Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск


Рождественская ярмарка на Неве

Дидактические материалы для работы в старших классах

№ 1

В половине декабря 1761 года Петербург представлял такую оживленную, богатую красками картину, как и ежегодно в эти дни перед Рождеством. Зимняя ярмарка, на которую привозили продукты труда из всех местностей России, была расположена на льду Невы, а возле лавок и столов продавцов возвышались искусственно сооруженные ледяные горки и катки – это особенно любимые удовольствия русского человека.
Петербуржцы шумно и радостно двигались взад и вперед по широкой ледяной улице, то спускаясь с горы на маленьких саночках, то собираясь для веселой беседы вокруг кипящего самовара в чайных лавках, то ища тепла и подкрепления в наскоро построенных домиках для продажи водки.

(97 слов)

1. Выпишите слова с н и нн, объясните их написание.
2. Из 2-го абзаца выпишите все наречия.
3. В каком из предложений возможна иная постановка знаков препинания? Обоснуйте свой выбор.
4. Какие слова в тексте использованы в переносном значении?

№ 2

Среди оживленно двигавшейся пестрой толпы попадались быстро мчавшиеся экипажи знатных особ; здесь можно было встретить красивые санки для одного или двух седоков, запряженные тройкой, великолепные кареты с большими зеркальными окнами и богатой позолотой, поставленные на полозья и запряженные четверкой. Однако седоки из этих блестящих экипажей не стыдились выходить в том или ином месте и в толпе крестьян и мещан принимать участие в общем народном веселье. Невозможно было представить себе нечто более радостное и оживленное, чем это гулянье на льду реки, на котором одинаково веселилось все население, и можно было думать, что вся Россия, и в особенности Петербург, переживает самые счастливые и беспечные времена. Тем не менее высшее общество, принимавшее такое живое участие в народных увеселениях, было в крайней тревоге; существовала тайна, которую все заботливо скрывали и которую все-таки каждый знал, а именно – что здоровье императрицы Елизаветы Петровны ежедневно ухудшалось и что почти каждый час можно было ожидать наступления рокового кризиса для повелительницы обширного государства.

(154 слова)

1. Выпишите из текста действительные причастия, входящие в причастные обороты.
2. Какую функцию выполняет слово однако (2 -е предложение)?
3. В третьем предложении подчеркните грамматические основы и объясните знаки препинания.

№ 3

1. Однако при дворе уже давно не было такого блеска и тихого оживления, как именно теперь. Каждый день приносил новые празднества, каждый вечер окна Зимнего дворца сияли огнями, придворное общество собиралось в залах на любимые императрицей маскарады или на театральные представления, в которых директор труппы Волков со своими актерами разыгрывал пьесы поэта Сумарокова, или переводы мольеровских комедий, или пантомимы – балеты в самой блестящей постановке. На каждом празднестве императрица появлялась пред собравшимся двором роскошно одетая, вся блистая бриллиантами. На каждом празднестве придворные радостно говорили друг другу о том, что императрица все здоровеет и молодеет, но вместе с тем в душе все отлично понимали, что дни ее жизни и правления сочтены.

(106 слов)

1. Найдите в тексте лексический повтор. Какую роль он, по-вашему, играет?
2. Выпишите все местоимения, определите их разряд.
3. Какое из предложений односоставное, к какому типу оно относится?
4. Найдите в тексте не названные (см. пункт 1) средства художественной выразительности.

№ 4

Наследник престола и его супруга, собственно, жили в Зимнем дворце как пленники, хотя аккуратно появлялись со своей маленькой свитой на всех придворных празднествах; на торжественных обедах они также занимали свои почетные места около императрицы, но последняя, казалось, едва замечала их и каждый раз приветствовала холодным, официальным поклоном, в котором выражалось столько же высокомерного презрения, сколько антипатии и отвращения, так что никто из придворных в присутствии императрицы не решался иначе выразить свое отношение к великокняжеской чете, как только немым, официальным поклоном в их сторону.

(83 слова)

1. Найдите и обозначьте в предложении вводные слова. Какое значение они имеют?
2. Приведите примеры использования в предложении метафоры. Чем вы руководствовались при выборе?
3. Можно ли сочетания с союзом как классифицировать как средства художественной выразительности – сравнительные обороты?
4. Сколько грамматических основ в предложении?

№ 5

Высокая красивая блондинка отошла в угол и, недовольная, громко зевая, опустилась на диван; другие молодые актрисы также казались мало обрадованными тем, что их юный гость, которым сразу все так заинтересовались, обращал внимание только на первую танцовщицу.

(36 слов)

1. Дайте полную характеристику предложению.
2. Найдите и выпишите все местоимения, определите их разряд.
3. Выпишите причастный оборот. Какую синтаксическую роль он играет в предложении?

№ 6

Слова юноши могли сойти за простой комплимент и даже, быть может, не свидетельствовать об особом уме и утонченности сказавшего их, но волнение, с которым молодой человек произнес их, его блестящие глаза и страстное восхищение, звучавшее в его голосе, вполне удовлетворили красавицу; она поблагодарила его с такой обольстительной улыбкой, словно он сказал остроумнейшую любезность.

(53 слова)

1. Подпишите все части речи.
2. Запишите в два столбика прилагательные и причастия.

№ 7

При взгляде на этого человека невольно приходила мысль о покрытой зеленою травою, залитой солнечными лучами горе, которая кажется вполне мирною, но в глубине которой бродят стихийные силы, способные при первом же удобном случае вырваться наружу, залить все кругом кипящею лавою.

(40 слов)

1. Чем осложнено предложение?
2. Сколько в предложении союзов?
3. Какие средства помогают автору описать человека?

№ 8

Манеры молодого офицера, несмотря на военную выправку, были скромны, овал его бледного лица – правилен и благороден, лоб высок и чист, тонкий, с горбинкой нос напоминал клюв хищной птицы, а красивый рот мог улыбаться чисто по-детски, но иногда складывался в высокомерную улыбку и, казалось, имел силу говорить убедительные слова.

(48 слов)

1. Найдите слово, написание которого зависит от того, какой частью речи оно является. Объясните выбор написания.
2. Можно ли считать тире перед сказуемым правилен и благороден авторским знаком? Свою точку зрения обоснуйте.
3. Являются ли употребленные автором определения эпитетами? Почему?

(Из кн.: Самаров Г. На троне великого дела. М.: Современник, 1994. С. 17–18)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru