Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2005

НАША ПОЧТА

Уважаемая редакция!
Горячий привет вам из зауральского г. Кургана!

Учителя гимназии № 47 г. Кургана с неподдельным интересом прочитали в газете «Русский язык» № 2 за 2005 г. в рубрике «Факультатив» материал И.А. Букринской и О.Е. Кармаковой «Обычай коллективной помощи в русской деревне» (региональный компонент). Региональный компонент мало исследован и редко используется учителями школ, поэтому актуальность предложенных материалов представляется значительной. Работа, проделанная учениками гуманитарного факультета лицея № 1525 «Воробьевы горы» в период комплексной экспедиции в Городец Нижегородской области, огромна и заслуживает восхищения. Ученики вместе с преподавателями подняли на всеобщее обсуждение очень важный вопрос – изучение и продолжение традиции нашего народа. Обычай коллективной помощи – замечательное проявление человечности, которой иногда нам не хватает. Нас заинтересовало ваше предложение, высказанное в конце статьи. И мы с учениками нашей гимназии в весенние каникулы (25–30 марта 2005 г.) провели мини-исследование в деревнях Курганской области. Выводы оказались интересными.

Зауральской земле действительно издавна ведом такой обычай! И называли его повсеместно помочь. В наших деревнях и сейчас встречаются два вида: благотворительная помощь и помощь «в отработку». До сих пор помочь собирают при покосе и при вывозе навоза на поле, при копке картофеля. К помочи обращаются и при установке сруба на фундамент.

Много интересного таит в себе понятие – малая родина!

Мы в своей гимназии стремимся пробудить у учеников интерес и привлечь внимание к истории нашего города и области, к старожилам, к их занятиям. И делаем мы это «не наскоком», а по крупицам.

Одна из опытнейших учительниц гимназии О.И. Жеребцова, например, составила цикл связных текстов для работы по теме «Имя числительное» на уроках русского языка. Вот некоторые из них.

Наша область

Курганская область находится в Азии, лежит за Уралом, на просторах Западно-Сибирской равнины. Нередко ее называют воротами Сибири. По форме она напоминает треугольник, устремленный на восток. Ее площадь немногим больше 71 тысячи квадратных километров, протяженность с запада на восток – около 430, а с севера на юг – 290 километров. Согласно переписи населения 1989 года здесь проживало чуть больше миллиона 105 тысяч человек.
В области 9 городов, 5 рабочих поселков, 24 сельских района.
Курганская область – самая молодая в Сибири. Она образована 6 февраля 1943 года.
Богата область озерами. Их свыше 2500, и занимают они 20% всей ее территории.

Курганцы в Великой Отечественной войне

На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 200 тысяч зауральцев. 105 тысяч из них не дожили до светлого дня Победы. 75 тысяч воинов награждены орденами и медалями. 21 человек стал полным кавалером ордена Славы. 99 зауральцам присвоено звание Героя Советского Союза, а Грицевец, Кравченко и Елисеев удостоены этого звания дважды. Около 120 тысяч тружеников области награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В детских домах области воспитывалось около 7000 маленьких ленинградцев, эвакуированных из блокадного города.

Учитель проводит с подобными текстами разные виды работ: объяснительный и предупредительный диктанты, комментированное письмо, морфологический и пунктуационный разборы, выборочный диктант, упражнения на склонение числительных, изложение-миниатюру и другие.

Я на своих уроках часто в качестве текстов для упражнений по определенным орфограммам, пунктограммам беру стихи поэтов-земляков.

И комплексный анализ текста мои ученики проводят, получая на карточке или стихотворение С.Васильева, или эпизод из последней повести члена Союза писателей России В.Потанина.

Нравится моим ученикам и писать миниатюры об отдельных явлениях природы по заданному началу.

После прочтения вслух лучших детских работ я открываю ребятам секрет: строки, предложенные в качестве начала, принадлежат нашему земляку – писателю В.Еловских. А потом мы вчитываемся в авторские миниатюры и радуемся каждому меткому слову о детстве, знакомых местах.

Думаем, что и такой подход к внедрению регионального компонента имеет право на существование. С вниманием прочитаем и другие публикации по этой проблеме.

С уважением,

М.С. РАСПОПОВА,
гимназия № 47,
г. Курган

 

Рейтинг@Mail.ru