Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

С.В. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан


Неделя русского языка в школе

Понедельник

На одной из переменок для всех учащихся в вестибюле или актовом зале разыгрывается небольшая сценка.

Ямщик в тулупе сидит и дремлет. Появляется Владимир Иванович Даль в форме мичмана, с якорем на плечах. Он с шумом бросает якорь на сани, ямщик просыпается.

Ямщик: Куда-с изволите ехать?

Даль (садясь в сани): Вперед!

Ямщик: Эх, барин, Россия-то велика, впереди простору-то вона сколько, нельзя ли адресочек четче назвать?

Даль: А мне так и надо – по всей России! Хочу собрать все слова языка нашего в «Толковый словарь живого великорусского языка».

Ямщик: И, чего вздумал. Ты, барин, видать, и понятия-то не имеешь, какова Русь-матушка велика! Да и зачем тебе они нужны-то, слова наши русские? Баре-то все на хранцузском боле говорят, нежели на нашем, на родимом языке.

Даль: А я вот и хочу, чтоб каждый из нас знал, как говорит и северный крестьянин-помор, и житель южных губерний, и горожанин, и житель русской глубинки. Хочу, чтоб знали, откуда к нам слова приходят, что означают, как приживаются в нашем языке. Хочу, чтоб каждому был доступен наш великий и могучий язык.

Ямщик: Доброе дело задумал ты, моряк. А силенок-то хватит?

Даль: Да уж коли я чего задумал, то от своего не отступлю. Да и на помощь и любознательность ребят рассчитываю. Как, ребята, поможете? Тогда отправляемся в путь! Неделя русского языка объявляется открытой! (Звучат фанфары.)

Ямщик (разворачивает грамоту): План проведения недели:

Понедельник – день разговорного стиля

Конкурс на лучшую иллюстрацию к фразеологизму, поговорке или пословице

Готовится заранее, в этот день вывешиваются самые лучшие работы в вестибюле или рекреации.

Конкурс загадок, сочиненных учениками.

(Оцениваются как загадки, так и активные отгадчики.) Загадки можно оформить в виде стенгазет или загадывать прямо на переменах.

Игра «Фразеологизмы наши – их значения ваши».

Каждому желающему выдается список фразеологизмов. Необходимо записать значение каждого фразеологизма. Листы собираются в конце рабочего дня. На следующий день в «кассе» ученик получает по жетону за каждый правильный ответ.

Вторник – день художественного стиля

Конкурс «Ода русскому языку»

Конкурс авторских произведений (повестей, рассказов, сказок, стихотворений и т.д.)

Материал готовится и оформляется заранее, а в этот день вывешиваются работы претендентов на победу. Рядом с произведениями висят ящички для голосования. Каждый учащийся имеет право отдать свой голос за одно из этих произведений. Победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество голосов.

Литературная викторина (или в устной форме на перемене, или в виде стенгазеты). Победители получают жетоны

Среда – день публицистического стиля

Конкурс на лучшее издание

Заранее издается газета или журнал, в день конкурса рабочая версия (т.е. как стенгазета, плакат) вывешивается в коридоре. В конце рабочего дня проводится опрос среди школьников: «Какую газеты вы бы обязательно купили?». По его результатам объявляют победителя. Редакция газеты – это не обязательно класс, это может быть разновозрастная группа, могут быть и индивидуальные издания.

Конкурс на лучшую публицистическую статью (оценивают учителя)

Игра «Последняя страница газеты»: кроссворды, ребусы, головоломки (на жетоны)

Четверг – день научного стиля

Путешествие по словарям

Заранее изготовляются карточки с заданиями, например, объяснить значение, происхождение и грамматические особенности слова. Учащиеся должны обратиться к словарям и дать полный ответ на поставленный вопрос (на жетоны). Ответы принимаются в пятницу утром.

Например, слово каникулы пришло в русский язык в XVII веке из польского языка. Восходит к латинскому canicula – «маленькая собачка». Так римляне называли период с 22 июня по 23 августа, когда Солнце находилось в созвездии Малого Пса. А вот множественное число это слово приобрело уже в нашем языке по аналогии со словами сутки, будни.

Олимпиада по русскому языку (после уроков)

Пятница – день официально-делового стиля

Награждение грамотами за активное участие в неделе русского языка и победителей конкурсов

Церемонию вручения наград проводят Даль и ямщик.

«Аукцион знаний». За приобретенные за неделю жетоны можно получить призы

Желательно каждый разыгрываемый предмет сопровождать интригующими репликами. Например:

1. Этот предмет вам понадобится каждый день, и даже не один раз в день, а несколько. Начальная цена – ___ жетонов.

2. Этому предмету очень много лет. То, что им пользовались еще в рабовладельческие времена, научно доказано. Цена поднимается до ____ жетонов.

3. Этот предмет бывает золотым, серебряным, деревянным, оловянным, пластмассовым. Цена растет – ___ жетонов.

4. На нем висит лапша, этот предмет дорог к обеду. И ____ложка достается учащемуся, который выложил за нее ____ жетонов.

Или:

1. Он должен быть в каждом доме: и бедном, и богатом. Стартовая цена – ____ жетонов.

2. В нем, по словам Сент-Экзюпери, вся Вселенная. Цена растет и составляет ____ жетонов.

3. Если он есть, то не надо помощи ни учителя, ни мамы.

4. Это не азбука, хотя здесь есть и а, и я. И за____ жетонов словарь ____ достается_______ ученику.

Олимпиада по русскому языку.

5-й класс

1. В каком слове буква я обозначает два звука: мяч, посвящение, маяк, ребята?

2. В каком слове – непроизносимый согласный: чудес_ный, капус_ный, блес_нуть.

3. В каком слове пишется ъ: об_учить ремеслу, об_явить тревогу, поют солов_и.

4. Допишите окончания прилагательных: в зимн__ лесу, громк__ голосом, в син__ тетради.

5. Вставьте гласные в окончание глаголов: вид_т, ве_т, смотр_шь, люб_шь, та_т, стро_т.

6. Запишите антонимы (слова с противоположным значением) к данным словам: вверх –_______, молодой – ________, счастье – ______, плохой – _________, день – ________.

7. Какое слово употреблено в переносном значении: железный стержень – железный характер?

8. Докажите, что оба написания верны:

вера _________
надежда ________
Любовь __________
Лев ____________

Вера _____________
Надежда _________
любовь ___________
лев ______________

9. Почему Кощея так называют?____________ ___________________________

10. Каким гребнем нельзя расчесать волосы?___ _________________

11. Говорят, что человек может быть рыбой и рекой. Вспомните эти имена.______________
______________________________________________________________________________

12. Какие имена принадлежат и девочкам, и мальчикам?_____________________________
_______________________________________________________________________________

13. Перечислите пять дней недели, не упоминая ни чисел, ни названий_____________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

14. На какой вопрос нельзя дать ответ да?

15. Из данных слов составьте предложение: в, лес, петь, птицы.__________________
___________________________________________________________

16. Нужна ли запятая в предложении: В синем небе звезды блещут в синем море волны хлещут?

17. Подчеркните дополнение в предложениях: Корни питают листья. Разбойник поймал Буратино.

18. Напишите как можно больше таких слов, для которых слово лес было бы проверочным._____________________________________________________________

19. Попросите продавца взвесить вам 500 граммов каких-либо фруктов из списка, приведенного ниже (апельсины, мандарины, яблоки). Запишите свою просьбу.___________________________________________________________________

20. В русском языке есть много стихов, загадок, придуманных специально для того, чтобы запомнить какое-нибудь правило.

Например:

Мороженое отличное:
клубничное, ежевичное,
яблочное, земляничное,
молочное и коричное,
сливочное, брусничное,
черничное, заграничное.
Ешь потихоньку, не спеши!
ЧН без мягкого знака пиши!

Попробуйте и вы сочинить какой-нибудь стишок, или песенку, или считалочку, чтобы запомнить какое-либо правило.

Олимпиада по русскому языку

(для разных классов)

1. С помощью суффиксов образуйте названия детенышей животных.

Белка – ___________, волк – ____________, галка – ____________, мышь – __________, собака – ___________, паук – __________, кот – __________, хомяк – ___________,
петух – ___________, грач – ___________, медведь – _____________, червяк – ____________.

2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните существительные, которые образовались путем перехода из одной части речи в другую.

Знойный июнь 1905 года. Одесская наб_режная забита людьми. Рабочие тесня_я плеч_м к плечу. Восьмилетний мальч_к протискивае_ся скво_ь толпу к самой реш_тке. От восторга у него ра_ширились глаза и пр_открылся рот. Из-за мыса показ_вается брон_носец «Потемкин». Под разв_вающимся красным флагом он пр_ближается к пр_чалу.

3. Переведите на иностранные языки русские слова:

правописание ______
перекрещивание слов__________
медная роза _________________
подсвечник ______________
апельсиновая плантация _______
чистописание _______________

4. Укажите слово из 6 звуков: тополь, береза, ясень, сосна, пихта, яблоня, осина.

5. Какие слова не имеют окончания: вниз, нижний, низ; высоко, высь, высокий?

6. В каком слове -ей окончание: ручей, ножей, воробей, соловей?

7. Подчеркните слово без приставки: поторапливаться, потный, потверже, потакать, потрепать.

8. Какое слово в этом ряду лишнее: подарок, подать, поделиться, подняться, посередине.

9. В каком слове один корень: миролюбивый, водопой, легкомыслие, преподаватель.

10. Подчеркните глагол в повелительном наклонении: речь, режь, печь, стричь, мочь, тишь.

11. Подчеркните слово без суффикса: букварь, аптекарь, лекарь, пекарь, фонарь.

12. Напишите четыре слова, которые начинались бы с 4 согласных:________________________.

13. С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в омоним?___________________.

14. Объясните, почему мы называем эти предметы так:

очки ___________________________________
перстень _______________________________
ожерелье ______________________________
окно ___________________________________
пирог __________________________________
сердце _________________________________

15. Четвертый лишний. Найдите лишнее слово и зачеркните его:

ворота, салазки, здания, чернила;
ночь, рожь, мышь, стеречь;
коньки, плавать, Снегурочка, сосулька;
город, Москва, Саратов, Санкт-Петербург;
пароход, париться, парик, парниковый;

крик, орать, визжать, кричать;
печка, свечка, утка, овечка;
золото, ураган, молоко, глава;
лебедь, ворона, воробей, попугай;
уши, ноги, руки, головы.

16. Озаглавьте текст, расставьте знаки препинания.

Когда падает снег вся природа чудесно преображается. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают ее пушистым ковром. Сказочным становится все вокруг деревья скамейки дома. Друзья играют в снежки а я им кричу Ребята с первым снегом вас! Зима лучшее время года.

17. Какое предложение непобудительное:

а) Шуми, шуми, послушное ветрило.
б) Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
в) Проверь, пожалуйста, работу.
г) Вы не знаете правил!

18. В каком предложении не надо ставить запятую:

а) Как мы и ожидали ночь была теплой.
б) На подоконнике распустились бойкая герань пышная гортензия неприхотливые фиалочки...
в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.
г) В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений.

19. В каком предложении следует поставить тире:

а) Я примерный ученик.
б) Красная площадь сердце Москвы.
в) Мы с Тамарой ходим парой.
г) Сегодня все тебе цветы и солнце, облака и вечность.

20. Творческое задание.

Помните загадку про окно?

Поля стеклянные, межи деревянные, по ним сторожа оловянные.

Эту загадку придумали специально для того, чтобы запомнить слова-исключения, в которых пишется нн.
Сочините сказку, стихотворение, считалочку, загадку, чтобы запомнить какое-либо правило или исключения из правил.

ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Русский язык – мой любимый урок.
Каждое слово идет мне впрок.
Слово за словом льется поток,
Словно великая Волга течет.
И много похожего есть в судьбе
Русской речи и в языке:
Оба они непокорны и горды,
Оба могучи и многоводны,
Оба прошли испытанья веков –
Им отдаю бескорыстно любовь.

Мерзлякова А., 10-й класс

В номинации «Первые пробы пера» лучшими признаны следующие стихотворения.

РОЗА

Роза когда-то принцессой была,
Жертвой колдуньи стала она.
Однажды в то царство приехал скрипач,
Сказал он принцессе: «Ты смейся, не плачь».
Скрипач заиграл волшебным смычком –
Скатились росинки с цветка жемчугом.
У розы той сразу вырвался смех,
И стала красивее роза всех-всех.
И пели влюбленные тысячу раз,
А злую колдунью прогнали тотчас.
В том царстве устроили пир на весь мир,
И скрипка играла под звуки лир.

Луць Э., 5-й класс

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Природа – храм, не только мастерская,
Где не учли одного пустяка,
Что можно, все тычинки различая,
Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
Когда мы все с природою на «ты».
Ведь вы тогда – вам стоит лишь всмотреться –
Поймете вдруг, о чем поют цветы.

Шитов Д., 10-й класс

Некоторые работы участников олимпиады (творческое задание)

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Однажды серый кенгуру
решил купить пальто,
но по шоссе, где он стоял,
не ездило авто.
Трамвай в ремонтном был депо,
и наш чудак пошел в метро.
Оно домчало вмиг его,
к огромнейшему ГУМу,
Народу здесь невпроворот,
а сколько шуму!
Так растерялся бедный кенгуру,
что чуть не съел он какаду.
Зашел с досады он в кафе
и заказал там сладкое безе,
ореховое эскимо
и ананасное ситро.
К нему подсел огромный шимпанзе
и угостил беднягу кофе с канапе.
Приятели поели молочного желе,
вкуснейшего какао, ванильного суфле.
Немножко посидели,
по видео смотрели
веселое кино,
играли в домино
и партию сыграли
в цветочное лото.
Друзьям домой пора давно,
в последний рейс идет метро,
и кенгуру к нему спешит.
«Прощай!» – он шимпанзе кричит.
Закрылись двери все в метро,
оно спешит, спешит в депо.
Вздыхает грустно кенгуру:
«Пальто, наверное, завтра я куплю...».

Луць Э., 6-й класс

После шипящих пиши и, у, а:
Чаща, пожар, старожил и жара.
Но исключенья найдешь и тут:
Брошюра, жюри, парашют.

Щебланова З., 10-й класс

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ -КОС-, -КАС-

Чтоб ошибку ты не сделал
В корнях -кос- и -кас-,
Ты запомни, что в -каса-
Надо написать две а!
Слышу гласную лишь раз –
Букву о пишу тотчас.

Исмайлова Р., 6-й класс

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru