Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Посвящается 857-летней годовщине Москвы

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Повторение в начале учебного года

Дидактические материалы

8-й класс

Упражнение 1

АКРОСТИХ

Мои мечты и силы м_лодые
Одной тебе я отдал, посв_тя3*;
Судьбой своей чудес_ной в дни былые
Как сильно ты тр_вожила дитя!
Всю жизнь свою1 останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной2 красотою.

(Константин Аксаков, 1840)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Напишите свое понимание словосочетания бессмертной красотою.

3. Подберите синонимы к слову былые.

Упражнение 2

УТРО В МОСКВЕ

Упоительно встать в ра(н,нн)ий1 час,
Ле_кий3 сле(д,т) на песк_ увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная2 юность моя,
И прозрач_ная нежность (К,к)ремля
В это утро – как прел_сть твоя.

(Александр Блок, 1909)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Найдите в тексте предложения с обращениями. Как автор относится к Москве? Почему А.Блок называет город беззаботная юность моя?

3. Подберите синоним к слову упоительно.

Упражнение 3

На тихих берегах (М,м)осквы
Церквей венча(н,нн)ые3 кр_стами
Сияют1 ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись2 по холмам
Вовек не рубле(н,нн)ые рощи
Издавн_ поч_вают там
Угодника св_тые1 мощи.

(Александр Пушкин, 1822)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Подберите 5 однокоренных слов к существительному крестами. Разберите их по составу.

3. Подберите синоним к глаголу поч_вают.

4. Подберите антоним к слову ветхие.

Упражнение 4

Названия (М,м)осковских мест
Для моего привычны слуха,
Как для иных привычен лес,
И ливня плеск, и ш_рох луга.
Огней (М,м)осковских перехлест
До моего доходит зренья,
Как до иных – м_рцанье звезд1
Над крайней улицей с_ленья.
Прости, родная сторона,
Что я меж новыми домами
Стари(н,нн)ых улиц им_на
Твержу застывшими3 губами.
Пусть все останется как есть.
Но мне с (М,м)осковского наречья
В иную речь не перевесть
Живую речь (З,з)амоскворечья2.

(Игорь Волгин)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Проверьте свою интуицию, напишите, почему автору в иную речь «не перевесть живую речь (З,з)амоскворечья». С чем сравнивает поэт свой родной город?

3. Подберите синоним к слову привычны.

Упражнение 5

Неску_ный сад.
Листвы прибой.
И в дымке Ленинский проспект.
Плывет курантов звонкий3 бой,
Шагает по Москве ра(с,сс)вет.
Сам воздух, кажется1, звучит
На пл_щадях Москвы моей.
И вскинул ветви, как смыч_ки,
Ансамбль в_селых т_полей.
(Как)будто струны – провода,
И как гармоники – мосты.
Сдружилось2 сер_це навсегда
Со светлой музыкой Москвы.

(Юрий Каменецкий)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Выпишите все сравнения и сравнительные обороты, которые вы встретили в тексте. Сделайте вывод, ответив на вопрос: с чем сравнивает Москву автор?

3. Выпишите все метафоры, которые вам удалось найти в тексте.

4. Подберите антонимы к словам рассвет, светлой.

Упражнение 6

ГОРОД

Вот он, родной и великий,
В эту зимнюю ноч_ нелюдим!
Над трубою фабрич_ною лихо,
(По)гусарски закруче(н,нн)ый3 дым.
Колокольни Ивановой каска
И под снегом, как будто дремля,
До бровей замете(н,нн)ая3 ска_ка –
Златоглавая2 ска_ка Кремля.
Сколько мыслей, и чу_ств, и волнений
Вызывает в душе этот вид!
Небо, влажное от ум_ленья,
Как художник, на город глядит.
Но и небо мне кажется тусклым:
Эту славных веков благодать
Можно только, пожалуй, на ру(с,сс)ком,
На родном языке1 передать!

(Иосиф Уткин)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Как вы понимаете последние строки стихотворения?

3. Чем восторгается в них поэт? Подберите синоним к слову нелюдим.

4. С чем сравнивает автор фабричный дым? Вспомните, как это явление называется в литературоведении.


* Здесь и далее цифровые индексы обозначают:
1 – слово для фонетического разбора;
2 – слово для морфемного разбора;
3 – слово для морфологического разбора.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru