Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2005

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Старшеклассникам

А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог


С чего начать?

Пишем сочинение-рецензию на Едином государственном экзамене по русскому языку

Судя по контрольно-измерительным материалам, при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку для написания сочинения-рассуждения выпускникам предлагаются в основном тексты публицистического стиля. В связи с этим мне хочется обратить особое внимание на специфику текстов данного стиля, поскольку учащимся необходимо осмыслить не только содержание, но и языковые особенности предложенного текста.

Как известно, основное назначение публицистического стиля – влиять на общественное мнение, формировать его. Речевая структура публицистического стиля ориентирована на выражение социально значимых идей, активной гражданской позиции. Важнейшей функцией публицистического стиля является воздействующая функция. Публицист не только сообщает о каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической жизни, но и дает им интерпретацию, облекая текст в эмоционально-экспрессивную стилистическую форму. Таким образом, учащиеся при написании сочинения-рецензии должны четко представлять себе тот языковой арсенал, который обычно используется авторами публицистических текстов.

Языковые средства, организующие текст публицистического стиля, подчинены базовому признаку (стилевой доминанте), который определяется как социальная оценочность. Категория оценки ярче всего проявляется на уровне лексики. Перечислим основные лексические средства, выражающие оценку:

1) слова с яркой экспрессивной окраской: патриот, вандал, бесчеловечный, гуманный, победоносный, судьбоносный;

2) газетизмы, т.е. лексемы, приобретшие социально-оценочные свойства под влиянием публицистического контекста: боевики, путч, номенклатура, повстанцы, террористы;

3) слова с суффиксами субъективной оценки: обывательщина, образованщина;

4) публицистическая фразеология: гражданское согласие, кредит доверия, сильная рука, политическая кухня.

Следует обратить внимание на то, что лексика публицистического стиля характеризуется неоднородностью стилистической окраски: торжественные, книжные слова, призванные воздействовать на читателя, соседствуют со стилистически сниженными единицами, которые придают речи живость, непосредственность: Почти всегда оно (вдохновение) представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремленных в небо глаз поэта.… (К.Паустовский); Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином еще двести с гаком лет назад, и нынче расчет грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень легким заданием. (Г.Черников)

Особый интерес представляет процесс преобразования терминологической лексики, которая употребляется в расширенном метафорическом значении, приобретая социальную оценочность: идеологический вакуум, эпицентр событий и т.п.

Стилистические возможности синтаксиса в публицистическом тексте также представлены целым набором языковых средств. К ним относятся:

1) риторические вопросы – вопросительные по форме, но утвердительные по смыслу предложения: Нет веры – нет и добрых чувств. Откуда же им взяться? (С.Соловейчик);

2) риторические восклицания, передающие чувства, эмоции автора, его отношение к изображаемому: Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин);

3) вопросно-ответные единства, вовлекающие читателя в «диалог» с автором: Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. (Л.Павлова);

4) неполные предложения и специфические экспрессивные конструкции, передающие интонации разговорной речи: Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении – легко в бою! (Г.Смирнов)

Особенно ярким синтаксическим средством публицистического текста является период – относительно законченный ритмически организованный отрезок текста. Как правило, в периоде используется синтаксический параллелизм конструкций в сочетании с анафорой: Будет день, когда вы впервые увидите домик в Филях, в котором Кутузов собирал своих генералов на военный совет. Будет день, когда вы увидите стену на кладбище Пер-Лашез в Париже, у которой расстреливали коммунаров. <...…> Будет день, когда вы увидите первый танк, который прорвал оборону фашистов. И все это будет точно таким, как оно описано в книгах. (С.Львов)

Важно подчеркнуть, что творческая часть ЕГЭ по русскому языку предполагает умение ученика не только находить средства выразительности в исходном тексте и описывать их стилистические функции, но и уместно употреблять средства языковой образности в своем сочинении.

Думаю, целесообразно обратить внимание на те языковые приемы, которые могут послужить средством композиционного оформления текста сочинения. Возьмем в качестве примера вступительную часть работы, вызывающую немало трудностей у абитуриентов. «С чего начать?» – типичный вопрос, который я слышу от своих учеников. Надо сказать, опыт проверки сочинений-рецензий показывает, что вступительная часть большинства работ безлика и примитивна. Чаще всего встречается шаблонный зачин: В этом тексте...… В данном тексте...… В приведенном тексте...… В тексте В.Солоухина…... и т.п.

Итак, каким может быть вступление сочинения-рецензии?

1. Вопросно-ответное единство.

Специалисты по риторике советуют вносить элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в рецензии, позволит сделать вступление более энергичным. Например: Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.

2. Цепочка вопросительных предложений.

Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

3. Назывное предложение.

Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

4. Риторический вопрос.

Следует обратить внимание учащихся на то, что далеко не любое вопросительное предложение является риторическим вопросом. Риторический вопрос – это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова.

5. Цитата в качестве зачина.

Конечно же, для зачина подойдет далеко не всякая цитата. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме. Например: «“…Люди научились летать, и люди разучились удивляться этому”, – цитирует В.Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься над причиной “всеобщего отупения чувств”. Автор подчеркивает, что многих его современников постигла “горестная утрата способности удивляться”»…...

Цитата может представлять собой не фрагмент исходного текста, а высказывание знаменитости: Известно, что Петр Первый говорил своим сподвижникам…... Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза...…

В качестве зачина может быть использовано парадоксальное высказывание: Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Конечно, использование цитат должно быть уместным.

Без сомнения, перечисленные примеры зачинов не исчерпывают возможные варианты вступительной части сочинения.

Подводя итоги, хочу сказать, что осмысление содержания и формы публицистического текста должно опираться на понимание учащимися особенностей публицистического стиля в целом, поскольку все языковые средства любой функциональной стилевой разновидности образуют стройную систему, которая призвана передать авторский замысел, воплощенный в конкретной жанровой форме.

Литература

1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. СПб., 1999.

2. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2004.

3. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: Изд-во МГУ, 2003.

4. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru