Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А.ШАПИРО


Полезные мелочи

...Ответы просты

Людмила Григорьевна Суханова из Екатеринбурга поделилась с нами своими размышлениями о том, как обычно в школе проходит изучение членов предложения и как сделать этот процесс более эффективным и веселым.
Знакомство с темой происходит обычно в начальной школе, и пока дети знают названия только главных членов предложения, они без особого труда справляются с заданиями: отличают подлежащее от сказуемого, а главные члены предложения от второстепенных. А вот позже возникают сложности: не сразу удается запомнить, чем отличается определение от обстоятельства, а дополнение от подлежащего. Чтобы облегчить выполнение этой задачи, разучим с детьми немудрящие стишки о второстепенных членах предложения. А если еще записать эти стишки в тетрадь для правил, используя различные цвета и обозначения, то можно не сомневаться: признаки разных членов предложения запомнят даже те наши ученики, у кого обычно не слишком хорошо обстоят дела с теорией, кто привык больше доверять зрительной памяти и образному мышлению.

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

На вопросы где?, куда?,
Как?, откуда? и когда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Лепестки ромашки

Написала Людмила Григорьевна и о трудностях другого рода: даже помня признаки членов предложения, дети нередко путают члены предложения и части речи. Если нарисовать в тетради ромашку с пятью лепестками и подписью «Члены предложения», это, считает учительница, поможет ученикам.
Разумеется, на каждом лепестке надо написать название члена предложения. Пять лепестков – пять членов предложения. А ведь частей речи значительно больше! Ромашка напомнит количество членов предложения и весь их список. И ребенок не будет пытаться невпопад произносить слова наречие или существительное вместо обстоятельство или подлежащее.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru