Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2004

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю.НОРМАН,
г. Минск,
Беларусь


Задачи по русскому языку для учеников и учителей

1. Произношение звука [ш] на месте буквы ч рекомендуется в словах что и конечно. Оно допустимо также в словах булочная и коричневый, но недопустимо в источник, конечность, рыночный, гоночный и т.п. Почему?

2. В Германии встречаются фамилии славянского происхождения типа Гладров или Яхнов. А как сказать по-русски в творительном падеже: Я познакомился с профессором...?

3. Даны два выражения: заслуженный отдых и заслуженный работник. Можно ли считать их в равной мере правильными с точки зрения русского языка?

4. (Задача-шутка.) Когда лейтенант бывает «главнее» майора?

5. Одно и то же ядовитое растение по-русски называется белладонна, или красавка. Что общего в этих названиях, кроме того, что они называют один и тот же предмет?

6. Даны слова: изба, богатырь, сарафан, собака, сундук, лошадь, халтура, ерунда. Какие из них являются исконно русскими?

7. В известном стихотворении Агнии Барто говорится:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Какие грамматические особенности этого стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к плюшевому мишке как к живому существу?

8. Что такое перочистка?

9. В романе «Защита Лужина» Владимира Набокова отец диктует сыну учебный текст (диктант), и в том числе предложение: «Это ложь, что в театре нет лож». Далее – цитата:

«И сын писал, почти лежа на столе… и оставлял просто пустые места на словах ложь и лож

О каких пустых местах идет речь в данном отрывке?

10. Прочитайте следующий шутливый диалог.

Спорят двое.
– Я в молодости поднимал штангу в 300 килограмм.
– Не может быть! 300 килограмм и рекордсмен мира не поднимал.
– А я поднимал! Правда, не поднял…

На чем основана эта шутка? Какое грамматическое явление лежит в ее основе?

Ответы в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru