Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2004

Я ИДУ НА УРОК

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.


Стилистические функции однородных членов предложения

11-й класс

Цель урока: показать многообразие стилистических функций однородных членов предложения, раскрыть роль однородных членов в речи.

ХОД УРОКА

Учитель. Однородные члены предложения широко используются во всех речевых стилях, и стилистические функции однородных членов предложения многообразны. Давайте посмотрим, так ли это. Приведите примеры, подтверждающие, что однородные члены предложения используются во всех стилях речи. (Ученики зачитывают подобранные дома примеры.)
Запишем несколько предложений:

За другим столом сидит с книжником человек с хорошим именем, но в худых сапогах. (В.Гиляровский)

Предо мной четыре листа бумаги большого формата, на которой могли бы уместиться три чеховских рассказа, или десять стихов, или годовой отчет сельпо, или еще что-нибудь важное и содержательное. (Из газеты)

Грязь – стихия, она пропитала собою все: стены домов, стекла окон, одежды людей, поры их тела, мозги, желания, мысли. (А.Горький)

Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами. (Н.Гоголь)

Прокомментируйте данные примеры. Есть ли в них однородные члены предложения? Подумайте и скажите, какие понятия они выражают: близкие или далекие, совместимые или несовместимые? Какой эффект при этом создается?

Ученик. Во всех четырех предложениях однородные члены обозначают далекие или несовместимые понятия. Но если в первом, втором и четвертом предложениях они служат для создания комического эффекта, то в третьем – автор посредством смыслового сближения и перечисления логически несовместимых слов создает обобщенный, остросатирический образ большого капиталистического города. Различные неоднородные понятия А.Горький подводит под одно общее понятие.

Учитель. Хорошо. Мы вправе говорить об особом стилистическом приеме, когда для создания комического эффекта или сатирического образа используются далекие или несовместимые понятия.
Особую выразительность, напряженность повествованию придает смысловая градация. Чтобы уяснить значение слова градация, обратимся к Словарю русского языка С.И. Ожегова и к Словарю-справочнику лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

Ученик. В Словаре С.И. Ожегова слово градация толкуется так: последовательность, постепенность в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому.
Словарь-справочник лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой дает следующее толкование слова: стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.

Учитель. Проанализируйте следующие примеры.

1. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)

2. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)

3. Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

4. Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург)

5. Я стал раздражителен, вспыльчив, резок, мелочен до того, что не узнаю себя. (А.Чехов)

6. Вместо зеленой лилась золотистая, почти огненная вода. (В.Солоухин)

7. Самая бичующая, самая гневная, самая скорбная сатира должна содержать все же хоть каплю насмешки – иначе она перестанет быть сатирой. (М.Кольцов)

Ученик. Во всех примерах есть градация, так как каждый последующий однородный член предложения или усиливает, или ослабляет смысл предыдущего. В примерах 1, 2, 4, 5, 6, 7 градация восходящая – однородные члены располагаются в порядке усиливающегося значения, в примере 3 градация нисходящая – однородные члены располагаются в порядке уменьшающегося значения.

Учитель. Какая градация – восходящая или нисходящая – наблюдается чаще?

Ученик. Более распространена градация восходящая.

Учитель. Как поддерживается смысловая градация в следующем примере:

Война – большое испытание и для народов, и для людей. Многое на войне передумано, пересмотрено, переоценено. (И.Эренбург)

Ученик. Смысловая градация здесь поддерживается повторением одной и той же морфемы – приставки пере-. Повторяться могут также слова.

Учитель. Составьте самостоятельно подобные примеры. (Ученики выполняют задание.)

Учитель. Запишем предложение:

И над всем этим, величественно и грузно опершись слоновыми локтями о раму, возвышается,… нет, не возвышается,… ширится,… нет, не ширится,… непомерно присутствует, царит, доминирует, подавляет и ужасает чудовищной комплекцией… польский генерал. (В.Катаев)

Какой эффект достигается благодаря градации, нанизыванию однородных членов в данном предложении?

Ученик. Смысловая градация здесь используется для создания комического, сатирического эффекта. Здесь мы наблюдаем повторение одного и того же слова.

Учитель. Однородные члены предложения широко используются в художественной речи. Они позволяют создать емкий образ, придать описанию эмоциональность, экспрессивность. Подкрепите сказанное примерами из «Мгновений» Ю.Бондарева.

  • Однородные члены используются при описании предметов.

Браунинги и маленькие «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, никелем ствольных коробок, пленительным перламутром рукояток, изящными мушками над круглыми дульными выходами – в этих пистолетах все было удобно, аккуратно выточено, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в легких и прохладных крошечных пульках. («Оружие»)

Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен – пищалями, саблями, кортиками, кинжалами, секирами, пистолетами, – видя роскошную инкрустацию оружейных лож, бриллианты, вправленные в эфесы, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?» («Оружие»)

  • Однородные члены используются при описании природы.

Была осень, теплый, ясный день, везде в воздухе разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов. В этом тихом уголке московской улицы до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых, грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах, а я шел, слушал хруст под ногами и думал:

– До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень – ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, ее тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. Да, да, все естественно и потому прекрасно!.. («Крик»)

  • Однородные члены предложения помогают автору в создании портрета.

Потом мы сидим за столиком, липким, покрытым клеенкой, пахнущей дыней, отец заказывает пиво, разговаривает с веселым чайханщиком, усатым, приветливо-крикливым, грубо загорелым до черноты. («Отец»)

Отец, молодой, сильный, в белой рубашке, улыбается, смотрит на меня, и мы, будто во всем равные мужчины, наслаждаемся здесь после рабочего дня тишиной, вечерней свежестью арыка, зажигающимися огоньками в городе, холодным пивом и пахучим миндалем. («Отец»)

  • Однородные члены предложения используются при описании окружающей обстановки.

Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот приятно-домашний маячок в деревянном домике, этот загороженный занавеской огонек настольной лампы – и я представлял маленькую, натопленную, пахнущую деревом комнату, стеллажи, заставленные старыми книгами, по всем стенам, потертый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий световой круг в полумраке, и кого-то тихого, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окруженный благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил в тишине комнаты шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. Но кто же он был – ученый, писатель? Кто? («Свет в окне»)

  • Однородные члены помогают также описать внешность человека, его образ жизни.

Ласковый, солнечный апрельский день шестьдесят третьего года, огромная, вся залитая светом квартира Яна, его кабинет с коллекцией фарфора XVII века, с ценнейшим набором курительных трубок времен Наполеона, старинными часами (были здесь даже личные часы Лихтенштейна), дорогими картинами старых голландских мастеров. Везде бросались в глаза немецкая чистота, переизбыток достатка, утонченный вкус, и сам хозяин этой квартиры был красив, приветлив, весел, доволен собой, жизнью, женой – она, тоже молодая, красивая, недавно родила ему дочь, которую назвали Камиллой в честь героини нового и шумного его фильма. («Апрельский день»)

Мчались по прямому шоссе мимо беленьких бензоколонок, гигантских рекламных щитов, предлагающих самое вкусное пиво «Перони», особо комфортабельные фордовские машины для Европы, мимо сияющих, как радиальные золотые лучи, лимонно-желтых ракушек «Шелл», шестиногих драконов, изрыгающих из пасти красное пламя, этих символов высокооктанового бензина, проносились мимо гостеприимных придорожных ресторанов, словно бы отъединенных от городков, видневшихся справа и слева на холмах вокруг острокровельных средневековых замков, ярко залитых вдали солнцем; и нежно, по-весеннему сверкала трава, серебристо блестели в полях листья олив; а среди зелени полей, подобно трубам дредноутов, дымили заводы, дым висел, растягивался туманцем над садами, светился в воздухе над ровной весенней долиной – и вдруг появилось смутное чувство раздражения против нескончаемых этих современных заводских эскадр на благостно обетованной, обласканной когда-то Богом древней земле. («Венеция»)

  • При помощи однородных членов предложения автор имеет возможность сказать о пристрастиях, вкусах, интересах, впечатлениях, чувствах персонажа.

Но первое, что я помню, – это сырая свежесть раннего утра, сочные травы, тяжелые от росы, высокий берег реки, где мы остановились, видимо, после ночного переезда. («Степь»)

Я люблю сходить ночью на маленьких лесных станциях, стоять на безлюдной платформе, слушать отдаленные вздохи уходящего паровоза. («Клара»)

Я люблю шагать по темному лесу и слушать его шорохи, сонные вскрики птиц, попискивание куликов на близких озерах, потом шагать по мягкой пыльной полевой дороге и видеть далекие огоньки на косогорах. («Клара»)

Но это чувство прошло в Венеции, исчезло надолго – и любовная тихая радость, ощущение юности, ясного прощения всему не покидали меня, когда вечером, усталый, с приятно горящим после солнца, воды, морского воздуха лицом, глядя на огни в храмах, во дворцах, темневших из воды, я возвращался на переполненном пароходике к пристани, где на набережной находился мой отель. («Венеция»)

Мы сидели на открытой террасе с видом на всегда прекрасную Прагу, на древние Градчаны, сидели, пригретые весной, овеянные верховым ветерком, и была тишина, солнце, особое настроение свободы, беспечности, ожидание радости, какое бывает только в мягком, душистом воздухе апреля. («Апрельский день»)

Так и остался в моей памяти этот жизненосный, по-весеннему обещающий счастье день, и солнце в большой уютной квартире, и пахучий ветерок на высоте террасы, и городская даль Праги в апрельском прозрачном воздухе, и главное – ощущение вечной радости, ощущение своего здоровья, успеха, легкости жить в этом прекраснейшем мире. («Апрельский день»)

Да, да, человек не только сотрясает, терзает и ранит плоть Земли разрывами снарядов и многотонных бомб с той поры, как начались войны, но он превращает свой дом в мусорный ящик, в грязную свалку использованных и уже ненужных предметов, в кладбище машин, транзисторов, бутылок, консервных банок. Человек душит, отравляет Землю химическими отбросами, как будто в неистовости алчного обогащения торопится убить и ее, и себя. («Звезда и Земля»)

Учитель. Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием. А сейчас прочитайте следующее предложение:

Если в летнем благословенном лесу человек способен испытывать очарование сверкающей зелени, теплых запахов травы, солнечных светотеней, то он не замечает корявых веток под ногами, гнилых пней, безобразный сушняк в чаще. («Лес и проза»)

Сколько рядов однородных членов в предложении? Возникают ли какие-то отношения между этими рядами слов?

Ученик. Введение в предложение двух рядов однородных членов может служить средством создания контраста.

Учитель. Вы уже провели большую работу по нахождению в «Мгновениях» Ю.Бондарева предложений с однородными членами. Охарактеризуйте эти предложения с точки зрения интонации, мелодики.

Ученик. Перечисление однородных членов, особенно распространенных, придает речи интонационную плавность, выразительность.

И вот однажды мне пришлось поехать не в деревню, а на юг, в санаторий, отдыхать, на прекрасный юг с его жарой, декоративными пальмами и душными бархатными ночами, где нет ни горького запаха кашки на полянах, ни холодных лесных озер, в которых на закатах бьют хвостами пудовые щуки. («Клара»)

И он принялся консервной банкой вычерпывать воду со дна долбленки, сыро пахнущей рыбьей чешуей, влажным деревом, а я осторожно оттолкнул посудину, прошел несколько шагов по мелководью, чувствуя через резиновые сапоги еще зимний холод воды, и сел на нос ботика – тот едва не зачерпнул от моей тяжести, увеличенной теплой одеждой, уже намокшей под дождем, и грузом охотничьего снаряжения: двустволка, набитый зарядами патронташ, вещмешок с котелком, продуктами и всякой всячиной, необходимой для ночевок у костра на лесных озерах. Я сидел в этой легонькой чуткой долбленке, боясь громко разговаривать, боясь резко шевельнуться невзначай, и держал ружье и вещмешок на коленях, пока неторопливый старик не догреб до противоположного берега. («Охотник и рыбак»)

Учитель. Однородные члены предложения нередко сочетаются с обобщающим словом. Вы уже знаете о том, что между обобщающим словом и однородными членами предложения устанавливаются два вида смысловых отношений – родо-видовые и отношения целого и части. Как вы думаете, в каком стиле обобщающее слово обычно обозначает родовое понятие, а в каком – имеет довольно широкое значение (местоимения, наречия и т.д.)? Приведите примеры.

Ученик. Обобщающее слово обозначает родовое понятие, как правило, в научном стиле, а в художественной речи обобщающее слово чаще всего имеет довольно широкое значение. Сравните:

1. Существуют две степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная.

2. А как забилось сердце, когда увидела она вагон, ряд изб и усадьбу: сад, высокую крышу дома, задние стены людских, амбаров, конюшен. (И.Бунин)

Учитель. Для чего служат однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях? Проанализируйте следующие примеры.

Причины иноязычного заимствования могут быть внешними (внеязыковыми) и внутриязыковыми. Основная внешняя причина – тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами – носителями языков. Наиболее типичная форма влияния, обусловленного такими связями, – заимствование слова вместе с заимствованием вещи или понятия. Например, с появлением у нас таких реалий, как автомобиль, конвейер, радио, кино, телевизор, лазер и мн. др., в русский язык вошли и их наименования. (Л.Максимов)

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. (Ст. 2 Конституции Российской Федерации)

Ученик. Однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях служат для детального описания явления, портрета, для классификации. Для научной речи характерны полнота, исчерпанность перечисления, поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции с замыкающим союзом перед последним членом перечисления.

Учитель. Определите стилевую принадлежность текста. Укажите признаки стиля. Какие функции в нем выполняют однородные члены предложения?

«Слово» дошло до нас в единственном списке XVI века. Трагична его судьба: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А.И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. Но, по счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его. Благодаря этому «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только древней русской литературы, но и новой, и в особенности современной.

Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.

Красотой «Слова» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь, а в XX веке – Блок, Бунин и многие советские поэты и писатели.

Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей «Слова». Чувство это пронизывает собой все произведение, проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее князей, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Любовь к родине и русскому народу определила выбор художественных средств в «Слове», близких к народному творчеству, усилила наблюдательность его автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.

Вот почему значение «Слова» так безмерно возросло в наше время. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине. (Д.Лихачев)

Ученик. Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи. Однородные члены предложения способствуют повышению информативности, образности текста. Во многом благодаря однородным членам автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя и слушателя.

Учитель. Выполните следующие задания:

1. Определите тему, идею текста.

2. Подготовьтесь к пересказу текста.

3. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах.

4. По данному тексту составьте диктовку, представив в ней как можно больше различных орфограмм.

5. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Наш урок подходит к концу. В заключение ответим на вопросы:

1. С какой целью в одном ряду однородных членов используются далекие и несовместимые понятия? Приведите примеры.

2. Что такое градация? Приведите примеры восходящей и нисходящей градации.

3. С какой целью однородные члены используются в художественной речи? Приведите примеры.

Домашнее задание

Определите роль однородных членов предложения в миниатюрах Ю.Бондарева «Звезда детства» и «Непонимание».

Произведите пунктуационный анализ текстов.

ЗВЕЗДА ДЕТСТВА

Серебристые поля сверкали в темном небе над спящей деревней, и одна из звезд, зеленая, по-летнему нежная, особенно добро мерцала мне из далеких глубин Галактики, из запредельных высот, двигалась за мной, когда я шагал по пыльной ночной дороге, стояла меж деревьев, когда я остановился на опушке березняка, в прохладе тихой листвы, и смотрела на меня, лучась родственно, ласково из-за черной крыши, когда я дошел до дома.
«Вот она, – думал я, – это моя звезда, вся теплая, участливая, звезда моего детства! Когда я видел ее? Где? И, может быть, я обязан ей всем, что есть во мне хорошего, чистого? И, может быть, на этой звезде будет последняя моя юдоль, где примут меня с тою же родственностью, которую я ощущаю сейчас в ее добром, успокоительном мерцании?»
Не было ли это общение с вечностью, разговор с космосом, что до сих пор все-таки пугающе непонятен и прекрасен, как таинственные сны детства!

НЕПОНИМАНИЕ

– Степь? Это закаты, это рассветы, это тишина без конца и края...… А полынь! Вы когда-нибудь вдыхали запах полыни? А летние или осенние ночи с миллионами километров звезд над головой! А на зорьке июльской, ежели еще по древнему обычаю верхом, когда от трав парным молоком пахнет, когда дорога звенит под копытами вашего дружка коня, тогда лучшего ничего в мире нет, это уже запредельное чувство! А теплый ветер в лицо, а тюльпаны-красавцы охорашиваются перед восходом: умылись, и росу стряхивают, и выпрямляются в траве, и кивают со всех сторон, и улыбаются вам и зорьке. Вы, кажется, не верите? А вы поверьте. Я прожил в степи половину своей жизни.
– Я помню другую степь – серую, мокрую, неуютную...…
– Она такой не бывает, простите великодушно...…
– Помню еще: в степи от лунного света стояли сизые сумерки, и как-то сразу похолодало к рассвету. Мне было скучно.
– Скучно? Простите. Я, видимо, не понял: о чем вы?..

 

Рейтинг@Mail.ru