Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль


Составное глагольное сказуемое

Дидактический материал по синтаксису

7-й класс

Задание 1. Вспомните, что такое сказуемое. Найдите сказуемые в следующем тексте и подчеркните их двумя чертами.

Они, видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потом долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа, во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 2. Вспомните: что нужно сделать, чтобы найти простое глагольное сказуемое? Найдите его в тексте задания 1 и определите, в какой форме стоит глагол (наклонение, время, лицо, число, род – в прошедшем времени). А теперь попробуйте найти составные глагольные сказуемые.

Удалось?
Это – хотели соблюсти (вскрикнуть, броситься, закрываться); начались разыгрываться.
Если нет – не расставайтесь с этой карточкой до тех пор, пока не научитесь узнавать составное глагольное сказуемое.
Каждое сказуемое несет две нагрузки – смысловую (называет действие) и грамматическую (указывает наклонение, время, число, лицо или род). Простое глагольное сказуемое легко справляется с обеими нагрузками с помощью одного глагола. В составном глагольном сказуемом эти нагрузки делят между собой два слова.

Это выглядит так:

Основные вспомогательные глаголы, обозначающие

Начало, конец, продолжение действия

Способность, неспособность совершить действие

Желание или нежелание совершить действие

Внутреннее переживание и мысли по поводу совершения действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

начать
стать
кончить
приняться
продолжить
прекратить

мочь
уметь
суметь
успеть

желать
мечтать
хотеть
стараться

думать
надеяться
бояться
стыдиться
собираться
готовиться

рад
должен
готов
обязан
достоин

Задание 3. В следующем отрывке из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя найдите подлежащие и составные глагольные сказуемые, подчеркните их; определите значение вспомогательных глаголов. Вставьте пропущенные буквы.

1. Бульба по случаю пр_езда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо. 2. – Я думаю, архимандрит (не)давал вам и понюхать г_рилки, – продолжал Тарас. 3. – Нечего, батька, вспоминать, что было, – отвечал хладн_кровно Остап, – что было, то прошло! 4. Она (не)смела н_чего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решени_, она (не)могла удержаться от слез. 5. И н_кто бы (не)мог описать всей бе_молвной силы ее горести, которая, к_залось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. 6. – Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст.

Задание 4. Глагол в неопределенной форме (инфинитив) может быть частью формы будущего времени, а может входить в составное глагольное сказуемое. Как их различить? Проанализируйте примеры и сделайте вывод.

1. Мартышка вздумала трудиться. – Завтра малыши будут трудиться над новыми заданиями. 2. Я буду беспокоиться, если вас долго не будет. – Владимир начинал сильно беспокоиться. 3. Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. – Ты будешь устраиваться на ночлег? 4. Со старыми знакомыми он перестал видеться. – Мы будем видеться с вами всегда.

Задание 5. Инфинитив может быть в предложении и дополнением. Если вспомогательный глагол и инфинитив обозначают действие подлежащего – значит, перед вами – составное глагольное сказуемое, если же инфинитив обозначает действие не подлежащего, а другого лица или предмета, перед вами – дополнение, определение или обстоятельство. Попробуйте различить функции инфинитива в следующих предложениях.

1. Я начал читать эту книгу давно. – Я прочитал эту книгу и дал почитать своему другу. 2. Мы закончили писать это упражнение. – Я уже переписал предложения из учебника и могу дать тебе переписать.

Задание 6 (контрольное). В отрывке из повести Н.В. Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» найдите составные глагольные сказуемые, подчеркните их и определите значение вспомогательных глаголов, наклонение, время, лицо, число, вид, переходность и залог. Вставьте пропущенные орфограммы.

Прекрас(_)ный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останет(_)ся в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делает(_)ся во дворе и на улице. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отв_рите только окно – так ветви и врывают(_)ся в комн_ту. Это все перед домом; а посм_трели(бы), что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, ог_родина всякая, подсолнечники, огурц_, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Прекрас(_)ный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое куш_нье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас пр_казывает Гапке пр_нести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня с_едена такого-то числа». Если при этом был какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то».

Дополнительное задание: дайте синтаксическую характеристику всех предложений в тексте и отметьте их стилистическую роль.

 

Рейтинг@Mail.ru