

Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

Понятие об имени прилагательном

Упражнение 1. 1. Вспомните, что вы уже знаете об имени прилагательном, и попробуйте объяснить, какие особенности этой части речи отражены в термине имя прилагательное.

1) Прилагательное – это имя, так как оно называет __________. Следовательно, имя прилагательное относится к группе ___________ частей речи.

2) Прилагательное в речи связано с_________ __________________, как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает ______________, названного этим существительным.

3) Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается», не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в _______, _________ и _________.

4) Отличительные особенности морфологических признаков имен прилагательных: а) они изменяются не только по ________ и ___________, но и по _________; б) во множественном числе род прилагательного не определяется, так как форма прилагательного при существительных разного рода одинакова.

Упражнение 2. Допишите недостающую морфему в прилагательных: [к] – согласн. звук, ка – согласн. буква. Не забывайте согласн. звуки правильно произносить, а согласн. буквы правильно называть. На что указывают окончания прилагательных в каждом случае?

Упражнение 3. Какая особенность в морфемном составе слова имя проявляется при его склонении? Чем интересно слово прилагательное для орфографического разбора? Запишите эти слова и произведите их разбор, достаточный, чтобы ответить на вопросы.

Упражнение 4. В «Записных книжках» писателя Сергея Довлатова есть такие заметки.

Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит:
– Был ясный, теплый, солнечный...
Пауза.

1. Какое слово ожидается на месте многоточия? К какой части речи оно относится? Какие морфологические признаки имеет (какого оно рода, в форме какого падежа и числа должно быть употреблено в данном предложении)? *Что подсказывает ответы на эти вопросы?1

*2. А теперь прочитайте концовку заметок и подумайте, какие их особенности усиливают трагический смысл текста.

– Предпоследний день...
И наконец отчетливо:
– Помпеи!

Если возможно, найдите и рассмотрите репродукцию картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».

Упражнение 5. 1. Найдите в § 98 «Теории»2 слова, выделенные жирным шрифтом. Почему и зачем они выделены?
Если вы их выпишете (и запомните), у вас получится план характеристики имени прилагательного как части речи.

2. Что нового для себя вы узнали о прилагательных из статьи учебника? Воспользуйтесь поисковым чтением: найдите те места в тексте, в которых содержатся новые для вас сведения.

3. Проверьте свою читательскую и грамматическую зоркость:

1) подчеркните прилагательные волнистой линией: выразительная речь, выразительность речи, читать выразительно; смело выступить, смелое выступление, смелость выступления; краткость ответа, ответить кратко, краткий ответ;

2) покажите на примерах, что имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с именем существительным;

3) составьте предложения, чтобы показать, какую синтаксическую роль могут выполнять прилагательные;

4) запишите прилагательные, использованные в придуманных вами предложениях, в начальной форме;

*5) по каким основаниям подобраны существительные, входящие в предлагаемые ниже словосочетания в роли главного слова? Что поможет вам обозначить (в скобках) морфологические признаки имен существительных и одинаковым ли будет набор этих признаков во всех случаях? Почему?

Великолепный рояль ( ); мягкая мозоль ( ); в московском метро ( ); жду последнее такси ( ); модные пальто ( ); захожу в уютное кафе ( ); с профессиональным жюри ( ); о забавном кенгуру ( ); яркие кашне ( ); красивый тюль ( ); новым толем ( ).

Упражнение 6. А теперь обратимся к едва ли не главному вопросу: зачем нужны прилагательные? Нельзя ли обойтись без них? Рассмотрим несколько ситуаций.

Примечание. Работа может проходить в группах, между членами которых распределяется предлагаемый ниже материал.

1. 1) Вы пришли в большой книжный магазин, чтобы купить учебное пособие. Быстро найти отдел, куда вам следует направиться, помогут указатели: «Художественная литература», «Учебные пособия», «Медицинская книга», «Юридические справочники» и др.
Что получится, если убрать из этих словосочетаний прилагательные?

2) Если человек упал и получил травму, в какой кабинет поликлиники (амбулатории) ему следует обратиться? В какой кабинет его направят, чтобы уточнить характер повреждения? А если разболелся зуб?
Какие трудности могли бы возникнуть у больного, если бы он не знал прилагательных, образованных от медицинских терминов?

3) Диалог в библиотеке.

– У вас есть словари?
– Вам какой нужен?
– Толковый и этимологический.

Чем вызвана реплика библиотекаря?
Какая роль имен прилагательных обнаруживается во всех приведенных ситуациях? Если затрудняетесь сделать вывод или хотите убедиться в правильности своего ответа, обратитесь к «Теории» (с. 134, второй абзац статьи).

2. 1) В львовском автобусе было тесно. Коленкоровые сиденья накалились. Желтые занавески усиливали ощущение духоты. (С.Довлатов)

2) Старо-Ершовская... Самый что ни на есть центр дачной местности. Песчаные почвы. Целебный воздух. И названия соответствующие: Заречная улица, Песочный переулок, Сосновый переулок. (К.Градусов)

3) Больные ноги не позволяли инвалиду выходить из дому.

Подчеркните прилагательные как члены предложения.
*Какую роль выполняют имена прилагательные в этих отрывках?

3. 1) Летняя ночь – удивительно ясная, лунная2 – в моем родном селе3. Густой, молочно-серебристый туман закрыл все кругом. Не видно домов, чуть-чуть холмиками выступают из белого моря верхушки деревьев на погосте. А над морем голубое сияние.

Погост – сельское кладбище.

По дороге3 слышен стук одинокой телеги. Все ближе, ближе...
И вдруг чудесный голос: «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»4. Не видно ничего, слышно только, как стучат колеса, фыркает лошадь. Голос – высокий, чистый, нежный тенор – как будто плывет из тумана.
Никогда потом ни одна песня не производила на меня такое глубокое, такое волнующее впечатление.

(К.Ливанов)

2) Машка Кудрявцева – нежная, хрупкая и благоухающая, как ландыш. У нее1 лицо совершенно маленькой девочки, и это детское личико налеплено на мелкую, как тыковка2, головку. Головка приделана к тонкой, как стебель, шейке. А уже дальше шея примыкает к рослому, стройному, вполне семнадцатилетнему существу, и все это вместе называется3 Машка Кудрявцева. Движется она не прямо, а как-то по косой, и так же по косой летят за ней ее легкие волосы. И когда она входит в комнату, она вносит другой климат4. Воздух вокруг нее смолистый и чистый, как в сосновом бору после дождя. Зубы у нее белые, крупные, кинозвездные5. Она это знает и постоянно озаряется улыбкой, и такое впечатление, что ее семилетнее личико узковато для улыбки. Улыбка как бы вырывается за пределы лица.

(В.Токарева)

Объясните роль прилагательных в двух последних текстах. Проверить правильность своего ответа вы можете по «Теории» (с. 134, 3-й и 4-й абзацы статьи).

Попытайтесь подвести итог своим наблюдениям: для чего нужны прилагательные, какие функции (роли) они выполняют в речи?

Упражнение 7. В первом из двух последних текстов предыдущего упражнения найдите и обозначьте известные вам орфограммы. Какие из них являются орфограммами имени прилагательного как части речи? Можно заглянуть вперед: откройте в «Практике» с. 270, 271 и найдите объяснение встретившихся вам орфограмм из еще не изученных.

Упражнение 8. Читая приведенный ниже отрывок из воспоминаний Ларисы Миллер, вы поймете, как относились дети к своей учительнице. Обратите внимание на роль в этом имен прилагательных. Опираясь на текст, расскажите о своих впечатлениях и наблюдениях.

В пятом классе мы начали изучать мифы Древней Греции. <...> Преподавала2 их Анна Васильевна. Когда она – высокая, статная, с огромным пучком пепельных волос на затылке – впервые вошла в наш класс своей величественной походкой, мне показалось, что она спустилась с Олимпа. Что такое Олимп, я уже знала – сперва5 от мамы, а позже от Жени... Он очень красочно и бурно рассказывал мне про войну титанов и богов, про огненную колесницу Фаэтона, про веселого козлоногого Пана и его несчастную любовь к нимфе. Анна Васильевна говорила о том же, но совсем иначе – негромко, медленно, спокойно, как и следовало олимпийке. Когда она в своем неизменном темно-вишневом платье и большой белой шали3 бесшумно двигалась между рядами и, не прерывая6 повествования, подходила к доске, чтоб записать имя очередного бога или героя, все глаза были устремлены на нее. <...> Единственно, что не соответствовало ее величественному облику, – это неожиданно приветливая2 и ласковая улыбка, которую каждый мечтал заслужить.

1. Подчеркните прилагательные и укажите слова, с которыми они сочетаются по значению и согласуются в форме. Обозначьте орфограммы.

*2. Найдите в тексте и запишите наречия, характеризующие манеру двигаться, говорить, вместе с теми словами, от которых они зависят. В чем сходство наречий с прилагательными и чем они различаются?

3. Заглянем вперед! Обратите внимание на орфограмму сложного имени прилагательного со значением «цвет и его оттенок»: части слова пишутся через __________. (Проверьте себя по опорным материалам (ОМ) в «Практике» на с. 125, п. 3).

Упражнение 9. Поиграем? Найдите ключ к игре. Запишите ответы в клеточках.

По горизонтали: 1. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. 2. Белое, а не вода, сладкое, а не мед, от рогатого беру и деточкам даю. 3. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. 4. Горькой бывает, сладкой бывает, ойкают дети, ее запивая. 5. То рыжая, то серая, а прозваньем – белая.

По вертикали: 1. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? 6. Красненькая матрешка, беленькое сердечко. 7. Мохнатенькая, усатенькая, лапки мягонькие, а коготки востры. 8. Конь стальной, хвост льняной. 9. Нахмурилось небо (наверно, не в духе!). Летают, летают белые мухи!.. (Б.Заходер) 10. Само серо, а моет бело. 11. Круглое, румяное, с дерева упало – Любе в рот попало. (Рисунки – отгадки к 3-й, 6-й, 8-й загадкам.)

1. Слова какой части речи помогли вам узнать загаданные предметы? Благодаря каким ее особенностям? *Какая загадка в этом отношении является «лишней»? Почему она все-таки попала в данную группу загадок?

2. Какие загадки показались вам наиболее выразительными? Что делает некоторые загадки эмоционально окрашенными? Выпишите прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначьте их морфемный состав.

3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на примерах из загадок? Подчеркните их в тексте, обозначьте опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм.

Какие загадки вам захотелось записать, запомнить, чтобы при случае поиграть с друзьями, в какой-нибудь компании?

Упражнение 10. Для любознательных! В языке наблюдается способность некоторых прилагательных переходить в существительные. При этом особенно отчетливо выступают различия в значении и грамматических признаках обеих частей речи. Сравните выделенные слова в следующих предложениях:

Молодой рабочий пришел на завод недавно. Его рабочая одежда еще совсем новая.

1. Выпишите из обоих предложений словосочетания, построенные по схеме

В каком из них слово рабочий является прилагательным, а в каком – существительным?

2. Проверьте правильность своих рассуждений с помощью ОМ.

В словосочетании рабочая одежда слово рабочая является зависимым от ________________; отвечает на вопрос _________; обозначает ______________, названного________ _____________; согласуется с определяемым_____ _____________ в ________, ________ и __________; в предложении является _____________. Это – имя ______________.

В словосочетании молодой рабочий слово рабочий является _________________; обозначает_____ _______ (лицо), отвечает на вопрос _______; слово ________ рода, употреблено в форме________ ___________; имеет при себе _____________, которое согласуется с ним в ______________; в предложении является подлежащим. Это – имя _______________.

  • Заметьте: переходя в существительные, прилагательные изменяют грамматическое значение (называют не признак предмета, а сам предмет), а также грамматические признаки (теряют изменяемость по родам, приобретая один определенный род; могут иметь при себе зависимое прилагательное; в предложении выступают чаще всего подлежащим или дополнением).

Упражнение 11. 1. Из каждой группы предлагаемых ниже слов выберите по одному слову и составьте с ними предложения или словосочетания так, чтобы было понятно, что в одном случае перед нами прилагательное, а в другом оно перешло в существительное:

гостиная, кладовая, столовая, прихожая;
гласный, согласный, шипящий, сонорный;
богатый, военный, знакомый, дежурный.

*Какие аргументы можно использовать для доказательства правильности ответа?

2. Что представляет собой как часть речи зависимое слово в словосочетании имя прилагательное? Не наблюдается ли его употребление в роли другой части речи? Просмотрите с этой точки зрения предыдущие задания в первой части упражнения. Дайте обоснованный ответ на вопросы.

3. Найдите и обозначьте орфограммы в приведенных выше словах.

Упражнение 12. К чему призывает помещенный ниже текст? В какой его части скрытый призыв – побуждение звучит особенно отчетливо?

Еще в 1783 году замечательный русский драматург и сатирик Фонвизин опубликовал свой «Опыт российского сословника», в котором привел 32 синонимических, сходных по смыслу, ряда слов. С той поры ученые выпустили немало словарей синонимов русского языка, в которых число таких рядов доведено до десятка тысяч.

Вот образец такого синонимического ряда – он приводится к прилагательному красный: багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, рдяный, огненный, огневой, пламенный, кровавый, рубиновый, коралловый, кумачовый, карминный, кармазинный, червонный...

Даже такие слова, как заяц, имеют синонимы (разговорное серый и простонародное косой). Понятно, как обогащает нас чтение «Словаря синонимов русского языка».

(В.Г. Валькова и Т.С. Рождественская)

*1. Что обозначает устаревшее слово сословник? Что помогает уяснить его значение? Сравните: сословник, собрание (сборник), сотрудники.

2. Составьте и запишите пять предложений, используя по своему выбору прилагательные из синонимического ряда к слову красный. Если у вас возникнет потребность уточнить оттенок значения прилагательного, обратитесь к Толковому словарю.

3. Проверьте свою грамматическую зоркость: заметили вы в тексте прилагательные, перешедшие в существительные? *На что можно опереться, чтобы не ошибиться в определении части речи? Каким способом это можно обозначить в тексте, не выписывая слова?

Упражнение 13. Читая приведенный ниже отрывок из произведения Ивана Алексеевича Бунина «Жизнь Арсеньева», вы увидите живописный портрет мальчика и почувствуете отношение к нему автора. Подготовьтесь рассказать, как вы восприняли художественное описание (что вам представилось?) и как вы поняли раздумья героя.

Помню: однажды, вбежав в спальню матери, я вдруг увидал себя в небольшое трюмо... и на минуту запнулся: на меня с удивлением и даже некоторым страхом глядел уже довольно высокий, стройный и худощавый мальчик в коричневой косоворотке, в черных люстриновых шароварах, в... ловких козловых сапожках. Много раз, конечно, видал я себя в зеркале и раньше и не запоминал этого, не обращал на это внимания. Почему же обратил теперь? Очевидно, потому, что был удивлен и даже слегка испуган той переменой, которая с каких-то пор... произошла во мне и которую я наконец внезапно открыл. ...Помнится, ... что мальчик мне понравился своей стройностью, красиво выгоревшими на солнце волосами, живым выражением лица – и что произошло несколько испуганное удивление. В силу чего? Очевидно, в силу того, что я вдруг увидал (как посторонний) свою привлекательность ... свой уже довольно высокий рост, свою худощавость и свое живое, осмысленное выраженье: внезапно увидал, одним словом, что я уже не3 ребенок, смутно почувствовал, что в жизни моей наступил какой-то перелом...

Косоворотка – мужская рубашка с застежкой на левой стороне груди и высоким воротом-стойкой; русская рубашка.

Люстриновый (от франц. lustrine из lustre – лоск, глянец) – из люстрина, шерстяной или полушерстяной ткани с глянцевитой блестящей поверхностью.

1. Какую роль играют прилагательные в данном тексте? Выпишите их вместе с теми словами, от которых они зависят, с которыми связаны по смыслу и грамматически!

  • Заглянем вперед! Выполняя предыдущее задание, вы скорее всего выписали и словосочетание выгоревшими волосами. И это неудивительно. Зависимое слово в данном словосочетании действительно имеет сходство с прилагательным: обозначает признак предмета; изменяется по родам (ср.: выгоревший материал, выгоревшая ткань, выгоревшее сукно); согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным, от которого зависит. Но есть важное отличие – это слово имеет значение признака, протекающего во времени; образовано от глагола и сохраняет некоторые его признаки, в частности, способность изменяться по временам. Сравните: выгоревшие волосы (волосы, которые выгорели) и выгорающие волосы (волосы, которые выгорают). Такие слова выделяются в отдельную часть речи (причастие), которую вы будете изучать в дальнейшем.

2. Заметили вы прилагательное, которое в данном тексте употребляется как имя существительное?
Как вы понимаете значение слова посторонний? Произведите его морфемный разбор, и это позволит дать более точное толкование слова.
Составьте с ним два предложения, чтобы показать, что оно может выступать и в роли прилагательного, и в роли существительного.

3. А вы умеете посмотреть на себя со стороны, оценить не только свою внешность, но и свои действия, поступки, манеру общаться с другими, увидеть изменения в себе, в отношении к себе окружающих? Напишите об этом.

Продолжение следует


1 Одной звездочкой в тексте помечены задания, ответы на которые будут даны в следующих номерах газеты.

2 Для краткости компоненты учебного комплекса обозначаем так: «Теория», «Практика», «Речь». Все ссылки – на учебники, изданные в «Дрофе» (начиная с 1999 г.).

3 Слова и предложения для различных видов разбора выделяются в текстах упражнений теми же цифровыми индексами, что и в «Практике».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru