Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

В.ЛУХОВИЦКИЙ,
г. Москва


Лексика

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.В. Панова

ТЕМА 1. СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА (§ 26–31)

1. Второе значение слова лексика

Вспомни: что такое синтаксис?
Что обозначает слово лексика в следующих предложениях?
На каждом уроке английского языка мы изучаем новую лексику.
Лексика изучает слова и их значения.

Закончи предложение: Лексика – это....
Можно ли точно определить, что такое слово? Напиши свое определение слова.
Слово – это
…...
Поменяйся с соседом тетрадками, прочитай данное им определение, сравни со своим.

Длинные и короткие слова

Из скольких звуков может состоять слово? Выдающийся лингвист и педагог XX века А.А. Реформатский в самом начале своей знаменитой книги «Введение в языкознание» рассказал такую историю:

Два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал (написал): Ео rus [эо рус) – «я еду в деревню», а другой ответил: I «поезжай». Это самое короткое высказывание (и написание), которое можно себе представить, но вместе с тем это вполне законченное высказывание, составляющее целую реплику в данном диалоге и, очевидно, обладающее всем тем, что свойственно любому высказыванию. Каковы же эти элементы высказывания?

1) [i] – это звук, т.е. звуковой материальный знак, доступный восприятию ухом, или I – это буква, т.е. графический материальный знак, доступный восприятию глазом;
2) i- – это корень слова, т.е. элемент, выражающий какое-то понятие;
3) i – это слово, называющее определенное явление действительности;
4) I – это предложение, т.е. элемент, заключающий в себе сообщение.

Маленькое i, оказывается, заключает в себе все, что составляет язык вообще: 1) звуки – фонетика (или буквы – графика), 2) морфемы (корни, суффиксы, окончания) – морфология, 3) слова – лексика и 4) предложения – синтаксис. Больше в языке ничего не бывает и не может быть.

Как видишь, в латинском языке были слова, состоящие из одного звука.
Есть ли такие слова в русском языке? Если да, запиши несколько примеров: …
Если у тебя возникли сомнения, попробуй объяснить почему.
А какой, по-твоему, может быть максимальная длина слова?

О языках, в которых слова состоят из нескольких десятков звуков, рассказал детям писатель и ученый Л.Успенский в книге «Слово о словах».

В некоторых из индейских языков есть слова-гиганты, вроде «виитокучумпункурюганиюгвивантумю». Это слово означает определенный род занятий людей племени, обитающего в штате Юта, на юго-западе США: «тех, которые сидя разрезают ножами черных ручных бизонов» (то есть «коров»; по-видимому, такое «разрезание» входило в расписание каких-то церемоний или обрядов).
Не думайте, что этот пример – уродливое исключение. Один автор сообщает, что сочетание слов «наши искуснейшие зеркальщики», когда кому-то вздумалось перевести его на язык юкатанских майя, пришлось выразить поистине примечательным словом: «руппакхнухтокепенаувутчухквоканехчаенмннумуннонок».

Как видишь, слова бывают разной длины – от одного звука до нескольких десятков. Правда, в русском языке слова «средней» длины: не такие короткие, как в английском языке, но и не такие длинные, как, например, в немецком. Длина слов в каждом языке определяется его грамматическим строем, и в дальнейшем мы не раз вернемся еще к этому интереснейшему вопросу.

2. Членение речи на слова

Раздели на слова и предложения, расставь знаки препинания: Ветренопрохладноясновлесушумиттольковверхувсреднемярусевмолодомосинникедрожатичуть
слышнопостукиваютдругодругаснежныекруглыелистикивнизувтравахполнаятишинаивнейслышн
окакработаетшмель
(М.Пришвин).

Раздели на слова фразу Теперьяподнимитетоже (возможны 7 вариантов такого деления).

Ниже приводятся первые строки древнейшего кириллического памятника старославянского языка – надгробной надписи, сделанной по приказу болгарского царя Самуила в 993 г. (правый нижний угол плиты не сохранился). Попытайся разделить этот отрывок на слова. Какие признаки слова следует учитывать при такой операции? С какими трудностями ты при этом сталкиваешься? (Для сопоставления после оригинального текста приводится перевод данного отрывка на русский язык.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа я, Самуил, раб Божий, полагаю память отцу и матери и брату.

При выполнении этого задания учти, что в первой славянской азбуке были буквы, которых нет в современном русском алфавите. (Нужно перенести сюда буквы, указать их примерное звучание. Текст самой надписи увеличить, чтобы ученик мог прямо на ней карандашом делить текст на слова.)

В рассказе Э.По «Убийство на улице Морг» несколько человек говорят следователю о том, что они слышали разговор убийцы с жертвой. Одному свидетелю показалось, что говорили по-немецки, другому – по-итальянски, третьему – на каком-то славянском языке. В конце рассказа выясняется, что никакого разговора не было, все «свидетели» слышали лопотание обезьяны. В чем была причина их ошибки? При ответе учти, что ни одного из названных языков эти люди не знали.

По-моему, все «свидетели» ошиблись потому, что...

3. Слово и понятие (§ 26 и 29)

Прочитай еще один небольшой отрывок из книги «Слово о словах».

У исконных обитателей Австралии белые вовсе не нашли обобщающих слов вроде птица или дерево. По-австралийски нельзя сказать: На холме стоит дерево, а на нем сидит птица. Австралиец выразится непременно так: Стоит каури, а на нем сидит какаду; или: Стоит эвкалипт, а под ним – эму. Он обязательно назовет породу и растения, и животного.
Конечно, и мы можем поступить так. Но мы можем сделать и иначе, а язык австралийца не позволяет это «иначе». Вот почему ваша фраза Но ведь и эвкалипт, и каури – это деревья, останется, если бы вы вздумали возразить папуасу, не понятой. Что значит «деревья»? Есть пальмы, папоротники, лианы, кусты, а таких странных вещей, как «деревья вообще», «растения вообще», нет и не может быть! А нет их для него потому, что нет еще слов для них.
Подобные этому примеры можно встретить повсюду. Обитатели одного архипелага возле Новой Гвинеи не знают названия для такого цвета, как черный. Зато у них есть множество слов для различнейших его оттенков. Есть слово, означающее «блестяще-черный, как ворона», есть другое – «черный, как обугленный орех такого-то дерева», третье – «черный вроде краски, выделываемой из определенного сорта смолы», пятое – «черный, словно жженые листья бетеля, смешанные с растительным маслом».

Озаглавь этот текст. Поменяйся «Рабочими тетрадями» с соседом по парте, прочитай придуманное им заглавие текста и продолжи предложение:

Мне кажется, что этому тексту дано такое название потому, что…...

Не опровергают ли эти примеры вывод, сделанный в § 29 на стр. 54? Запиши свой ответ, продолжив предложение.

Я считаю, что..., потому что...

Изменения в лексике: устаревшие слова двух типов, новые слова (§ 28).

Прочитай два текста и ответь на вопросы.

Под псевдонимом С.Ярославцев долгое время скрывались знаменитые фантасты братья А. и Б. Стругацкие. Здесь ты прочтешь отрывок из произведения, адресованного непосредственно детям.

Ах, каких только кораблей не было на главном космодроме Планеты Негодяев! Ионолеты атомолеты нейтролеты гравилеты летающие тарелки летающие кастрюли летающие бидоны летающие самовары, большие и маленькие новенькие с иголочки и изрытые метеоритными щитами, корабли нападения и корабли защиты, откровенно грозные космические линкоры, ощетиненные смертоносным оружием, и притворно беззащитные корабли-ловушки, упрятавшие смерть в глубоких трюмах…

С.Ярославцев

1. Расставь недостающие знаки препинания.
2. Найди слова (многие из них придуманы автором), по которым ты сразу можешь определить, что перед тобой фантастическая повесть. На какие современные слова они похожи? Чем именно?
3. Зачем появляются в языке такие слова? Откуда и как они приходят в наш язык?
4. Нарисуй иллюстрации к тексту.

Найди устаревшую лексику в отрывке из книги В.Гиляровского «Москва и москвичи». Выпиши устаревшие слова и постарайся поточнее определить их значения.

Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, задняя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называться пролетками.
Дедушка, в Хамовники. Кое место? В Теплый переулок. Двоегривенный.
Мне показалось это очень дорого. Последнее слово – пятиалтынный. Без почину стою.

Запиши вторую часть текста как диалог, расставив недостающие знаки препинания.
Выпиши из § 28 два предложения, которые можно считать выводами из всей работы с этими двумя текстами.
Прочитай слова, записанные в два столбика:

чело
стяг
брег
око

конка
мортира
забрало
дворецкий, –

и напиши, что они обозначают. В случае затруднений воспользуйся словарем В.И. Даля.
Обрати внимание на то, что, хотя все эти слова и являются устаревшими, но устарели они по-разному. Вставь в предложения пропущенные слова:

В ... столбике написаны слова, обозначающие предметы, которые давным-давно не существуют.

В …... столбике записаны слова, которые обозначают существующие сейчас предметы, но употребляются редко, в особых случаях.

Пушкинские «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» начинаются с предисловия «От издателя», в котором приведен текст письма, будто бы написанного другом придуманного Пушкиным «автора» повестей. Прочитай начало этого письма и ответь на вопросы.

Милостивый Государь мой!
Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23-го сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, все, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить могу.

1. а) Выдели устаревшие слова и выражения.
Как ты думаешь, какие из них были устаревшими уже во времена А.С. Пушкина?
б) Найди среди них такие, которые формируют стиль данного послания.

2. Прочитай текст вслух. Почему это трудно сделать? Переделай предложения в тексте так, чтобы читать было легче. Объясни свои действия.

3. Закончи предложения:

Устаревшие слова – это...

Неологизмы (образовано от neo – «новый» и logos – «слово») – это...

4. Состав лексики с точки зрения употребительности: общеупотребительная лексика, диалектная, профессиональная, жаргон (§ 30 и 31)

Прочитай еще один отрывок из книги «Слово о словах»:

Мы говорили сейчас о словах, которые уже давно отзвучали. Их нет больше в мире. Только в древних книгах, на листах выцветших рукописей и грамот остались их отпечатки, их тени. Никто не говорит «кметь», когда нужно назвать воина. Ни один человек не поименует дядю «уем» или мужа «ладой», как в дни Мономаха. Древние слова подобны потухшим звездам: их давно нет, а до нас все еще доходит их свет, потому что свет идет медленно.
Да, понятно: собирать тени нелегко. Зато со словами живой речи дело, наверное, обстоит лучше? Вот, скажем, народный язык, его местные говоры, областные наречия и диалекты. Они же еще живут, с ними все видимо, все ясно. Это – русский язык, а мы тоже русские люди.
Вы думаете, с ними так просто?
Вы идете где-либо по глухому лесу, вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится вперед. И вдруг из-за вековой ели какой-то дедка дружелюбно кричит вам: «Эй, друг! Туды не ходи: там няша!». Что подумаете вы при этом?
Вы подумаете: «Дед либо русский, либо шутник! Няша! Скажи на милость! Что это: «бука», «бяка»? Нашел чем стращать!».
Но не теряйтесь в догадках; спросите в любой деревне – и узнаете: нет, няша не «бука». Няша – на местном наречии «болото». А соваться в болото действительно ни к чему.
Слово «няша» известно только на Крайнем Севере. Ни рязанец, ни орловец его не поймут. Зато у них есть свои местные слова, точно так же неизвестные в других частях громадной нашей страны.
Если бы лет сорок назад где-нибудь возле Великих Лук, завидев замурзанного парнишку на деревенском крыльце, вы окликнули его: «Вань, а ваши где?» – вы рисковали бы услышать в ответ что-нибудь вроде:
«Да батька уже помешался, так ён будворице орет; а матка, тая шум с избы паше…».
Я думаю, вы побледнели бы: целая семья сошла с ума! На деле же все было очень спокойно; ответ мальчишки можно перевести с «псковского на русский» примерно так: «Отец закончил вторую вспашку поля и теперь поднимает огород возле избы, а мать – та выметает мусор из дому…». Только и всего. Это совсем не бред безумца; это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный, в одном из его многочисленных наречий.

Няша, будровица, орет, паше, шум – все это диалектные слова.

Подчеркни подобные слова в описании деревенского дома, сделанном писателем В.Солоухиным. Не забудь расставить недостающие знаки препинания.

Ах! какой это был дом! Одних только жилых помещений в нем было четыре: изба-зимовка изба-летница вышка с резным балкончиком горница боковая. А кроме них, были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длине – на нее, бывало, заезжали на паре – да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами.

Прочитай отрывок из повести Ю.Коваля «Недопесок Наполеон третий», найди профессиональные слова и выражения. Расставь недостающие знаки препинания.

Цепляясь «кормовым тазом» за ручки дверей, в кабинет директора вбежала Прасковьюшка. Она застыла на ковре посреди кабинета, прижала таз к груди, как рыцарский щит.
– Петр Ерофеич! – крикнула она. – Наполеон сбежал!
Петр Ерофеич Некрасов вздрогнул и уронил на пол папку с надписью «Щенение».
– Куда?
Прасковьюшка дико молчала, выглядывая из-под таза.
Директор схватил трубку телефона, поднял над головой, как гантель, и так тяпнул ею по рогулькам аппарата, что несгораемый шкаф за его спиной сам собой раскрылся. Причем до этого он был заперт абсолютно железным ключом.
– Отвинтил лапкой крючок, – забормотала Прасковьюшка, – и сбежал, а с ним сто шестнадцатый, голубой двухлеток.
– Лапкой? – хрипло повторил директор.
– Коготком, – пугливо пояснила Прасковьюшка, прикрываясь тазом.
Директор Некрасов снял с головы шапку, махнул ею в воздухе, будто прощаясь с кем-то, и вдруг рявкнул:
– Вон отсюда!
Алюминиевый таз брякнулся на пол, заныл, застонал и выкатился из кабинета.
Про директора Некрасова недаром говорили, что он – горячий.

Знаешь ли ты профессиональные слова

программистов;
космонавтов;
врачей;
историков;
строителей?

Напиши на каждой строчке по нескольку слов. Придумай с соседом по парте небольшой диалог, используя какую-нибудь из этих групп профессиональных слов.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru