Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Урок-зачет по теме
«Второстепенные члены предложения»

Групповая работа

5-й класс

Ученики объединяются в группы по 3–4 человека. Каждая группа выполняет свое задание, а затем все сообща проверяют их. Оценку деятельности каждого члена группы дает ученик-консультант, назначенный из числа сильных учеников.

Примеры карточек для групповых заданий.

К-1. 1. Устраните повторяющиеся слова, запишите предложения верно. Выберите предложение для разбора по членам и дайте ему полную характеристику (предложение, выбранное учеником для разбора, не должно повторяться в группе).

В живом уголке жил маленький зайчик. Дети кормили зайчика морковкой и капустой. Сначала зайчик боялся детей, а затем привык к детям. Зайчик позволял гладить свою пушистую шерстку. Детям нравилось ухаживать за зайчиком.

2. Озаглавьте текст. Разбейте его на части. Спишите. Составьте план текста.

Добежал медведь до леса, едва дышит. А тут девушки пришли по грибы. Выскочил медведь на поляну, девушки завизжали и так грохнули палками по бидонам, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки убежали. Медведь стонал-стонал, а потом съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в свое логово. (По К.Паустовскому)

3. Спишите предложение, разберите его по членам.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

К-2. 1. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова близкими по смыслу. Запишите текст. Разберите первое предложение по членам.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька все ученье прошла, как будто ее родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось, и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твердом состоянии.

2. Определите границы предложений. Запишите предложения в исправленном виде.

Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали. Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

3. Разбейте текст на части, запишите. Составьте план текста.

ЕЖИК

Темной ночью серый ежик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку и наколол на иголочку. В луже заметил звездочку. Ежик накрыл ее листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ежик нашел большое красное солнышко. Вот ежик смеялся!

4. Запишите предложение, разберите его по членам, дайте полную характеристику.

И стояли у ворот скрюченные елки.
Там гуляли без забот скрюченные волки.

К-3. 1. Разберите по членам предложения.

Жил на свете человек –
Скрюченные ножки.
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

2. Найдите в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде. Разберите любое предложение (каждый разбирает свое предложение).

ЗАБЛУДИЛИСЬ

Алеша, Семен и Иван жили летом на даче. Однажды они пошли в лес за грибами и заблудились. Ребята стояли в чаще леса и не знали, куда идти. Их окружали высокие сосны и частый кустарник. Мальчики заблудились. Ребята долго совещались. Семен догадался влезть на высокую сосну. Он увидел дорогу в деревню.

3. Определите границы предложений. Запишите предложения правильно. Разберите распространенное предложение с дополнением.

Стоит хорошая погода ласково светит солнце. Охотник искал куропатку и фазана. Или зайца. Весь день она перелетала с места на место.

4. Прочитайте. Устраните повторяющиеся слова. Запишите текст правильно. Разберите предложение, в котором есть все второстепенные члены.

Ежик очень осторожный. При встрече с хищником ежика не всегда спасают колючки. Ежик боится воды. Хитрая лиса может закатить ежика в речку. В воде ежик развертывается. Тут лиса может схватить ежика зубами и задушить.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru