Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2004

НАША ПОЧТА

«Всех строже оценить умеешь ты свой труд...»

Добрый день, уважаемая редакция газеты «Русский язык».
Я, Архипова Алла Кирилловна, учитель русского языка и литературы, обращаюсь к вам по поручению нашей секции, мы постоянные ваши подписчики.
Дело в том, что при сдаче отчетов и журналов за I четверть мы получили замечания от администрации по записям в журналах такой темы, как диктант. Я не буду описывать подробно суть замечаний, наши действия, но дело в том, что за последние годы мы не нашли четких требований по количеству контрольных работ. Наша просьба: пожалуйста, ответьте нам, сколько контрольных диктантов, сочинений, изложений должно быть в 5–11-х классах. Правомерна ли запись в журнале «Проверочный диктант» как тема урока? Можем ли мы заменить контрольные сочинения в 9-м классе на контрольные изложения в связи с тем, что в 9-м классе на экзамене пишут все-таки изложение? Какие есть у нас права?

С уважением, АРХИПОВА А.К.,
школа № 5,
г. Тайшет,
Иркутская обл.

Уважаемая Алла Кирилловна! Наша редакция, как и ваша секция словесников, тоже не располагает документами с четкими требованиями по количеству контрольных работ. Очень надеемся, что такого документа не существует вовсе, ведь вряд ли есть на свете человек, который может составить требования, равно пригодные для любого учителя и любого класса. Разумеется, контрольные работы необходимы учителю – и для выставления четвертных, полугодовых и годовых отметок, и, что гораздо важнее, для четкого представления о том, как усвоена та или иная тема и как в зависимости от результатов действовать дальше.

Конечно, нужны и учителю, и администрации какие-то ориентиры. В московских школах руководствуются Методическим письмом о внутришкольном контроле, выдержки из которого мы приводим ниже.

С помощью контрольного диктанта проверяется:

Когда проверяется

Что проверяется

1. Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)

1. Степень угасания правописных навыков

2. Прочность овладения навыками правописания

2. Конец изучения темы

1. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме

2. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)

3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах

3. Конец года (по итогам заключительного повторения)

1. Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе

2. Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.

Рекомендуемое число контрольных работ:

Виды работ

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

Диктант
Изложения
Сочинение

8
2
2

8
2
2

6
2
2

5
3
2

3
3
4

В 10–11 классах кафедра методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры (МХК) Московского института открытого образования (МИОО) рекомендует проводить следующее количество контрольных работ по русскому языку:

Виды работ

10-й класс – 1 час в неделю / 2 часа / 3 часа / 4 часа

11-й класс – 1 час / 2 часа / 3 часа / 4 часа

Диктант
Изложение

3/6/9/12
2/4/6/8

2/4/6/8
3/6/9/12

Сочинения по литературе в 10–11-х классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Кафедра методики преподавания русского языка, литературы и МХК рекомендует следующее количество сочинений: в каждом полугодии не менее 4, причем 2 классных сочинения и 2 домашних. В конце учебного года рекомендуется в 10-м классе проводить итоговое сочинение, в 11-м классе – предэкзаменационное сочинение или изложение (на выбор учащихся).

Как видно из процитированного текста, речь идет не о жестких требованиях, а о рекомендациях. В этом можно усмотреть уважительное отношение к словеснику. В наше время диким анахронизмом выглядело бы стремление чиновников мелочно регламентировать работу учителей – людей, которым доверено учить и воспитывать будущее страны. Мы свободные люди и, как пушкинский поэт, сами способны «всех строже оценить...… свой труд». И никому из нас не захочется походить на смешного и отвратительного «человека в футляре», всего бояться и потому держать в страхе других. И осторожненько проживать жизнь, по горькому чеховскому выражению, «не запрещенную циркулярно, но и не разрешенную вполне».

Это ответ на вопрос о правах. Надеемся, что обсуждение формы записи урока в журнале не привело вас и ваших коллег к серьезной размолвке с администрацией. Так много в нашей учительской жизни действительно сложных и важных проблем, требующих обсуждения, может быть, столкновения мнений – для дальнейшей дружной совместной работы.

С Новым годом, дорогие коллеги! Мира вам и успехов!

Редакция «РЯ»

 

Рейтинг@Mail.ru