Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.П. ГАВШИНА,
г. Ижевск


Обобщающие тестовые материалы по русскому языку в среднем специальном учебном заведении

Предлагаем разработки обобщающих тестов по различным орфографическим темам для учащихся средних специальных учебных заведений.

Оканчивая школу, ученик имеет какой-то определенный запас знаний по предмету и, приходя в среднее специальное учебное заведение, готов к изучению предмета на новом уровне, на уровне обобщения знаний.

Учитель, работающий в специальном профессиональном заведении, не может планировать преподавание так, как это делается в средней школе, т.к. рискует увлечься повторением отдельно взятых правил, что, естественно, не повысит уровня грамотности учащихся. Вся работа должна строиться на обобщении, предполагает повышенный уровень сложности.

Нами разработаны примерные варианты тестирования, содержащие ряд орфографических заданий различного уровня сложности. Цель учителя – выявить, видит ли учащийся орфограмму, умеет ли классифицировать тип орфограммы, умеет ли применять алгоритм правила, т.е. обладает ли в полной мере орфографической зоркостью и владеет ли приемами решения орфографической задачи. Только при положительном ответе на эти вопросы можно говорить о сформированном орфографическом навыке.

Так, после изучения темы «Орфография корня» каждому учащемуся предлагается карточка для индивидуального контроля. Выполнив задание, студент не просто называет номер ответа, а объясняет свой выбор. Беседа с каждым студентом позволяет учителю выявить пробелы в его знаниях и откорректировать алгоритм орфографического действия. Предлагаем несколько вариантов таких карточек по названной теме (орфограммы: безударные гласные, чередующиеся гласные, о и ё после шипящих, непроверяемые гласные в корне).

Карточки для индивидуального контроля

Вариант 1

1. В каком ряду во всех словах пишется буква о:

а) пиж_н; с_ломинка; незд_ровится;
б) п_мещик; ш_лковый; ож_г лица;
в) приг_ревший; з_рница; маж_рный?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится? Исправьте ошибку, приведя собственное рассуждение:

В слове зап_здалый в корне пишется о, т.к. ударение не падает на корень.
В слове зап_ рается после корня стоит а, это суффикс. Пишем букву е.
Слово к_пчености содержит безударный гласный, который не проверяется.

3. Напишите все исключения по чередующимся гласным в корнях.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Вода на озере погасла, сделалась чорной, как деготь. «Играйте, висилитесь, растите, моладые силы, – думал он. – А мне... остается отдать вам последний паклон». Вдруг лоно вод измял с налету вихорь шумный... погиб и кормщик, и плавец. Скланившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выбирали улов.

Вариант 2

1. В каком ряду во всех словах пишется буква а:

а) п_стух, ск_чок, ч_щоба;
б) пол_гаться, б_клажанный, выг_рки;
в) в_рота; покл_няться, р_внение?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится; исправьте ошибку, приведя собственное рассуждение:

Слово маж_р нужно смотреть в словаре.
Слово ож_г пишется с буквой ё, т.к. проверочное слово – жечь.

3. Распределите слова в зависимости от того, в какую орфограмму входит гласная:

возгораемость, катапульта, жемчужина, священник, расстелить, жердочка, зарядить, поплавок, принцип, решетка, зарянка, моделирование, шоковый, цитрус, черт.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Люди пишут, а время стерает, все стерает, что можно стереть. Но скажи – если слух умирает, разве должен и звук умиреть?

Отдаленные горы были ясно видны. Долго еще разносились раскаты грома.

Вариант 3

1. В каком ряду во всех словах пишется буква и:

а) криминальный, (посеять) оз_мь, соб_рательный;
б) подп_реть, м_риться, д_ловой;
в) соч_тать, землетр_сение, л_ственный?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится; исправьте ошибку, приведя собственное рассуждение:

В словах соберу и примерять пишется е, т.к. нет суффикса а.
В слове речка пишем е, т.к. проверочное слово река.
Слово щелочь пишется по правилу.

3. Постройте собственное рассуждение для слов:

з_мл_тр_сение, сл_в_соч_тание.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Литят перелетные птицы в асенней дали голубой. Вырас и всю жизнь прожыл в селе с неласковым названием Мачеха. И надо поклониться ему за это.

Вариант 4

1. В каком ряду во всех словах пишется буква а:

а) возд_яние, разоч_рованный, разб_леться:
б) усн_щенный, р_внина, выт_чка (на блузе);
в) в_рсистый, к_рмящий, нагр_дной?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится; исправьте ошибки, приведя собственное рассуждение:

В слове колбаса пишется о, т.к. не проверяется.
В словах насадить и с_дружество один корень, эти слова непроверяемые, см. словарь.
Слово общ_пать проверяется по правилу о чередующихся гласных.

3. Постройте собственное рассуждение для слов:

ут_желенный, изж_га.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Я думал, сейчас бабушка обноружит мое мошенничество, даст мне что пологается, и уже пригатовился к каре за содеянное злодейство.
Мой детский возрост смотрит на меня...

Вариант 5

1. В каком ряду во всех словах пишется буква е:

а) вып_чка, см_ркается, ол_денелый;
б) соб_рет, поч_нить, зап_стреть;
в) оч_рствевший, ед_ничный, зап_вала?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится: исправьте ошибку, приведя собственное рассуждение:

Слово бл_гов_ление содержит два корня, в одном из них непроверяемая о, а в другом проверяется: воля.
Слово соч_тательный пишется в корне с и, т.к. есть суффикс -а-.

3. Расклассифицируйте слова по типам гласных орфограмм корня:

ожег, обжора, мажорно, снимать, бракосочетание, прожорливый, бечевка, умирать, проклинать, пожимать, дефицит, обидчивый, щеки, заледенелый.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Я накланился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока ополенную ягадку и осторожно опустил ее в туесок.

А в кошолках гагочут гуси и тикают циплятки.

Вариант 6

1. В каком ряду во всех словах пишется буква я (а):

а) нар_жаться, р_довой, св_щенный;
б) запр_женный, поч_тать, растр_сти;
в) зач_стил (дождь), осв_тить (лампой)?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится? Исправьте ошибку, приведя собственное рассуждение:

Слово ст_клобл_к содержит два корня. Обе буквы – орфограммы. Их можно проверить: стёкла и блок.

3. Постройте собственное рассуждение для слов:

запр_щенный, ур_внение, капюш_н.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Они чёкнулись и три раза поцеловались. «Уплыла Ивановна!» – ухмыльнулся Сенька и цыркнул слюной в дырку меж пиредних зубов.

Вариант 7

1. В каком ряду во всех словах пишется буква о:

а) настр_чить, нак_сить, опл_тить;
б) обн_житъ, б_чар, вып_ривать;
в) обгл_дал, л_синый, скр_ить?

2. Распределите слова по типам орфограмм:

урезать, носатый, гениальный, намокающий, озаренность, вечерка, растворяемость, отнимать, гелиевый.

3. Постройте собственное рассуждение объяснения правописания гласных в корне для слов:

подг_релый, ч_кнуться.

4. Найдите ошибки в предложениях:

В журнале, который четает поручик, наресован храбрый отряд: солдаты идут в атаку, обганяя друг друга, поручик с рукой на перевязи бежит впереди солдат, как флаг, поднемая веер, белый, с богровым кругом. Старый садовник был, однако, еще жыв.

Вариант 8

1. В каком ряду во всех словах пишется буква о:

а) к_сание, пар_фраза, пор_женный;
б) усл_жнить, л_жный, прил_гается;
в) тв_рение, заг_рание, пол_скать (горло)?

2. Приведите собственные примеры проверяемых гласных в корне, в которых пишутся буквы а, о, и, я, е (по 5 примеров).

3. Постройте собственное рассуждение правописания гласных корня для слов:

отв_рить (окно), разв_вается (флаг), ур_вень.

4. Найдите ошибки в предложениях:

Если бы человек не мог представить себе в ярких и законченных картинах будущее, если бы человек не умел мичтать, то ничто бы не заставило предпринемать ради этого будущего утамительные сооружения, вести упорную борьбу, даже жертвовать жызнью.

Вариант 9

1. В каком ряду во всех словах пишется буква а:

а) отобр_жение, отс_лютовать, к_емка;
б) авто_птечка, з_ревать, пор_вну;
в) к_саться, скл_няться, ф_нфары?

2. Найдите ошибку в рассуждении; на каком этапе постановки и решения задачи она находится; исправьте ошибку, приведя собственное рассуждение:

В слове ликвидировать в корне орфограмм нет.

В слове многож_нство пишется в корне ё, т.к. этот корень необходимо запомнить, он всегда так пишется.

3. Постройте собственное рассуждение для слов:

гр_м_здить (о или а), фл_ртовать, неприм_римые (враги).

4. Найдите ошибки в предложениях:

Их воласы веялись в воздухе, и за ними тихо расстелалось дыхание жызни. ...Мы стали бороться с поднявшимся бурным, или, как моряки гаварят, «свежим» ветром.

Обобщающие тестовые материалы по отдельным орфографическим темам

При подготовке материала для обобщающего тестирования по некоторым сложным орфографическим темам мы опирались на следующие принципы: в каждом задании должны быть представлены различные орфографические правила, требующие разных алгоритмов рассуждения; задания должны проверять также знание правописания слов-исключений; наряду с проверяемыми написаниями должны предлагаться сходные непроверяемые.

1. В каких рядах на месте пропуска пишется удвоенная согласная?

1) Бе(з,зз)аконие, ра(с,сс)читаться, скова(н,нн)ый узник;
2) во(з,зз)награждение, бе(з,зз)вучно, тра(с,сс)а;
3) шо(с,сс)е, документы разорва(н,нн)ы, бракова(н,нн)ый товар;
4) ба(л,лл)аст, ви(л,лл)а, а(г,гг)итатор;
5) клюкве(н,нн)ый сироп, моще(н,нн)ая булыжником улица, и(с,сс)ледовательский институт;
6) скоше(н,нн)ая вовремя трава, ра(с,сс)четливый, песча(н,нн)ый бархан;
7) во(з,зз)гордиться, разлинова(н,нн)ый, ядро раздробле(н,нн)о;
8) и(л,лл)юстрация, до(л,лл)ар, де(ф,фф)исное написание;
9) запече(н,нн)ые яблоки, плете(н,нн)ый мастером, бе(з,зз)аветный;
10) стилизова(н,нн)ое украшение, незва(н,нн)ый визитер, нежда(н,нн)ый гость;
11) полотня(н,нн)ая скатерть, дли(н,нн)ая дорога, бе(з,зз)дельник;
12) э(ф,фф)ектный, су(ф,фф)иксация, бестсе(л,лл)ер;
13) а(к,кк)орд, ка(р,рр)икатура, те(р,рр)ор;
14) игрушки разброса(н,нн)ы, соломе(н,нн)ая шляпа, глиня(н,нн)ый горшок;
15) водя(н,нн)ая баня, девушка влюбле(н,нн)а, избалова(н,нн)ые дети.

2. В каких рядах во всех словах пишется одна буква н?

1) Ране_ый молодой солдат, кипяче_ое козье молоко, ядро раздробле_о;
2) кова_ая решетка, вкусная варе_ая рыба, задача реше_а;
3) балова_ый подросток, некоше_ый зеле_ый луг;
4) овся_ое печенье, беле_ые стены, коше_ый колхозниками;
5) тума_а даль, охрана усиле_а, ране_ый в бою;
6) ю_ое создание, сви_ая печень, багря_ый закат;
7) тка_ая скатерть, золоче_ые мастером, жаре_ые семечки;
8) яма углубле_а, чище_ая ножом картошка, жестя_ая труба;
9) сделка заключе_а, нечеса_ый пес, неглаже_ый пиджак;
10) ледя_ой взгляд, рван_ая рубашка, рифмова_ые строки;
11) лома_ая линия, вещь прода_а, журавли_ая песня;
12) заплете_ые косы, голуби_ое яйцо, неписа_ый закон;
13) тка_ый в старину, жаре_ый в масле, демобилизова_ый солдат;
14) даре_ая кукла, крупные маринова_ые огурцы, золоче_ые предметы;
15) ноше_ый свитер, прониза_а идеями, крыси_ая нора.

3. В каких рядах на месте пропусков пишется е(ё)?

1) Пр_права, пр_хлебывать, борж_ми;
2) пр_бывать в тоске, пр_поднести, скач_к;
3) оф_циант, акад_мический, ап_лляция;
4) пр_нудительно, к_рамика, соб_рательный;,
5) ц_ремония, бл_стеть, ож_г щеку;
6) пр_творять в жизнь, прот_реть, расст_лить;
7) отп_реть, ж_лтый, изж_га;
8) алл_гория, обруч_н, пр_кратить;
9) пр_рвать отношения, пш_нная каша, отщ_лкнуть;
10) пр_пудрить, прыж_к, уп_реться;
11) распаш_нка, полуш_пот, бракосоч_тание;
12) пересч_т, пр_пятствие, пр_льстить;
13) пр_дать форму, пр_небрежение, отт_реть;
14) пр_следовать, нерасч_тливый, пр_вратности судьбы;
15) пр_морский, забл_стеть, неприм_римый.

4. В каких рядах пропущенные буквы следует запоминать, т.к. они пишутся не по правилу?

1) Пр_одолевать, соч_тать, трещ_тка;
2) ран_ный, оз_рение, ключ_м;
3) заж_гший, неожида_ый, назва_ный брат;
4) выр_щенный, возг_рание, пр_ключение;
5) пр_бывать в город, сви_ой, туш_нка;
6) камень пр_ткновения, р_сток, свяще_ый;
7) ветре_ый день, ране_ый в голову, распаш_нка;
8) изл_жение, неприк_саемый, пр_строить;
9) невида_ый, отр_сль, выг_рки;
10) скач_к, тренаж_р, чека_ый;
11) пр_земление, буквосоч_тание, пр_дать друга;
12) медле_ый, пл_вцы, сч_тный;
13) бесш_вный, пр_емник, газифицирова_ый;
14) пря_ый, смышле_ый, стра_ый;
15) посаже_ый отец, пр_вскочить, ск_чите.

5. В каком случае и почему возможны оба варианта написания?

1) Землетр(е,я)сение, прим(е,и)рять;
2) ст(а,о)рожил, жаре(н,нн)ый;
3) прочита(н,нн)ый, учи(ться,тся);
4) ра(с,з)ческа, пр(е,и)лестный;
5) ч(и,а)стота, копче(н,нн)ый;
6) коше(н,нн)ый, об(е,и)жать;
7) подж(е,о)г, серебря(н,нн)ый;
8) м(и,е)ровоззрение, пол(о,а)гаться.

Выбор Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

Предлагаем задания по этой теме, основное назначение которых – отработка действия по алгоритму. Последнее задание дает возможность проследить, насколько правильно усвоен алгоритм действия и как успешно он применяется учащимися в ходе поиска возможной ошибки.

1. Запишите прилагательные и причастия в два столбика в зависимости от того, от какой части речи они образованы.

Раненый, печеный, маринованный, деревянный, кованый, путаный, серебряный, цементный, каменный, дарованный, жасминный, взвинченный, дисквалифицированный, гостиный, бадминтонный, берестяной, датированный, ветреный, масляный, выветренный, мороженый, письменный.

2. Найдите ошибки в рассуждениях.

  • В слове деревянный пишется нн, т.к. это слово образовано от сущ. с помощью суффикса -янн-.

  • В слове выветренный пишется нн, т.к. оно образовано от глагола сов. вида выветрить.

  • В слове стриженые (под машинку волосы) пишется н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.

  • Фасованые продукты пишется с н, т.к. глагол фасовать несов. вида.

  • В словах деревянный и серебрянный пишется нн, т.к. это исключения.

  • Непрошенный посетитель пишется с нн, т.к. суффикс -енн-.

  • Полированные фигурки пишется с нн, т.к. есть суффикс -ованн-.

  • Читаный-перечитаный пишется с н, т.к. это сложное слово с повтором.

3. Среди предложенных слов найдите слова-исключения.

Оловянный, неожиданный, жеваный, подветренный, желанный, свиной, фазаний, священный, дерганый, дрянной, забракованный, невиданный, нежданный, незваный, обиженный, деревянный, ослиный, смышленый, названый брат.

4. Определите порядок рассуждения при выборе написания н и нн.

1-й вариант: в суффиксах прилагательных, образованных от глагола, и причастий.

2-й вариант: в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

1) Есть суффиксы -ова- и -нн-.
2) Суффикс -ан- всегда пишется с одной н.
3) В слове пишется нн на стыке разных морфем.
4) В слове пишется нн, если оно образовано от глагола совершенного вида.
5) В слове пишется нн, если слово – исключение.
6) Суффикс -енн- всегда пишется с двумя н.
7) Слово ветреный – исключение.
8) Слова неожиданный и нежданный – исключения.
9) Определить, от глагола или существительного образовано слово.
10) Разобрать по составу и убедиться, что -ованн- не входит в состав корня.
11) Разобрать по составу и убедиться, что есть суффикс -н-.
12) Слово свиной – исключение.
13) Слово раненый без зависимого слова пишется с н, т.к. глагол ранить двувидовой и нельзя определить его вид вне контекста.
14) Суффикс -ин- пишется с одной н.
15) Сазаний, фазаний, тюлений пишутся с н, т.к. в них суффикс -ий-.
16) Прежде чем определять вид глагола, следует определить, есть ли в предложении у причастия зависимое слово.
17) Прежде чем написать н или нн, следует посмотреть, не относится ли это слово к исключениям.

5. Найдите ошибки в предложениях.

1) В вершинах сосен и лиственниц, разбросанных по скале, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда.
2) А утро юное бросает в ликованье сквозь клубы сизое сиянье.
3) От этого союза родилась писанная и несчастная красавица Зинка.
4) В кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожанные вожжи и подмигнул...
5) Проект финансируется из особого правительственого фонда, не подотчетного конгрессу.
6) Мальчишки, мчавшиеся за беглянкой, дрались между собой из-за позолоченных подвенечных украшений.
7) В банке, вверх по Ильинке, с монументальной чугунной лестницей и сажеными зеркальными окнами, все в движении.
8) На спинке кровати, аккуратно повешеные, висели новые синие брюки, на них – стираная беленькая рубаха.
9) Вдруг за ближним деревянным бычком защелкали по дну кованые шесты, из-за мыса показалась лодка.
10) Ступай вверх по морю, попадется тебе серебрянная птичка, золотой хохолок.
11) Мне детство предстает, как в утреннем тумане долина мирная.
12) У меня глотка не луженая, чтоб так кричать.
13) В руках он принес лубяной туесок да гармонику.
14) На затонском кладбище впервые был поставлен не крест, а сооруженная комсомольцами деревянная красная пирамида с пятиконечной звездой на острие.
15) Очки грозно сверкали, стриженная голова казалась маленькой, с брюковку.
16) В смешанном лесу первым встречает утро зяблик.
17) Катанки скользили на крашенном крыльце.
18) Согнали сонную вялость ледяной водой, веселее сделалось.

Таким образом, регулярно проводя тестовый контроль по орфографическим темам, учитель имеет возможность обнаружить пробелы в знаниях и соответственно построить индивидуальную работу с каждым учащимся.

В ходе выполнения тестового задания учащийся сам способен выявить те этапы рассуждения, которые он или упускает, или же подбирает неверный вариант, что способствует появлению орфографической ошибки. Мы убеждены в том, что регулярная работа на нахождение орфограмм, на их классификацию и работа с алгоритмом правила способствуют повышению не только уровня грамотности, но и уровня осознанности работы с языковым материалом, повышают интерес к учению.

 

Рейтинг@Mail.ru