Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Самостоятельная работа

(На материале рассказов К.Паустовского)

5-й класс

I вариант

В тот же год поехал в Мещёру, и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине.
Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность (по словам Тургенева) русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра.

(Коротко о себе)

1. Озаглавьте текст.
2. Напишите, как образность и волшебность русского языка могут быть связаны с природой. Какой это образ?
3. Работа по вариантам:

Разберите слова по составу: пересвисту, заросшей.
Выполните морфологический разбор слов: в лесной (тишине), с угасающими (закатами).

II вариант

В каждой такой траве и в каждом таком цветке большая прелесть заключается. Вот, к примеру, клевер. Кашкой вы его называете. Ты его нарви, понюхай – он пчелой пахнет. От этого запаха злой человек, и тот улыбнется. Или, скажем, ромашка. Ведь ее грех сапогом раздавить. А медуница? Или сон-трава. Спит она по ночам, голову клонит, тяжелеет от росы. Или купена. Да вы ее, видать, и не знаете. Лист широкий, твердый, под ним цветы, как белые колокола. Вот-вот заденешь – и зазвонят. То-то! Это растение приточное. Оно болезнь исцеляет.
– Что значит приточное? – спросил мальчик в кепке.
– Ну, лечебное, что ли. Наша болезнь – ломота в костях. От сырости. От купены боль тишает, спишь лучше и работа становится легче. Или аир. Я им полы в сторожке посыпаю. Ты ко мне зайди – воздух у меня крымский. Да! Вот иди, гляди, примечай.

(Бакенщик)

1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите все названия цветов, которые вы встретили в тексте.
Образуйте имена прилагательные от трех выписанных слов. Сделайте морфологический разбор одного из прилагательных.

III вариант

Я промок насквозь от росы и развел костер. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Лиственницы уже облетели. Их хвоя – тонкая, как короткие золотые волосы, все время сыпалась сверху, хотя ветра и не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз, мне на голову, на реку, на костер.
Я сушился и смотрел на реку. Желтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и наконец отрывались и уплывали, то разгораясь, как золото, когда попадали на солнце, то погасая и чернея, когда на них падала тень от кустов.

(Подпасок)

1. Озаглавьте текст.
2. Почему писатель сравнивает птицу с парикмахером?
*3. Проверьте свое чувство языка: выпишите из этого текста все сравнения.
4. Почему писатель сравнивает листья деревьев и хвою лиственницы с золотом?
5. Подберите проверочные слова к следующим словам из текста:

тр_щала, з_лотые, л_сной, стр_жет, ц_пляясь, пог_сая, поп_дали.

IV вариант

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава. Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

(Желтый свет)

1. Озаглавьте текст.
2. Продолжите текст: напишите, какие еще звуки осенней земли вы слышали.
3. Подберите проверочные слова к следующим словам из текста:

ос_нью, непр_вдоподобным, в_сной, тр_ва, г_родских.

4. Выполните фонетический разбор слова конечно.

V вариант

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь. Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

(Барсучий нос)

1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите все сравнительные обороты, которые вы встретили в тексте.
3. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
4. Образуйте от существительного рыба: 1) имя прилагательное; 2) глагол.


* Задание повышенной трудности.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru