Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2004

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

В Крыму, в Партените, с 20 по 25 сентября проходила Международная лингвистическая конференция, организованная Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского (Украина), Санкт-Петербургским государственным университетом (Россия) и Крымским научно-методическим центром управления образованием АПН Украины. Ее участники – преподаватели, лингвисты и философы – выступили с докладами, в которых освещали круг вопросов, связанных с коммуникативной и когнитивной функциями языка. Название темы конференции – «Когнитивные стили коммуникации». Последний термин понятен, он прижился в школе и лег в основу целого направления педагогики, в отличие от термина «когнитивный», нового для школы.
В сегодняшнем номере мы хотим познакомить вас с докладом Татьяны Александровны Даниловой, прямо относящимся к преподавательской деятельности. Надеемся, что он будет небезынтересен вам и, может быть, вызовет отклики. А о других докладах мы расскажем вам позже.

Конференция началась

Татьяна Александровна ДАНИЛОВА,
Северо-Кавказский государственный технический университет,
кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации;
кафедра педагогики и психологии высшей школы


Когнитивные стили педагогической коммуникации

Когнитивный стиль (по Г.Клаусу) – гипотетический конструкт для обозначения преимущественно используемых человеком способов восприятия, мышления и действия.

Когнитивный стиль (по Е.А. Климову) – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.
Когнитивный стиль в любой его трактовке характеризуется дифференциацией, аналитичностью. В
настоящее время понятие «стиль» рассматривается в очень широком контексте – как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения и т.д.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный и перцептивный компоненты.

Известный отечественный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогической коммуникации:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.
О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!».
Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения.
Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция – относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении – со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение учитель — ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание — характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М.Таленом.

Модель I – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, безусловного копирования, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания. Такой считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все, вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в некоторых школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное — конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Т.А. Данилова (справа)На наш взгляд, данная классификация имеет один существенный недостаток, заключающийся в том, что выбор роли педагогом основан на собственных потребностях, а не на потребностях учащихся. Для наиболее эффективного решения педагогических задач в процессе обучения преподавателю следует учитывать прежде всего потребности и особенности учащихся. И с этой точки зрения классификация, предложенная В.А. Кан-Каликом, является самой оптимальной.

Т.А. Данилова (справа)

Умелое сочетание различных стилей педагогической коммуникации позволяет преподавателю грамотно управлять процессом обучения, что способствует не только усвоению знаний, но и развитию мышления, познавательных сил и творческого потенциала.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru