Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2, 3, 4, 9/2005


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

СОЮЗ

§ 57. ЧТО ТАКОЕ СОЮЗ?

Задание 38. Прочитайте два текста.

1) Путники направились знакомыми улицами к дворцу Гудвина. По дороге Фарамант не утерпел, сообщил кое-кому из жителей о гибели страшной Бастинды. Весть быстро распространилась по городу, скоро за Элли, ее друзьями до самого дворца шла большая толпа почтительных зевак.

2) Путники направились знакомыми улицами к дворцу Гудвина. По дороге Фарамант не утерпел и сообщил кое-кому из жителей о гибели страшной Бастинды. Весть быстро распространилась по городу, и скоро за Элли и ее друзьями до самого города шла большая толпа почтительных зевак.

(А.Волков)

Каково грамматическое различие этих текстов?

  • Какой текст более удобен для чтения? Почему?

  • Выпишите слова или грамматические основы, соединенные союзом и. В каких отношениях между собой они находятся?

  • С какой целью используются союзы?

Задание 39. Прочитайте два предложения.

1) Я вдруг сделалась бы королевой, обязательно приказала бы: в каждом городе и в каждой деревне был волшебник, он совершал для детей всякие чудеса.

2) Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник, чтобы он совершал для детей всякие чудеса.

(А.Волков)

  • Насколько грамотна первая запись? Какие речевые недочеты вы можете в ней отметить?

  • Какова роль союзов если, то и чтобы? На какие отношения между простыми предложениями они указывают? (Подсказка: попробуйте задать вопрос от одного простого предложения к другому.)

  • Обозначьте все грамматические основы второго предложения.

Задание 40. В заданиях 37 и 38 мы познакомились с сочинительной и подчинительной связью. В чем разница между этими двумя способами связи? Найдите подтверждение своему ответу в следующем тексте.

Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. Но Ковалев не отрывал глаз от той части горизонта, откуда выплывала луна. Он стал следить за облаками и ясно увидал теперь, что они идут (на)встречу ветру, подымаясь (из)за горизонта (в)месте с луной.

(Б.Житков)

  • Обозначьте сочинительные и подчинительные союзы.

Задание 41. Спишите предложения. Подчеркните однородные члены, связанные сочинительными союзами. Как доказать, что однородные члены грамматически равноправны?

1) Андреич сдернул ружье с плеча и быстро взвел курки. 2) Между деревьями мелькнула рыже-бурая шерсть и голова косули с острыми ветвистыми рожками. 3) Хозяйство Андреича состояло из коровы, лошади, десятка кур и дряхлого гончего пса. 4) Гости удивлялись силе, ловкости и замечательному послушанию зверя.

(В.Бианки)

Задание 42. Докажите, что сочинительные союзы связывают грамматически равноправные части сложного предложения. Расставьте недостающие запятые.

1) Зубы рыси разжались и зверь свалился на землю. 2) Что-то шевелилось впереди но глаза рысенка не видели Андреича. 3) Снова уже хотелось есть а в мешке не осталось ни крошки. 4) Чаща кончилась и рысенок очутился на открытом месте.

(В.Бианки)

Задание 43. Найдите подчинительные союзы, докажите, что они выражают подчинительную связь частей сложного предложения. Расставьте запятые.

1) Прошло несколько минут пока старик пришел в себя. 2) Рысенок не чуял как опасно одному оставаться в родном логове. 3) Когда старый пес сладко дремал под лавкой Мурзук подкрался к нему. 4) Скоро они так подружились что даже ели из одной плошки.

(В.Бианки)

Задание 44. Разделите сложные предложения на две группы – с сочинительными и подчинительными союзами. Союзы обозначьте. Не забудьте поставить запятые на стыке частей сложных предложений! Какое предложение оказалось лишним?

1. Старик обернулся в ту минуту когда рысенок подполз к его ногам.

2. Чтобы потешать гостей старик заставлял Мурзука проделывать разные фокусы.

3. У ветхого плетня возница придержал лошадей и хотел слезть отворить ворота.

4. Мурзук не любил оставлять хозяина одного когда приезжали гости.

5. Пари было тут же заключено и на следующий день американец отправился в путь.

6. Как строго карает суд лесных сторожей за нарушение охотничьих правил старик хорошо знал.

7. В конце концов хозяин приходил и Мурзук снова бежал в лес.

8. Железо громко звякнуло и тяжелый болт упал на землю.

9. Мурзук сильно устал но сейчас было не до отдыха.

10. Охота за птицами требовала задержки а Мурзук спешил добраться до густого леса.

11. Через десять минут вагон подошел к остановке где учителю надо было слезать.

(В.Бианки)

§ 58. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Задание 45. Определите, как выражена сочинительная связь в следующих предложениях: с помощью интонации, сочинительных союзов или того и другого одновременно? Расставьте запятые.

1) Яшка оскалился и защелкал языком. 2) Яшка барахтался кричал. 3) Я принес веревку нащупал у Яшки на спине пуговицу продел веревку в петлю и крепко завязал. 4) Яшка скребет ноготками да зубками щелкает. Кот прыгнул не на Яшку а на дерево.

(Б.Житков)

  • Какое значение имеет союз да в четвертом предложении? Нужна ли перед ним запятая? (Сравните: Яблоко вкусно, да висит высоко.)

Задание 46. Внимательно рассмотрите таблицу.

Основные сочинительные союзы

Соединительные

и; да (= и); ни…, ни; не только…, но и; как…, так и

Разделительные

или (иль); либо; то…, то;
не то…, не то

Противительные

а; но; да (= но); однако (= но);
зато (= но)

Пояснительные

то есть (= или);
или (= то есть)

  • Обратите внимание: между повторяющимися союзами, а также перед противительными всегда ставится запятая!

  • С некоторыми союзами каждой группы запишите равноправные сочетания.

  • Определите разницу в значении сочинительных союзов разных групп.

Задание 47. Вставьте подходящие сочинительные союзы в данные предложения, определите тип союза. Где нужно, поставьте запятые.

1) Синичка все видела … долго не решалась слететь на окно. 2) Я собрал еще несколько разных цветков … связал из них маленький букетик. 3) На старой порубке … здесь … там чернели пни. 4) Я садился за работу …читал вслух. 5) Я сваливаю под навес связку орешника …на стол высыпаю собранные листья. 6) Маки … вспыхивали трепетно-ярким огнем … наливались густым багрянцем.

(Е.Носов)

Задание 48. Прочитайте текст.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

(К.Паустовский)

  • Какие слова для обозначения небесных явлений вы узнали?

  • Укажите примеры аллитерации (звукописи).

  • Выпишите сочетания с сочинительными союзами, укажите типы союзов. Обозначьте, что они связывают.

Задание 49. Запишите предложения с сочинительными союзами. Союзы выделите, обозначьте, что они соединяют. Расставьте знаки препинания.

1) Вся стая то провисала качелями то вытягивалась в длинную линию. 2) Вечером дядя Сергей и Степан Петрович расстелили на столе большую карту и стали вымерять что-то блестящим циркулем. 3) Яркий свет полоснул по окнам и на миг стали видны морозные веточки на стеклах. 4) Весь вечер дядя Сергей опиливал и строгал корягу и получилась голова оленя с красивыми рогами. 5) Санька побежал домой вынес на крыльцо дощечки топор ножовку и принялся за дело. 6) Мать глядела то на дядю Сергея то на своего сына улыбалась но губы почему-то дрожали.

(Е.Носов)

  • Почему сложные предложения с сочинительными союзами называются сложносочиненными?

Задание 50. Иногда под пером мастера сочинительные союзы образуют своеобразный «букет», встречаясь в одном предложении! Вот, например, в этом. Спишите его, расставьте недостающие запятые, обозначьте союзы, определите, что они связывают.

Чуть не всю зиму ходил я на дровяные склады и чаще всего мне не везло но иногда случалась и удача – дотащив какой-нибудь старухе до дому санки с дровами, я получал крупяной или хлебный талончик и нес его хозяину ружья.

(Ю.Казаков)

  • Союзы какого типа здесь не представлены?

  • Является ли союзом предпоследнее и? Почему?

  • А вы сможете придумать предложение со своим «букетом» сочинительных союзов? Попробуйте!

§ 59. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Задание 51. Дано начало предложения. Используя различные подчинительные союзы, мы можем передать самую разную информацию (это зависит от задачи говорящего или пишущего). Посмотрите.

Я ВЕРНУСЬ,
когда потеплеет.
если это будет необходимо.
хотя мне этого и не хочется.
потому что моя помощь будет нужна.Ъ
так что на легкую жизнь не рассчитывайте.
как только подзаработаю денег.

  • Влияет ли союз на содержание подчиненной части? Как?

Задание 52. Познакомьтесь с таблицей.

Основные подчинительные союзы и выражаемые ими отношения

Простые

Отношения

Составные

Отношения

где
чтобы
будто
словно
точно
если
хотя
пока
едва
ибо
что

место
цель
сравнение
сравнение
сравнение
условие
уступительность
время
время
причина
пояснение

из-за того что
потому что
оттого что
вследствие того что
так как
так что
как будто
несмотря на то что
в то время как
до тех пор пока
как только

причина
причина
причина
причина
причина
следствие
сравнение
уступительность
время
время
время

  • Назовите союзы-синонимы.

  • По образцу из задания 51 составьте несколько сложноподчиненных предложений с одинаковой главной частью. Какие отношения выражены в получившихся у вас предложениях?

  • Почему предложения с подчинительными союзами называются сложноподчиненными?

Задание 53. Где может находиться подчиненная часть? Определите это, списав данные предложения и выделив подчинительные союзы. (Учтите, что они всегда находятся в подчиненной части!) Расставьте запятые.

1) Когда падала на пол чайная ложечка ей в ответ дребезжал потускневший рояль. 2) Вермель считал что искусство заключается в постоянном недовольстве своей работой. 3) Пока все пили чай Варвара Гавриловна смотрела из-за самовара на Татьяну Андреевну. 4) Вермель и Пахомов вышли из дому еще в темноте чтобы дойти до погоста пораньше и успеть засветло сделать наброски фресок. 5) Ледяная вода в рукомойнике, тишина во флигеле где единственным звуком был треск разгоравшихся дров освежали голову.

(К.Паустовский)

Будьте внимательны! Если подчиненная часть (также ее называют придаточной) стоит внутри главной, разрывает ее, то она отделяется двумя запятыми. Подумайте, почему это нужно делать и где необходимо поставить запятые.

Задание 54. Прочитайте предложение.

Поезд покачивался, под полом мягко постукивало, проводники давно разнесли чай, а потом и стаканы собрали, по коридору сначала ходили, потом перестали, и радио замолчало, а тьма за окном была неполной какой-то, и, когда я прислонялся к стеклу, заглядывая вперед, в ту сторону, куда мы ехали, – по далекому горизонту расплывалась глухая зеленоватость и огни на станциях горели бледно.

  • (Ю.Казаков)

  • Укажите все сочинительные и подчинительные союзы. Какова их роль?

  • Проведите лингвистический эксперимент: попробуйте разбить это очень длинное предложение (прямо-таки предложение-гигант!) на более короткие. Все ли союзы сохранятся?

Задание 55. Спишите текст, расставьте недостающие запятые, обозначьте союзы. Какие из них сочинительные, а какие – подчинительные?

Люди наступали широким полукругом. Старый лось сразу учел где еще можно прорваться и повел стадо широкой рысью.

Шум и крики стали затихать: лоси продвигались вперед значительно быстрей людей хотя и проваливались в снег с каждым шагом.

Вдруг спереди блеснул огонь грохнул выстрел…

Обезумев от страха, Одинец помчался между деревьями. Жесткий наст в кровь рассек ему пазданки (малые задние копытца), но он не слышал боли.

Он выскочил прямо на цепь но люди подняли такой страшный шум что зверь без памяти кинулся назад.

(В.Бианки)

§ 60. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ И ДВОЙНЫХ СОЮЗОВ

Задание 56. Запишите предложения, обозначьте повторяющиеся союзы, расставьте запятые.

1) Из окна поезда все казалось необыкновенным: и ветряки и ниточки-дороги и крошечные коровы что паслись по склонам балок. 2) Поезд то мчался сквозь темно-зеленый коридор лесопосадки то взлетал на высокую насыпь то гулко проносился по мостику, повисшему над серебристой прожилкой ручья. 3) И серая цапля и зимородок и утка и даже ворона не прочь пообедать уклейкой и каждый по-своему промышляет ее. 4) В зобу пусто, нечем поживиться, все или попряталось или засыпано порошей. 5) Не было у деда ни родных ни знакомых.

(Е.Носов)

  • Подумайте, какие из встретившихся союзов являются только повторяющимися, а какие могут быть и одиночными?

Задание 57. Спишите, расставьте запятые. Можно ли утверждать, что в данных предложениях используется повторяющийся союз и?

1) От каждого толчка лодка заваливалась набок и в ее отсеках хлюпала и взбрызгивалась вода. 2) Крепкий утренник прихватил в камышах воду и теперь там целый день похрустывает и позванивает на волне молодой ледок. 3) Лыжники сняли в передней шубы и шапки и Санька поливал им на руки из кувшина.

Задание 58.

– Вова! Что-то я не пойму, какой тут союз, – удивилась Настя Кувшинчикова.

– А что такое?

– Вот смотри, у Паустовского читаю: «Чехов был не только гениальным писателем, но и совершенно родным человеком». Есть но, это точно союз, только мне кажется, что здесь дело обстоит иначе.

– Постой. Наверное, надо посмотреть, что соединяется с помощью союза.

– Поняла! – прервала Настя Вову. – В этом предложении...

  • Продолжите диалог ребят.

  • В чем причина первоначального затруднения Насти?

  • Какова особенность употребления союзов не только…, но и; как, так и; если, то; чем, тем; раз, то? (Они могут быть только двойными!)

Задание 59. Спишите пословицы, расставьте запятые. Обозначьте двойные союзы. Объясните смысл некоторых пословиц (по выбору).

Чем богаты тем и рады. Чем дальше в лес тем больше дров. Как роса упадет так и след пропадет. Как сам станешь потчевать так и люди тебя отпотчуют. Если б прибытки да не убытки то и девать бы некуда. Если пирог с крупой то всяк с рукой.

§ 61. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

Задание 60. Проанализируйте примеры и сделайте выводы о том, как не перепутать союзы с омонимичными им частями речи.

  • Хотя я незаметно от всех и спрятался за то дерево, зато меня не побили.

  • От того дерева оторвался огромный сук, оттого что был очень сильный ветер.

  • Чтобы пополнеть, сначала надо подумать, что бы такое вкусненькое и сладенькое съесть.

  • Я кричал так же громко, как и вчера; мой сосед, глядя на меня, также принялся вопить. Ну и ор у нас получился!

  • По тому берегу идти было опасно, потому мы и перешли на другой.

Задание 61. Придумайте предложения, включив в них как можно больше «ошибкоопасных» союзов и похожих на них слов.

Образец (примеры придуманы вашими сверстниками):

  • Поэтому ты во что бы то ни стало должен успокоить Зину, чтобы она не плакала оттого, что получила двойку.

  • Что бы ты мне ни говорил, я тебя слушать не буду, потому что ты говоришь только глупости, а также мелешь чепуху.

Задание 62. Перепишите шуточную памятку, раскрывая скобки.

КАК ПОЙМАТЬ МАЙСКОГО ЖУКА

1) Что(бы) поймать майского жука, сначала подумай, что(бы) такое взять в руки для ловли.

2) Во-первых, подойдет бабушкина метла, да и обычный веник – так(же) неплохо.

3) Во-вторых, спрячься (за)то дерево, над которым громче всего жужжат эти насекомые.

4) В-третьих, спрятавшись, присядь, (от)того (что) вид вооруженного невкусными ветками двуногого жука не внушает доверия жукам майским.

5) Если не удалось накрыть жука, стоя под деревом, беги за ним (по)этому берегу пруда, в крайнем случае – (по)тому.

6) Если запыхался, встань, что(бы) отдышаться: тебе еще долго бегать. А так(же) успокой друзей: у них то(же) не получается.

7) Отдохнув, повтори все сначала: (за)то дерево, (по)тому берегу… – это что(бы) наверняка.

Оставшись в конце концов с носом, не отчаивайся, (по)тому (что) в народе говорят: не везет в майских жуках – повезет в учебе. И беги быстрее домой, садись за уроки – вечер уже!

  • Попробуйте написать свою шутливую памятку, например, «Как распутать запутавшийся клубок».

Задание 63. Объедините два-три предложения в одно, используя союзы также, тоже, чтобы и устраняя повторы.

Образец

Хороший хозяин укладывает сено в стог старательно, плотно. Хороший хозяин заботится о сене. Хороший хозяин предохраняет его от проникновения дождя осенью. – Хороший хозяин, заботясь о том, чтобы дождь осенью не проник в сено, укладывает его старательно, плотно. (В.Песков)

  • Низ стога покоится на платформе из тонких жердей. Сено может отсыреть в подошве.

  • Днем мышей на скирде нередко караулит канюк. Лиса любит забегать к скирде.

Задание 64. Учимся свертывать текст! Простейший пример. Дан крохотный «текстик».

Казалось, весь город опаздывает. Все бежали, махали руками, хотели ехать на такси. Но для всех такси не хватало.

(Ю.Дружников)

Мы можем трансформировать его в такой:

Чтобы не опоздать, нужно было ехать на такси. Но для всех такси не хватало.
Используя «ошибкоопасные» союзы (чтобы, тоже, также, поэтому и другие), сверните данный текст, запишите его в виде тезисов.
Накануне Нового года лейтенант Кислица совсем уж было собрался уйти на пенсию. Но тут ему поручили одно дело.
Для того чтобы в нем разобраться, Кислице необходимо было поесть мороженого.
Вообще-то ничего страшного. Бывают задания и потрудней. Беда в том, что лейтенант сладкого не любил, и лучше бы ему поручили есть соленые огурцы, кислую капусту или холодец – тоже холодное блюдо.
Но приказ есть приказ. Лейтенант переоделся в серый костюм и надел вместо шинели обыкновенное пальто.
Вечером мотоцикл с двумя желтыми глазами затормозил у двери кафе-мороженого «Снеговик».

(Ю.Дружников)

  • Свернули? А теперь сравните свой вариант с данным. Расхождения большие получились?

1) Поручили дело, поэтому не ушел на пенсию.

2) Чтобы разобраться в деле, надо было поесть мороженого.

3) Сладкого Кислица не любил, мороженое тоже.

4) Приказ есть приказ, оттого и переоделся.

5) Чтобы съесть мороженое, пришлось приехать в кафе «Снеговик».

Задание 65. Просто потренируйтесь – выберите предложения с наиболее «неподдающимися» для вас союзами.

  • А я то(же) была сперва обезьяной?

  • Виктор все раздумывал, что(бы) купить не очень дорогое и вместе с тем – необыкновенное.

  • Инженер изобразил испуг и поднял руки, буд(то) змея вот-вот укусит его.

  • Что(бы) ему ни предлагали – все не нравится.

  • Хочется раздобыть Ольге такое, (что)бы она была счастлива.

  • Виктор спешил, что(бы) успеть домой к встрече Нового года.

  • Такси рядом не оказалось, (за)то (в)доль тротуара сидели и стояли рикши. (Выясните по словарю значение последнего слова.)

  • Английский Виктор то(же) знал неплохо и поэтому удивился.

  • Что(бы) это могло значить?

  • Обезьяна была светло-рыжая, буд(то) выгорела на солнце.

  • В кафе-мороженом «Снеговик» посетителей было полным-полно, (по)тому (что) зимние каникулы из мечты превратились в реальность.

  • Маэстро Жора не желал, что(бы) кто-нибудь ему помогал.

  • Все показывают пальцами вверх, (как)буд(то) там пожар.

Задание 66. Лингвистическое сочинение. Разверните данные (незаконченные) тезисы, чтобы получилось высказывание на заданную тему.

Роль союзов в русском языке и их правописание

1. Чтобы соединить однородные члены предложения, используются...

2. Для связи частей сложного предложения употребляются...

3. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых...

4. Предложения с подчинительными союзами называются сложноподчиненными, потому что...

5. Чтобы не спутать союз с другими частями речи, нужно...

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru