Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2005

Я ИДУ НА УРОК

М.П. ШМАКОВА,
школа № 111,
г. Казань


Обособление приложений, относящихся к именам существительным собственным

8-й класс

Цель: закрепить понятие о приложении, выяснить, в каких случаях приложение обособляется, продолжить работу над расширением кругозора учащихся.

Материал к уроку: портреты Архимеда, Н.И. Лобачевского.

Запись на доске:

Архимед (287–212 гг. до н.э.);
– Николай Иванович Лобачевский (1792–1856);
– неевклидова геометрия.

Извес_ный (древне)греческий математик Архимед р_дился в Сиракузах в 287 году до нашей эры.

ХОД УРОКА

I. Синтаксический разбор.

Предложение необходимо списать с доски, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, разобрать.

Известный древнегреческий математик Архимед родился в Сиракузах в 287 году до нашей эры.

II. Фронтальный опрос.

  • Что такое приложение?

  • Какое приложение называется распространенным?

  • Какое приложение было в этом предложении?

  • Где приложение находилось в данном предложении относительно определяемого слова?

Вывод 1. Если распространенное приложение стоит перед определяемым словом (именем собственным), оно не обособляется.

III. Упростим предложение, уберем распространяющие приложение члены предложения, запишем:

Математик Архимед родился в Сиракузах.

Вывод 2. Нераспространенное приложение, относящееся к имени существительному собственному и стоящее перед ним, не обособляется.

IV. Поменяем местами приложение и имя существительное собственное:

Архимед, математик, родился в Сиракузах.

Вывод 3. Если нераспространенное приложение стоит после определяемого имени существительного собственного, оно обособляется.

V. Распространим приложение:

Архимед, известный древнегреческий математик, родился в Сиракузах.

Вывод 4. Если распространенное приложение стоит после определяемого имени существительного собственного, оно обособляется.

VI. Обобщим:

Если приложение, распространенное или нераспространенное, относящееся к имени существительному собственному, стоит перед определяемым существительным, оно не обособляется; если стоит после него, то обособляется.

  • Известный древнегреческий математик Архимед...

  • Математик Архимед...

  • Архимед, математик, ...

  • Архимед, известный древнегреческий математик, ...

VII. Запомните:

а) При сочетании нарицательного имени существительного, обозначающего возраст, национальность, профессию и т.д. человека, с именем собственным приложением является нарицательное имя (математик Архимед, профессор Лобачевский).

б) При сочетании нарицательных и собственных имен неодушевленных предметов важная информация заключена в приложении (Город Сиракузы известен миру тем, что в нем родился Архимед).

в) Сказуемое в таком предложении согласуется с подлежащим, а не с приложением:

Город Сиракузы известен миру...

г) Приложение может присоединяться к определяемому слову при помощи союзов то есть, или, как и при помощи слов по имени, по прозвищу и др.

(Древнегреческий математик и астроном Архимед наблюдал солнечные и лунные затмения с помощью полой вращающейся сферы, или планетария.)

VIII. Работа с учебником: с. 143–144 (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений).

IX. Закрепление.

Диктант

Во время войны Архимед возглавил оборону Сиракуз. Его метательные машины вынудили римлян отказаться от попытки взять город штурмом, то есть приступом, и заставили перейти к осаде. Корабли противника были сожжены на расстоянии с помощью изобретенных им вогнутых зеркал. Архимедом, математиком, физиком и механиком, были придуманы системы рычагов и водоподъемного механизма. Сочинения Архимеда, автора многочисленных открытий, изданы на многих языках мира.

(При проверке объясните постановку знаков препинания.)

X. Творческая работа.

Придумайте и запишите 3–4 предложения с приложениями, относящимися к имени существительному собственному. За основу возьмите следующий материал:

Николай Иванович Лобачевский родился в Нижнем Новгороде, учился в Казани (в гимназии и университете). Профессор, ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии.

(Справка для учителя. Императорский Казанский университет был основан 200 лет назад, в 1804 году, императором Александром I. Здесь учились С.Аксаков, Н.Лобачевский, Л.Толстой и др.)

XI. Подведение итогов.

Домашнее задание. Используя имена друзей, знакомых, учителей, придумайте 4 предложения с приложениями, относящимися к имени существительному (или упр. № 305, 306, с. 144–145).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru