Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2005

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю. НОРМАН,
г. Минск,
Республика Беларусь


Задачи по русскому языку для учеников и учителей

1. Герою гоголевской «Шинели», Акакию Акакиевичу Башмачкину, поручили однажды из одного документа сделать другой. «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». О какой переделке документа идет речь: как при этом меняется его жанр?

2. Как вы думаете: почему строки А.С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…» вызывали резкую критику современников?

3. Сравните следующие пары выражений:

холодная зима – зима холодна;
неприятный разговор – разговор неприятен;
новые идеи – идеи новы.

В чем заключается в каждом случае разница между значениями первого и второго словосочетания? А как будет выглядеть недостающее звено в следующей паре:

большой интерес – …?

4. Как связаны между собой слова болонка и болонья?

5. В русском языке есть согласные [ч] и [ц], непарные по глухости/звонкости. А все же – как звучали бы звонкие соответствия к ним? Встречаются ли эти звуки в русской речи?

6. В стихотворении «Автобус» поэта-сатирика Игоря Иртеньева есть такие строки:

Вот инженер тире строитель.
Он строит для людей дома…

Что в этих строках неправильно с точки зрения лингвистики?

7. В чем заключается смысловая разница между выражениями Иван Петрович болеет и Иван Петрович болен?

8. Понятно, почему одна из карточных мастей называется пики, – ее силуэт похож на наконечник пики. А почему она называется еще и вини?

9. Какого рода существительное галифе?

10. (Задача-шутка.) Что общего между невестой и ведьмой?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru