Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж, г. Ярославль


Тема урока: «Вид глагола.
Совершенный и несовершенный вид»

(2 часа)

6-й класс

Цели: 1) познакомить учащихся с понятием вида глагола; 2) научить различать совершенный и несовершенный вид глагола; 3) дать понятие о парных по виду и непарных по виду глаголах; 4) научить использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.

ХОД УРОКА

1. Задание. Прочитайте, что сказано в учебнике о глаголах совершенного и несовершенного вида. Чем они различаются? (В учебнике – по вопросам: что делать? и что сделать?) А теперь попробуйте, руководствуясь только вопросами, определить, глаголы какого вида перед вами в данном тексте.

Немедленно вслед за этим кусты надо мной затряслись и затрещали; обезьяны опускались на них и в тот же миг, оттолкнувшись, продолжали путь к вершинам деревьев, где их ожидал старый вожак. Движение стада проходило очень организованно; в тот момент, когда обезьяна перелетала край скалы, другая появлялась на моем кусте.

(Д.Даррелл. Перегруженный ковчег)

Вы правильно определили вид глаголов, хотя для этого использовали только вопросы. А теперь определите вид глагола в таком предложении.

Он телеграфировал о своем приезде.

Задача оказалась не из легких. Это значит, что нам с вами нужно узнать еще многое о глагольном виде, чтобы, во-первых, научиться различать глаголы совершенного и несовершенного вида, во-вторых, образовывать пары глаголов по виду и, наконец, не только понять, зачем в русском языке существует это явление, но и научиться использовать его в речи.

2. Начнем по порядку. Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.

Рис. 1

Рис. 2

Назовем нашего героя, предположим, Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке? Правильно, он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если ему не помогут. А на втором рисунке? Видимо, Ваня получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье. Чем же отличаются два этих глагола: строить – построить? Первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом). А грамматически они различаются видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), а второй – совершенного (что сделать? Построить). Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? Правильно, приставка по-. Есть ли еще какое-нибудь значение у этой приставки в глаголе построить, кроме грамматического значения совершенного вида? Нет. Значит, это видовая пара.

3. Задание. Подберите к глаголам позавтракать, позвонить, нарисовать, начертить бесприставочные видовые пары. Запишите их и передайте в рисунках значения этих глаголов.

4. Задание. Образуйте видовые пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью которых образованы глаголы совершенного вида: делать, фотографировать, ломать, мыть, пить, расти, учить, готовить, делить.

Итак, это приставки с-, вы-, при-, раз-. Кстати, давайте сравним значение совершенного вида у глаголов мыть – вымыть и расти – вырасти. У какого глагола значение завершенности действия совпадает с результативностью? (Вымыть – можно вымыть руки, фрукты, чистые руки и фрукты – это результат; вырасти – значит только завершить процесс роста, результата нет).

5. Теперь проанализируем глаголы из нашего текста: (кусты) затряслись и затрещали. Затрястись – совершенный вид, действие завершенное, но будет ли к этому глаголу парой трястись – без приставки за-? Сравните значение глаголов: кусты тряслись – кусты затряслись (то есть кусты начали трястись). Правильно, приставка за- здесь сообщила глаголу не только значение предела действия, но еще и дополнительное лексическое значение – начала действия. Следовательно, глаголы трястисьзатрястись не могут быть видовой парой. Разве так бывает? – спросите вы. Еще как бывает! Есть и глаголы-одиночки, не имеющие видовых пар. Почему так бывает? Лексическое значение глагола препятствует образованию видовой пары.

6. Задание. Сравните два ряда глаголов:

а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить.

Чем они различаются? (В первом ряду – глаголы несовершенного вида, обозначающие проявление чувства, а такие глаголы не содержат в своем значении предела или результата действия, поэтому нельзя от этих глаголов образовать пары совершенного вида; во втором ряду – глаголы совершенного вида, но со значением «немного» – немного поесть, попить, поэтому есть и пить не составят с ними пар).
Надо сказать, что глаголы движения тоже ведут себя очень интересно: бесприставочные одиночки – только несовершенного вида, а вот приставочные могут образовывать пары: идти, но войти/входить, выйти/выходить, прийти/приходить.

7. Обратимся снова к глаголам, имеющим видовую пару. Всегда ли глагол совершенного вида образуется с помощью приставки? Найдите в тексте третий глагол: (обезьяны) опускались. Образуем пару: опускались – действие не завершено, но может быть завершено: обезьяны уже опустились на кусты. Как мы образовали пару? С помощью приставки? (Нет, приставка та же, корень – пуск, изменился суффикс: -а- заменился на -и-). Правильно, и это второй способ образования видовых пар – чередование суффиксов. Найдите в следующем ряду глаголов суффиксы, с помощью которых образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, и обобщите свои наблюдения в таблице:

Совершенный вид

Несовершенный вид

-е-
Ж
-и-
-а-
-и-
-ну-

-ива-
-ва-
-ива-
-ыва-
-а-, -я-
-а-

Для полноты картины рассмотрим, какие еще средства могут помочь в образовании и различении глагольных видов, сравните:

разреза'ть и разре'зать (ударение);
класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать (замена корней).

Итак, есть 4 основных средства образования глагольных видов: приставки, чередование суффиксов, ударение, замена корней. Но в ряде случаев имеются еще и дополнительные средства, такие, как чередование гласных и согласных в корнях: выскочить – выскакивать.

8. Вернемся к нашему тексту. Ответьте на вопросы, которые мы поставили в начале урока, и выполните следующие задания: определите, имеют ли видовые пары глаголы из текста; как образуются пары, какими средствами; какую роль играют эти глаголы в тексте?

Немедленно вслед за этим кусты надо мной затряслись и затрещали; обезьяны опускались на них и в тот же миг, оттолкнувшись, продолжали путь к вершинам деревьев, где их ожидал старый вожак. Движение стада проходило очень организованно; в тот момент, когда обезьяна перелетала край скалы, другая появлялась на моем кусте. (Д.Даррелл. Перегруженный ковчег)

Ответы. Затряслись, затрещали – глаголы совершенного вида, непарные, так как обозначают короткую фазу начала действия (приставка за-); опускались, продолжали, ожидал, проходило, перелетала, появлялась – глаголы несовершенного вида, все они, кроме глагола ожидать, имеют пары совершенного вида: опуститься, продолжить, пройти, перелететь, появиться.

Основное средство образования вида – чередование суффиксов -а-, -я-/-и-, -е-, дополнительные средства – чередование в корне ск/ст, в/вл, ударение – продолжать/продолжить, в одной паре – смена корня проходить/пройти. Глагол ожидать не имеет пары совершенного вида, так как действие в этом глаголе не имеет предела (требуется вспомогательный глагол: перестал ожидать).

Роль глаголов в тексте следующая: вначале два глагола совершенного вида описывают короткое начало, затем используются только глаголы несовершенного вида и прошедшего времени для того, чтобы показать одновременность, обыкновенность, плавную повторяемость действий и событий, описываемых в картине. А если заменить эти глаголы на парные – совершенного вида, то картина резко изменится: все действия будут совершаться строго друг за другом и только один раз.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru