Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.М. ОБОЖИНА,
гимназия № 3,
г. Сургут


Способы обозначения звука [j] в позиции между согласными и гласными звуками

5-й класс

Цель: проанализировать правильность и последовательность учебных действий, требуемых для решения учебной задачи, обозначения [j] ь и ъ разделительными знаками. Закрепить этот алгоритм на практике.

ХОД УРОКА

1. Восстановление знаний о позициях звука [j] в слове.

Учитель. Я вам прочитаю слова, а вы скажите, что их объединяет:

ружье
пьет
ручей
якорь
объем
свая

Ученики. Их объединяет то, что во всех этих словах есть звук [j].

Учитель. Как бы вы распределили эти слова в зависимости от того, в какой позиции находится звук [j]?

На доске схема:

Распределение этих слов по столбикам:

ручей

якорь
свая

ружье
пьет
объем

Комментарий.

Предполагаемые ошибки:

ружье
пьет

свая
и т.д.

Если дети не допускают ошибок, то учитель провоцирует, т.е. выносит на доску тот вариант, который мог увидеть у кого-то.

Учитель. Почему некоторые из вас допустили ошибки?

Ученики. Забыли последовательность действий, при которых делается выбор ъ или ь.

Учитель. Чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики. Анализировать, на каких этапах можно допустить 2 ошибки.

2. Исследование.

Задание 1. Запишите слова без знака вопроса, если нужно, вставьте букву:

нал?ет, л?ют, об?едать, с?едой, ба?ян.

Комментарий.

Должно возникнуть замешательство, т.к. от наличия [j] зависит смысл слова. Дети могут попросить произнести слово или ответить на вопрос о наличии или отсутствии звука [j] в словах.

Вывод 1 (делают коллективно).

Чтобы записать правильно слова с ь и ъ, необходимо убедиться в том, что в них есть звук [j].

Это будет первый этап – убедись в наличии звука [j].

Учитель. Достаточно ли наличия звука [j], чтобы его присутствие в слове записать ь или ъ?

Как быть со словом баян?

Вывод 2.

Надо обратить внимание на позицию, в которой находится звук [j]. Ь и ъ указывают на наличие звука [j] только в такой позиции:

[j] О.

Это второй этап. Убедись, что это нужная позиция звука [j].

Во всех приведенных словах есть звук [j], но ь и ъ будут только в словах нальет, льют, объедать, т.к. только в них есть эта позиция.

Запишем рядом:

с_едой – седой,
ба_ян – баян.

Учитель. В остальных словах нужно определить, где какой знак писать – ь или ъ. Как это сделать? На что нужно обратить внимание?

Ученики. Надо узнать, в какой части слова находится звук [j].

Вывод 3.

Надо вычленить корневую морфему, т.к. только после приставки в начале слова пишется ъ, во всех остальных случаях – ь.

Учитель. Поучимся это делать на таких словах:

[л’ис’jа] – в слове ь,
[руч’jи] – в слове ь,
[вар’эн’jэ] – в слове ь,
[в’jуга] – в слове ь; и в словах, которые были записаны на доске раньше:

нал_ёт
л_ют
об_едать

[нал’jот] – ь,
[л’jут] – ь,
[аб’jидат’] – ъ.

Комментарий.

Возможны ошибки при выделении корня в словах лисья, ручьи, варенье. С целью правильного выделения корня можно предложить изменить форму этих слов.

[л’ис’иj]
[руч’эj]

[вар’эн’jа]

Учитель. (Провокация.) Значит, в словах наехали, поехали тоже есть ъ, т.к. звук [j] в начале корня, перед приставкой.

Ученики. Приставка должна оканчиваться на согласный звук. Поэтому слова поехали, наехали – без разделительных знаков.

Учитель. Мы проанализировали все этапы действий, где могли быть допущены ошибки. Запишем слова буквами там, где мы это еще не сделали:

нальет, льют, объедать, лисьи, ручьи, варенье, вьюга.

3. Отработка алгоритма написания слов с разделительными знаками.

1) Исправьте ошибки, доказывая свой выбор. (Работа в парах.)

Братья объехали поляну и встали возле ручья. На них были лисьи шапки, оленьи пимы, овечьи полушубки.
Они объяснили, где находились ночью.
Вьюга утихла. За деревьями показались сани.

(Два человека у доски.) Проверка.

4. Запись словосочетаний и комментирование выбора разделительного знака.

К кусачей собаке, с медвежьей шкурой, написали объявление, маленькая обезьяна, поехал домой, медвежья услуга, льет как из ведра, строгий почтальон.

Комментарий.

Следует обратить внимание на фразеологические обороты (медвежья услуга, льет как из ведра).

В зависимости от уровня класса можно включить слова субъект, объект и др. и познакомить с трудными случаями написания ь и ъ. Учитель знакомит детей с правильным написанием слова почтальон и ему подобных:

бульон
павильон
медальон
батальон.

– В русском языке, оказывается, есть еще другие варианты написания ь и последующей гласной буквы.

Как вы запишете слово ин_екция?

С другими случаями написания ь и ъ мы познакомимся на следующем уроке.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru