Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №48/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

В.В. ГАЦУЦЫН,
г. Валуйки,
Белгородская обл.


Сочинение-ретроспектива

Сочинение-ретроспектива рассказывает о современности сквозь перспективу прошлого. Автор такого сочинения пытается найти черты ушедшего в настоящем. Особенно увлекательна эта работа, если мы обращаемся к истории родных мест.

Подготовку к сочинению-ретроспективе лучше проводить рассредоточенно. На вступительных занятиях можно проанализировать образцовые тексты. Приведем примеры:

Старая Рязань сегодня – это обветшавшая деревенька с горсткой домов, церковью, ценной как памятник, с посадками лука и хрена, древним кладбищем, перевозом через Оку. Деревня стоит на подоле, где и в давние времена вот так же, если поглядеть сверху, пестрели огороды, дома, сады, стежки.
Сам город стоял на круче, окруженный громадным насыпным валом и рвом. Это земляное зеленое ожерелье и по нынешний день производит сильное впечатление. По-прежнему на него непросто взобраться, по-прежнему ров возле вала ливневый дождь наполняет водой. Легко представляешь стену из дуба с башнями и воротами на валу. Но дерево не могло сохраниться, а земляная основа крепости сохранилась. Как и степные курганы, она увита и скреплена травами – донником, пижмой, полынью и пахучей, тревожащей душу тимьян-травой. Вал будоражит память, пробуждает желание узнать: а что же было за этой громадной насыпью, возведенной людьми?

(По В.М. Пескову)

– Какой увидел автор старую Рязань сегодня? Подробно расскажите.
– Какие мысли возникают у автора при виде города? Как они изменяются?

Знание истории позволяет по-новому глубоко, интересно видеть то, что у вас перед глазами. Если вы даже просто идете по улице и знаете, кто жил в этих домах, какие события на этой улице происходили, где (в живописи, графике, поэзии) отразилась, запечатлелась эта улица, то как интересно, как легко (подчеркиваю: легко, даже физически легко) по ней идти! Интересные воспоминания превращают вашу ходьбу в прогулку, создают в душе богатую палитру впечатлений, заставляют думать. Возникает целый оркестр воспоминаний, ассоциаций, вы идете как под музыку – легко, свободно. Сохраняемое вами прошлое – ваше личное или вашего города, села, страны – делает человека мудрым, всепонимающим.
А прошлое всегда богато, но только если его знаешь, если умеешь его понимать, если оно заботливо сбережено...

(По Д.С. Лихачеву)

– Определите тему и основную мысль текста.

– Оформите главную мысль текста в виде рекомендации «Как можно совершить интересную прогулку, если знаком с историей города».

На подготовительном этапе можно также провести экскурсию по тем местам, которые будут описаны в сочинении. Во время экскурсии учитель должен обратить внимание на детали, которые можно выигрышно подать в будущей работе.

Следующий этап подготовки – обсуждение сочинения, работа над его черновиком. Мы предлагаем такую композицию урока подготовки к сочинению (заметим, что здесь представлена только работа по собственно речевой подготовке).

1. Работа над эпиграфом урока.

Взойду на холм и упаду в траву,
И древностью повеет вдруг из дола...

(Н.Рубцов)

– Как вы понимаете слова, вынесенные в эпиграф?

– Какие чувства испытывает лирический герой этих строк?

– Знакомы ли эти чувства вам?

2. Словарная работа.

– Познакомьтесь с данными словами. Значение каких из них вам не ясно?

– Какие тропы (эпитет, метафора, олицетворение) встречаются среди данных словосочетаний?

Посчастливилось родиться, сохранить свое очарование, дорогие воспоминания, ветер времени, наши корни, каменная летопись, дух прошлого, поющие стены.

3. Целеполагание. Обсуждение композиции работы.

– На сегодняшнем уроке мы должны создать особую работу. Это – сочинение-ретроспектива. Автор такого сочинения должен войти в роль экскурсовода, рассказывающего о прошлом родного края.

– А какое значение слова ретроспектива дает толковый словарь?

(Ретроспектива – взгляд назад, обращение к прошлому.)

– Какой тип речи нам удобнее использовать?

– Вспомните тексты, с которыми мы работали. Каков их художественный стиль? Какой стиль можно использовать для нашей работы?

4. Беседа, актуализирующая знания детей.

– Какие памятные места есть в нашем городе (селе)?

– Есть ли среди них такие, с которыми связаны ваши личные воспоминания или воспоминания вашей семьи?

5. Ролевая игра.

– Представим себе необычную ситуацию. Некий человек, путешественник, впервые оказался в нашем городе. Предположим, что по каким-то причинам город совершенно пуст: на улицах ни одного человека, магазины закрыты, транспорт не работает – перед нами только город.

– Почему мы не сможем поставить себя на место этого человека?

(Мы что-то знаем о городе, и эти знания делают его близким, знакомым.)

– Что же еще можно узнать о нашем городе, если нет возможности у кого-то расспросить, без экскурсовода, без путеводителя, общаясь только с самим городом?

– Сможет ли такой путешественник определить возраст нашего города? Какие здания могут многое ему подсказать?

– Поставим себя на место этого путешественника и попробуем вместе с ним пройти по знакомым местам так, как будто мы здесь никогда не бывали.

– Можно ли по расположению улиц и новостроек понять, как строился город?

– О чем могут рассказать названия улиц нашего города? Кстати, вам знакомы неофициальные, народные названия районов нашего города?

– О чем расскажут памятники и мемориальные доски?

– Какой маршрут можно посоветовать этому путешественнику? Ведь он должен увидеть лучшие места нашего города, понять его прошлое.

6. Составление плана сочинения.

– Подготовьте письменный план будущей экскурсии. Не забудьте, что главное в этой экскурсии – знакомство с историей нашего города.

7. Проведение орфографической подготовки, учитывающей особенности класса.

Сочинение-ретроспектива позволяет решить вопросы патриотического воспитания, углубляет краеведческие знания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru