Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2004

Я ИДУ НА УРОК

А.Ю. РЕЗВАЯ,
г. Челябинск


Роль односоставных предложений в художественном тексте

(2 часа)

8-й класс

Тип урока: обобщающее повторение по синтаксису в 8-м классе.

Цели урока:

1) обобщить знания по теме «Односоставные предложения»;

2) показать, как используются экспрессивные возможности односоставных предложений в художественном произведении.

ХОД УРОКА

Слово учителя. Постановка целей.

– Сегодня на уроке мы закрепим знания об односоставных предложениях, их семантике; попытаемся проследить, как работают односоставные предложения в художественной речи. Поможет нам в этом лирика поэтов И.Бунина, А.Ахматовой, Н.Заболоцкого, А.Твардовского.

I. Назывные предложения

1. Стилистический эксперимент.

– Сейчас нам предстоит познакомиться с правками писателя, т.е. с его творческой лабораторией. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». (А.Пушкин)

Перед вами разные редакции отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». Кто читал это произведение? О чем оно? (О Великой Отечественной войне, о русском солдате Василии Теркине. Этот солдат – воплощение национальных черт всего русского народа, которому суждено было пройти страшную дорогу войны.)

– Итак, вы должны сравнить редакции и выяснить, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор и почему.

Черновой вариант

– О чем этот отрывок? (О смертельной опасности, которой подвергаются солдаты во время переправы.)

– Какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Подчеркните грамматические основы предложений. (Отмечается наличие односоставных предложений в окончательном тексте, двусоставных в черновом. Автор отдает предпочтение тексту с односоставными предложениями.)

– Определите основной тип односоставных предложений. (Назывные.)

– Почему же автор выбирает окончательный вариант, состоящий из одних односоставных назывных предложений? Давайте разбираться. Составьте синонимические пары предложений:

– В чем сходство? (Тема, идея.)

– В чем различие? (В черновом варианте мы видим картину глазами стороннего наблюдателя, отсюда и точные наблюдения: лес угрюмый, зубчатый; снег укатанный, втоптанный в грязь. В окончательном варианте с помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть.)

– Почему поэту важно, чтобы мы увидели картину переправы глазами солдата? (Мы должны понять и почувствовать, что испытывали воины, максимально приблизиться к тем людям, тем местам.)

– Какова еще функция назывных предложений в тексте? (Они позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В них называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода, и для многих и многих солдат не спасение, а гибель. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.)

– Важно при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, обращать внимание на интонацию. При нескольких назывных предложениях – продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.

– С какой целью автор употребляет многоточия? (Это содержательные знаки, сигнализирующие о незавершенности, недосказанности. Этот знак подчеркивает трагичность, безысходность.)

2. Групповая работа.

– Мы отметили еще не все функции назывных предложений в художественном тексте. Удивительная выразительность подобных конструкций привлекает многих поэтов и прозаиков.

Общее задание к текстам. Прочитайте стихотворения, найдите грамматические основы предложений, определите функции односоставных предложений.

1-я группа

Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой,
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой,
Подвенечной и прозрачной.

(Б.Пастернак)

2-я группа

ВАЛЬС С ЧЕРТОВЩИНКОЙ

Реянье блузок, пенье дверей,
Рев карапузов, смех матерей,
Финики, книги, игры, нуга,
Иглы, ковриги, скачки, бега.

(Б.Пастернак)

3-я группа

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

(А.Ахматова)

Вопросы к текстам

1

– Как бы вы озаглавили отрывок?

– Что такое чертог? К какому стилю принадлежит слово?

ЧЕРТОГ (устар., высок.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Синтаксические конструкции с назывными предложениями создают живописную, образную, зримую картину сказочного леса. Назывные предложения подобны мазкам художника.

2

– Объясните значения слов нуга, коврига.

НУГА – кондитерское изделие, сладкая масса из орехов.

КОВРИГА – каравай хлеба.

– Почему поэт дал такое название стихотворению?

Цепь назывных предложений позволяет описать картину головокружительного танца. Огромное количество подробностей, деталей. Стремительное развитие действия.

3

– Дайте название отрывку.

Номинативные предложения создают впечатление личного дневника, письма – фиксируются дата, время суток, день недели, положение, в котором находится человек, пишущий этот дневник, и тема записи – любовь. Это дневник не столько событий, сколько чувств.

– Итак, назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей.

Все выводы заносятся в таблицу в течение урока.

I. Номинативное (назывное) предложение

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания

2. Создает образную, зримую картину природы, состояния героя

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время

4. Дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев

II. Определенно-личные предложения

1. Поэтическая разминка «Продолжи строчку».

– Ваша задача – продолжить строчку стихотворения, назвать автора.

1) Люблю (грозу в начале мая).  (Ф.Тютчев)

2) Люблю тебя, (Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид). (А.Пушкин)

3) Во глубине сибирских руд (Храните гордое терпенье). (А.Пушкин)

– Какой вид односоставных предложений мы сейчас вспомнили? (Определенно-личные предложения.)

2. Стилистический эксперимент

– Возьмем для эксперимента строки А.Пушкина из «Медного всадника», которые мы с вами уже вспоминали:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

Задание. Подчеркните основу. Что изменилось, если бы Пушкин написал:

Я люблю тебя, Петра творенье,
Я люблю твой строгий, стройный вид...

(Во-первых, фраза становится громоздкой, неповоротливой; во-вторых, внимание на себя перетягивает личное местоимение я – и главной становится фигура автора, что противоречит замыслу Пушкина.)

– А.М. Пешковский на этот счет писал: «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».
Напоминаю, что односоставные предложения, какими бы они ни были по виду, являются средством лаконичности.
Стихотворение с определенно-личными предложениями более приближено к читателю, имеет доверительную интонацию.

– К кому обращен этот отрывок из поэмы? (К Петербургу – Петра творенью.)

– В определенно-личных предложениях часто употребляются обращения. Приведите примеры из стихотворений.

Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана. (М.Лермонтов)

– Личные местоимения обычно опускаются при глаголе, выражающем благодарность, поздравление, пожелание, просьбу, а также при глаголах мысли и чувства. М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях: «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».

Выводы заносятся в таблицу.

II. Определенно-личное предложение

1. Средство лаконичности

2. Сосредоточивает внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли)

3. Создает интонацию доверительности

4. Употребляется в стихах-признаниях, просьбах, призывах и т.д., в письмах, дневниковых записях

III. Неопределенно-личные предложения

Групповая работа

Задание 1. По грамматическому значению отгадайте вид односоставного предложения.

Обозначает действие неопределенных, неконкретных лиц, знать которые не важно, т.к. имеет значение лишь факт совершения действия. (Неопределенно-личное предложение.)

– Мы должны будем определить, для чего используют прозаики и поэты неопределенно-личные предложения.

Задание 2. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова функция этих предложений в тексте художественных произведений?

1-я группа

(Ю.Яковлев. Сын летчика)

Из текста рассказа Ю.Яковлева читателю известно, что все эти действия (не пускают, ставят, боятся) совершает Володина мама. Почему автор умалчивает об этом? (Писатель показывает, что мальчику не хочется называть маму в беседе со взрослым другом. Он хочет показать свою независимость и самостоятельность.)

2-я группа

(Г.Медынский. Повесть о юности)

– О чем этот отрывок? (О том, каким способом достигается внешнее благополучие.)

– Как вы считаете, кто думает и говорит о требовательности и благополучии? (Директор школы.) А кто это благополучие боится испортить? (Учителя.)

– Так почему же герой не называет истинных лиц?

(Это делается намеренно. Неопределенно-личные предложения, создавая неопределенность, позволяют герою обобщить свои выводы.)

3-я группа

Найдите синонимичную пару.

– Откуда у тебя эти сережки? – спросил Илья.

(И.Герасимов. И возвращаются ветры)

(Синонимичная пара: односоставное предложение Подарили – двусоставное предложение Он и подарил.)

– В чем различие этих синтаксических конструкций? (Различие в структуре и в смысловых оттенках. Конкретизация действующего лица лишает двусоставное предложение оттенка многозначительности.)

О свойствах неопределенно-личных предложений пишет А.М. Пешковский: «Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное».

Выводы заносятся в таблицу.

III. Неопределенно-личное предложение

1. Обозначает действие безотносительно к конкретному лицу, позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности

2. Форма предложения очень удобна для маскировки действующего лица. Действие намеренно отвлекается от деятеля

3. Действие важнее деятеля, который его произвел, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости

IV. Обобщенно-личные предложения

– Знаете ли вы стихотворения, в которых встречается следующий вид односоставных предложений – обобщенно-личный? Прочитайте их.

Почему обобщенно-личные предложения оказываются столь почитаемыми у поэтов? Давайте подумаем.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится. (В.Шефнер)

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий...
Берегите Землю! (М.Дудин)

– Что общего в употреблении обобщенно-личных предложений в этих поэтических отрывках? Для чего служат обобщенно-личные предложения? (Для оживления рассказа. Употребляются в основном при необходимости представить действие, которое относится к любому лицу вообще. Помогают передать то или иное чувство автора непосредственно читателю.)

– К чему призывает нас В.Шефнер? (Вечно дивиться чудесам природы, стараться понять ее законы.)

Выводы заносятся в таблицу.

IV. Обобщенно-личное предложение

1. Обозначает действие, которое относится к любому лицу

2. Помогает передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям

3. Часто становится афористическим высказыванием

4. Широко используется в разговорной, публицистической и художественной речи

V. Безличные предложения

Задание. Пренебрегая рифмой и ритмом, замените этот тип предложений на обобщенно-личные, на двусоставные. Как при этом меняются смысл и стиль всего текста?

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

– Какова основная мысль этого четверостишия? (Особенность России, ее непредсказуемость.)

– Прочитайте переделанные варианты.

Обобщенно-личные

Двусоставные

Умом Россию не поймешь,
Аршином общим не измеришь:
У ней особенная стать –
В Россию можешь только верить

Умом Россию никто не поймет,
Аршином общим никто не измерит:
У ней особенная стать –
В Россию мы можем только верить

– Изменяются ли смысл и стиль текста? (Безличные предложения передают полную невозможность понять Россию независимо от желания, хотения человека. Речь идет о предопределенности. Обобщенно-личные предложения говорят о невыполнимости этого для любого человека. Двусоставные предложения передают полную неспособность человека постигнуть особенную стать России.)

– Теперь попробуем обозначить еще одну функцию безличных предложений, анализируя отрывок из стихотворения А.Пушкина.

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...

Парки – в древнеримской мифологии три богини судьбы.

– Какое название вы бы дали этому отрывку? («Ночью», «Бессонница», «Смятение».)

– Автор назвал его «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Какое настроение передает поэт? (Тягостные раздумья о жизни.)

– Почему вы так решили? (Безличные предложения Мне не спится, нет огня сразу раскрывают настроение поэта и вводят нас в мрачную и тревожную обстановку. Последующие назывные предложения усиливают смятение поэта.)

– Если бы поэт вместо безличных предложений употребил в стихотворении их синонимы Я не сплю и Огонь не освещает, что бы изменилось? (Пропало бы ощущение непонятной тревоги, одиночества.)

– Вот мы и вывели еще одну функцию безличных предложений в художественных текстах: безличные предложения могут передавать тонкие душевные состояния человека.

Выводы заносятся в таблицу.

V. Безличное предложение

1. Описывает состояние природы

2. Вносит в текст ощущение предопределенности

3. Передает состояние человека (например, чувство тревоги, одиночества, пустоты, безысходности)

Подведение итогов

Мы убедились, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные предложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.

Литература

1. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка // Русский язык, № 36/1998. С. 5.

2. Гиржева Г.Н. Некоторые особенности поздней лирики Б.Пастернака // Русский язык в школе. 1990. № 1. С.  55.

3. Джанджакова Е.В. Синонимические возможности русского языка // Русский язык, № 17/1998. С. 5.

4. Соколова Г.П. Изучение односоставных предложений // Русский язык в школе. 1990. № 1–4.

 

Рейтинг@Mail.ru