Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.И. ХАНИНА,
г. Борисоглебск


Числа, числам, в числах...

Урок повторения

6-й класс

Тема: «Имя числительное»

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся о числительном.
2. Развивать умение применять полученные знания на практике.
3. Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка, а также любви к родному краю.

Оборудование:

1. Выставка книг по занимательной грамматике и истории родного края.
2. Таблица «Склонение числительных».
3. Раздаточный материал.

Жюри – 1 родитель, 1 старшеклассник, 1 учитель русского языка.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами повторяем имя числительное, а числительные, как известно, доставляют много хлопот тому, кто активно пользуется ими в речи. Вы будете работать в группах – каждый из вас отвечает за всех остальных. Групп будет четыре. Группу будет оценивать жюри: родитель, старшеклассник и преподаватель, не работающий в классе. Выскажут свое мнение и ассистенты – учащиеся другого класса.

Свободный диктант

(Заранее записывается на обратной стороне доски)

Наш город невелик, но у него богатая история. Здесь при Петре Первом валили мачтовый лес для российского флота. Город занимали повстанцы Кондратия Булавина. В конце шестидесятых годов девятнадцатого столетия в железнодорожных мастерских зародился рабочий класс Борисоглебска.

(Представители каждой группы зачитывают записанное вслух; все ученики проверяют трудные орфограммы, сверяясь с записью на доске.)

Дополнительные задания

(Заранее разложены на столах)

I гр. Шестидесятых (морфологический разбор).
II гр. Российского (морфологический разбор).
III гр. Доказать, что это текст, определить его стиль.
IV гр. Раскрыть значения слов, определить способы их образования: мачтовый, повстанцы.

Учитель. А теперь пригласим по одному ученику от каждой команды.

Грамматический бой

(Учащиеся отвечают на вопросы об имени числительном, задавая их поочередно друг другу. Вопросы составлялись учащимися заранее)

– Расскажите, что обозначает имя числительное.
– Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.
– Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительное степь.
– Просклоняйте: четыре седьмых.
– Какие числительные при склонении имеют только две формы?
– Просклоняйте числительное: 900 (дней).
– У каких числительных при склонении изменяется только последнее слово?
– Как правильно сказать:

к (полтора лимона), c (полтора стакана), о 150 килограммах, к 150 метрам.

Конкурс дикторов

(Раздаются карточки, ученики – по одному из команды должны прочитать текст, внятно, четко и ясно проговаривая слова.)

Учитель. Кто такой диктор?

Ученик. Диктор – человек, ясно, четко, внятно проговаривающий слова для большой аудитории.

I карточка

Борисоглебская земля дала много замечательных людей.
Сергей Иванович Лукьянов окончил фабрично-заводское училище и был направлен на учебу в школу летчиков города Борисоглебска. Бесстрашный командир 100-го авиационного полка. Сражался с 1941 по 1945 год. В 70 воздушных боях лично сбил 15, в группе – 19 вражеских самолетов.

II карточка

Николай Сергеевич Руденко, еще один наш земляк, окончил школу летчиков, сражался на Сталинградском, Южном, Украинском фронтах. Совершил более 185 успешных боевых вылетов, провел 38 воздушных боев, лично сбил 21 самолет противника.

III карточка

Город Борисоглебск основан в 1645–1646 годах как укрепленный пункт от набегов степных кочевников. С конца XVIII столетия в течение 100 лет Борисоглебск был крупным центром торговли хлебом, скотом. В 1871 году через город прошла железная дорога Грязи – Поворино – Царицын. Были построены железнодорожные мастерские и чугунолитейный завод. Рабочий день на них продолжался около 14 часов.

IV карточка

Поблизости от города Борисоглебска находится Хоперский государственный заповедник. Наибольший интерес в нем представляют зубры. До войны на всем земном шаре их насчитывалось около 40 экземпляров. В 1955 году в заповедник было завезено 6 зубров. Сейчас их насчитывается более 20.

«Это интересно»

(Группы подготовили рассказы о происхождении числительных и об употреблении чисел в пословицах, поговорках, загадках.)

Представители групп тянут жребий и получают карточки с заданием.

I задание

Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением «рубаха» (сравни современное сорочка) или «мешок». В сорок можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Название предмета было сначала перенесено на число этих соболей, а затем слово потеряло связь с чем бы то ни было конкретным.

II задание

Слово миллион, обозначающее тысячу тысяч, придумано знаменитым итальянским путешественником Марко Поло. Итальянское слово милли обозначает «тысяча», а суффикс -он- соответствует русскому -ищ- (как в словах ручища, домище). Миллиард, обозначающий тысячу миллионов, заимствовано из французского языка от милли + суффикс -ард-.

III задание

Вспомните пословицы и поговорки с числительными:

1) Один ум хорошо, а два – лучше.
2) Один в поле не воин.
3) У семи нянек дитя без глазу.
4) Конь о четырех ногах, да спотыкается.
5) Глупому прощают семьдесят ошибок, умному – ни одной.

IV задание

Вспомните загадки с числительными:

1) Четыре братца под одной крышей живут.
2) Два кольца, два конца, посередине – гвоздик.

Учитель. А теперь проследим, в каком стиле речи чаще всего употребляются числительные.

I группа составляет расписку в получении денег;
II группа пишет доверенность на получение в бухгалтерии заработной платы;
III группа составляет объявление о продаже квартиры;
IV группа пишет отчет о проведении тестирования.

(Учащиеся работают с образцами, представленными на отдельных плакатах.)

Подведение итогов.

Учитель предоставляет слово жюри. Подводятся итоги, объявляется победитель. Ставятся оценки.

Задание на дом.

Придумайте небольшой текст; постарайтесь использовать в нем как можно больше разнообразных числительных.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru