Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2005

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю.НОРМАН,
г.Минск,
Республика Беларусь


Задачи по русскому языку  для учеников и учителей

1. Сравните официальные, «номенклатурные» названия домашних животных – корова, курица, свинья – и народно-разговорные – буренка, хрюшка, несушка. В чем существенное различие между ними?

2.  Найдите среди следующих слов однокоренные:

персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

3. В стихотворении А.С. Пушкина «К Чаадаеву» есть такие строки:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник
молодойМинуты верного свиданья.

Что за словоформа минуты (дважды здесь употребленная) – это родительный падеж единственного числа или винительный множественного?

4. Тефон – это электрический прибор или нет?

5. Прочитайте следующие глаголы с приставкой от-: отбить, ответить, отгрузить, отдать, отжать, отзвонить, отлить, отмыть, отнять, отработать. Как произносится согласный в составе этой приставки? От чего это зависит?

6. Лисичка ‘маленькая лиса’ и лисичка ‘съедобный пластинчатый гриб желто-оранжевого цвета с воронкообразной шляпкой’ – это одно и то же слово в разных значениях или два разных слова?

7. Что значит норовить?

8. На какие морфемы делится слово филолог? Какое у них значение?

9. Допустим, вы читаете начало предложения: Это вам пригодиться… Поспешите ли вы заметить здесь ошибку или стоит дождаться конца фразы?

10. Один из рассказов детского писателя Виктора Голявкина называется «Все смотрите мой пенал». В чем неправильность этого названия и чем ее можно оправдать?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru