Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2005

ИНФОРМАЦИЯ

Школьная городская конференция «Языкознание для всех»

Газета «Русский язык» регулярно рассказывает о такой форме работы, как ученическая научно-практическая конференция, на которой школьники разных классов представляют свои творческие работы-исследования.

В четвертый раз в московской гимназии № 1541 3 и 4 марта прошла городская конференция школьников-исследователей «Языкознание для всех». В этом году тема конференции – «Язык и история». В ней приняли участие 107 школьников из Москвы и 25 – из Санкт-Петербурга, Минска, Петрозаводска, Норильска, Ярославля, Кургана. Открылась конференция в Институте русского языка им. А.С. Пушкина. Здесь юные исследователи встретились на четырех круглых столах. Темы круглых столов – «Нужен ли закон о защите русского языка и от кого его надо защищать?», «Зачем и как изучают иностранные языки сейчас и изучали раньше?», «Язык и история: как они влияют друг на друга?», «Школа красноречия. Что важнее: талант или трудолюбие, наука или практика?» – вызвали у ребят большой интерес и желание высказаться. Оргкомитетом конференции были отмечены самые активные участники дискуссий: А.Репьева, гимназия № 1526, А.Шкеть, школа № 1411, В.Мирошниченко, гимназия № 1541, и В.Евдокимова, гимназия № 1543.

На второй день все собрались в гимназии № 1541 на проспекте Вернадского. Здесь ученики 6–11-х классов имели возможность выступить со своими работами на одной из девяти секций. Доклады школьников оценивало жюри, в состав которого были приглашены известные ученые, преподаватели московских вузов, авторы учебников, методисты, редакторы газет.

Учителя гимназии № 1541, подготовившие конференцию, были кураторами секций (И.А. Наумова, Е.А. Сычева, Н.А. Романтеева, К.Д. Максимович, Е.В. Костюченко, О.М. Акулова, С.Е. Ряполова, И.А. Колесниченко, Л.М. Андриянкина).

Директор гимназии № 47 г. Кургана О.В. Баланчук в отзыве о прошедшей конференции пишет, обращаясь к организаторам конференции – директору гимназии № 1541 Татьяне Ивановне Филолеевой и председателю оргкомитета Ольге Евгеньевне Дроздовой:

...Мы поражены тем большим объемом организационной работы, которая оказалась вам по плечу. Научный уровень, размах и одновременно демократический дух конференции приятно удивил наших участников. Благодарим за внимание, проявленное к нашим участникам, и надеемся на дальнейшее сотрудничество».

Дипломами и призами за лучший доклад были награждены:

Елена Кручинина (гимназия № 1541, г. Москва) – «Понимание современным школьником лексики классической литературы на примере поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”» (научный руководитель С.А. Шаповал).

Анна Пахомова (гимназия № 48, г. Норильск) – «Общие правила написания заглавных и строчных букв в культовых словах» (научный руководитель Ф.С. Патрушева).

Полина Лосева (гимназия № 1541, г. Москва) – «От зело до обалденно (синонимический ряд наречия очень в историческом аспекте» (научный руководитель Н.В. Лосева).

Мария Дементьева (гимназия № 48, г. Норильск) – «Загадка буквы ё» (научный руководитель Ф.С. Патрушева).

Светлана Кузьменко (гимназия № 1514, г. Москва) – «Отражение понятия “скука” в русском и английском языках в XIX–XX вв.» (научный руководитель В.В. Глебкин).

Анастасия Гринцевич (гимназия № 1541, г. Москва) – «Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере русских и французских выражений)» (научный руководитель О.Е. Дроздова).

Никита Дичковский (гимназия № 1692, г. Зеленоград) – «Слова и выражения, вошедшие в язык в период Великой Отечественной войны» (научный руководитель А.В. Ясинова).

Надежда Полянская, Игорь Ермаков (гимназия №  1541, г. Москва) – «Специфика ораторского искусства Ленина, Троцкого, Сталина» (научные руководители – В.И. Аннушкин, И.Л. Наумова).

Маргарита Азизбекян (гимназия № 1541, г. Москва) – «Сходства и различия наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова» (научный руководитель С.А. Шаповал, Н.А. Романтеева).

Секция № 2

Работа секции «Язык художественной литературы. История грамматики, графики, орфографии» была очень плодотворной. Среди 13 докладчиков были 3 представителя Минска, 1 участник из Норильска, остальные – из Москвы. Лучшим стал доклад Анны Пахомовой из г. Норильска. Тема ее работы – «Общие правила написания заглавных и строчных букв в культовых словах». Разрешить проблему, стоящую перед исследовательницей, помогло интервью, взятое у священника. Выступление Анны Пахомовой было очень эмоциональным и убедительным.

Следует также отметить глубокую самостоятельную работу Александра Головлева (школа «Интеллектуал»), сопоставляющего язык раннего и позднего творчества Гоголя. Используя математические методы, он установил соотношение различных языковых конструкций в произведениях разных периодов.

Очень выразительны были выступления минчан. В мастерстве презентации им не было равных.

К.В. МАКСИМОВИЧ,
учитель русского языка и литературы,
гимназия № 1541,
г. Москва

Секция № 3

Секция «Ономастика. Портрет отдельных слов» произвела впечатление тематической целостности. Ядром ее стали доклады, посвященные истории русских собственных имен: от языческих до христианских, от патронимов XVI века до современных никнеймов и семейных прозвищ.

В русле основной темы конференции «Язык и история» были исследованы темы, стоящие на границе истории, этнографии и лингвистики: «Урбанонимы города Петрозаводска»; «Изучение именований жителей Пудожья в историко-лингвистическом аспекте»; «Именования водлинцев начала ХХ века».

Последние две работы основывались на изучении уникальных источников: Писцовой книги Обонежской пятины 1563 года, Книги Заонежской половины Обонежской пятины 1582–1583 годов, рукописных документах Олонецкой епархии Пудожского уезда Водлинского прихода – брачного договора «Обыска брачного» – и представляли собой исследования имен, патронимов и фамилий жителей Петрозаводской области с XVI до XX века.

Высокий научный уровень, понимание современных проблем русистики, прежде всего в социолингвистическом аспекте изучения языка, интерес к истории и современности отличали исследования, представленные на секции.

С.В. АБРАМОВА,
учитель русского языка и литературы лицея № 1511 при МИФИ,
г. Москва

Секция № 4

На секции «Современные процессы в русском языке» были представлены интересные, содержательные доклады, отражающие изменения функционирования языка в XX и XXI веках.

В частности, этим изменениям были посвящены доклады Андрея Дроздова «Современные тенденции развития языка Рунета (на материале чатов 1995 и 2004 гг.)» (гимназия № 1541, г. Москва); Анастасии Богачевой «Особенности SMS как речевого жанра» (лицей № 1511, г. Москва); Ирины Холичевой «Жаргонизмы в языке массовой коммуникации» (Промо-М, г. Москва).

Первое место в этой секции было присуждено Марии Дементьевой за оригинальный и содержательный доклад «Загадки буквы ё» (гимназия № 48, г. Норильск).

Комплексное исследование, анализ текстов русского рока, его взаимосвязи с явлениями общественной жизни России – эта работа также отмечена дипломом. Его получил Георгий Тарасюк из гимназии № 1541 г. Москвы за доклад «Искусство русского рока и исторические события в России в 80-х и 90-х годах».

Н.В. ЛАДЫЖЕНСКАЯ,
к.пед.наук, ст. научный сотрудник
лаборатории дистанционного обучения
ИОСО РАО

Секция № 5

На секции «Иностранные языки. Заимствования. Связь прошлого и настоящего» были заслушаны доклады учащихся Западного, Северо-Западного, Восточного, Центрального округов г. Москвы, а также учащихся городов Санкт-Петербурга и Кургана (13 докладов). Ребята подняли целый ряд проблем, связанных с изменениями, происходящими в русском и иностранных языках сегодня.

Аудитория проявила активность в обсуждении творческих работ, а по целому ряду вопросов даже возникли научные споры, которые приходилось разрешать членам жюри. Наиболее активными в обсуждении были Алексей Канахин, Вероника Гречко, Ольга Князева. Самая младшая участница секции, Анастасия Гринцевич (гимназия № 1541, г. Москва), оказалась и самой лучшей докладчицей. Далее места распределились следующим образом. 2-е место – Анастасия Лапотько (школа «Интеллектуал», г. Москва), 3-е место – Евгения Котляревская (гимназия № 47, г. Курган). За ораторское искусство был отмечен Андрей Шкеть (школа № 1411, г. Москва).

Темы, к сожалению, не отличались большим разнообразием – роль фразеологизмов, англицизмов, диалектизмов, латинизмов в русском языке. Вызывает беспокойство культура речи наших школьников (построение устных выступлений, ударение и т.п.).

И еще хочется поднять вопрос об умении отбирать и подавать материал.

М.Л. АБРАМОВА,
учитель русского языка и литературы,
школа «Интеллектуал»

Секция № 8

На секции «Историческая мозаика» были представлены доклады разнообразной тематики – от истории развития письменности, в частности использования узелкового письма у славян, до специфики ораторского искусства большевистских лидеров – Ленина, Троцкого, Сталина. Участники продемонстрировали владение разным лингвистическим инструментарием – от методов функциональной стилистики применительно к сравнению деловых документов начала и конца XX века до аппликативной порождающей модели С.Шаумяна, которая позволила проанализировать некоторые «темные места» в «Гамлете» и его переводах. Самостоятельный подход к материалу и умение его представить, активный диалог докладчиков и аудитории – все это проявления талантов и знаний нынешних старшеклассников, что позволяет надеяться на новое поколение российской интеллигенции.

Но не обходится и без накладок. Основные проблемы – неумение сфокусировать внимание на выбранной теме, «подмена понятий», а также неготовность общаться со слушателями, коммуникативная глухота. Кажется при этом, что таких накладок можно было бы избежать, если бы кураторы ребят и сами докладчики воспользовались возможностью, предоставляемой оргкомитетом конференции, и регулярно приезжали на консультации в гимназию № 1541.

Е.С. КАРА-МУРЗА,
к.фил. наук,
кафедра стилистики журфака
МГУ им. М.В. Ломоносова,
г. Москва

Секция № 8

Доклады секции «Историческая мозаика» поразили жюри и слушателей как исключительным разнообразием и глубиной разработки исследовательских тем, так и удачной формой презентации сообщений. Оценка качества подготовки участников складывалась прежде всего из впечатления от самого доклада, на который было отведено строго определенное время, из ответов на дискуссионные вопросы – а за всем этим у большинства докладчиков чувствовалась основательная предварительная работа.

Необыкновенной глубиной и самостоятельностью отличался уже первый доклад Дениса Жданова (школа 1739, Зеленоград) об аппликативной порождающей модели как инструменте грамматического изучения языков (для слушателей он был не вполне понятным, но сам докладчик отлично владел проблематикой доклада); следующий доклад – об истории знаков препинания Анастасии Репьевой (гимназия № 1526) – удивил мастерским владением лингвистической терминологией. Ряд докладов впечатлил слушателей изяществом мультимедийной презентации «исторических» сюжетов: из них удачным жюри сочло выступление Екатерины Фуренковой (гимназия № 1541), продемонстрировавшей иллюстрации узелкового письма у славян.

И все-таки лучшим признан совместный доклад Игоря Ермакова и Надежды Полянской (гимназия № 1541). Глубокая разработка вопросов качеств и содержания ораторской речи, личности оратора в соединении с аудиоиллюстрациями – фрагментами речи «вождей» – произвели большое впечатление на слушателей.

В.И. АННУШКИН,
д. фил.наук,
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина,
г. Москва

Секция № 9

На этой секции выступали дебютанты – шести- и семиклассники. Темы всех 13 докладов отличались большим разнообразием (хотя, может быть, не всегда они отвечали общей теме конференции «Язык и история»). Юные исследователи показали, что они умеют определить цель работы, любят и умеют работать со словарями, прибегают к такому методу исследования, как социологический опрос. Школьники часто выбирают темы исследования, связанные с современным русским языком, проявляя интерес к происходящим в нем изменениям. Нельзя не отметить основательные доклады ребят из гимназии № 1541 Вячеслава Родригеза о жаргонных названиях денег и Полины Вишневской об изменениях в тематической группе лексики со значением «еда». Интересна также совместная работа Юлии Сухановой и Ольги Стародубцевой из школы № 1306 Западного округа г. Москвы. Семиклассницы попытались осмыслить и описать случаи изменения и трансформации русских пословиц в малых жанрах массовой культуры (рекламе, листовке, дисплее мобильного телефона и др.). Волнение, естественное для первого выступления на конференции, не помешало докладчикам отстоять свои позиции, отвечая на обязательные вопросы слушателей. Вообще умение компетентно представить свою работу продемонстрировали многие (назовем семиклассника Дмитрия Муравьева, шестиклассника Матвея Федотова, гимназия № 1541). 4 доклада из 13 были отмечены дипломами и наградами.

Л.ГОНЧАР,
главный редактор
газеты «Русский язык»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru