Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2005

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

Г.Г. ГРАНИК
академик РАО, д. психол. н., профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области образования;
Л.А.КОНЦЕВАЯ, С.М. БОНДАРЕНКО
ведущие научные сотрудники, к. психол. н.,
лауреаты премии Правительства РФ в области образования;
Н.А. БОРИСЕНКО
ведущий научный сотрудник, к. филол. н.;
Ю.Ю. БАЛАШОВА, С.А. ШАПОВАЛ
старшие научные сотрудники;
Е.А. ЗУБКОВА, С.А. ШИШКОВА
научные сотрудники


Открытое письмо главному редактору
Издательского дома «Первое сентября»
А.С. Соловейчику

Уважаемый Артем Симонович!

Мы, ученые Психологического института РАО, пишем Вам от имени лаборатории, занимающейся проблемами построения школьных учебников. Многие годы мы сотрудничаем с изданиями «Первого сентября». Нас когда-то пригласил в газету Симон Львович Соловейчик с просьбой перепечатать из журнала «Вопросы психологии» интересные для учителя статьи по умению работать с книгой. И с тех пор наша связь с «Первым сентября» не прерывалась.

Естественно, как авторов учебников по русскому языку и литературе нас не может не волновать судьба этих предметов, судьба филологического образования, проблема грамотности учащихся (в широком смысле слова), которая в послед-ние годы снизилась до критического уровня. Об этом говорят и данные международных исследований знаний учащихся (PISA): по навыкам чтения наши школьники в 2000 и 2003 гг. оказывались на 27–29-м местах среди 32 индустриально развитых стран мира. Проверялась при этом не техника чтения, а способность к пониманию различных текстов. Именно эта способность является главной составляющей грамотности современного человека.

Проблема понимания сегодня буквально носится в воздухе. Ею занимаются филологи, психологи, педагоги... Однако первыми среди научно-методических изданий этой проблемой стали серьезно заниматься в газете «Русский язык». Имеем в виду работы С.И. Гиндина, С.М. Евграфовой, Н.А. Шапиро и других редакторов и авторов газеты. Редакция «Русского языка» хорошо понимает, что нельзя обучать грамотности, ставя цель обучать только грамотности, что проблема грамот-ности напрямую связана с проблемами понимания и культуры.

Газета «Русский язык» играет совершенно особую роль в развитии филологического образования в нашей стране. С одной стороны, это высокая наука (на ее страницах публиковались работы широкого круга ученых, не только лингвистов, но и психологов – Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии и др.), а с другой – это издание учителей-практиков, и успех газеты во многом обусловлен тем, что ее делают сами учителя. Идея соединения науки и школы, умноженная на творчество, – вот то, что привлекает к этому изданию всех его читателей.

Читая газету, учителя растут. По сути, это издание для них – второе образование, и дело не только в том, что в прошлом году приложение открыло курсы повышения квалификации (очень полезный для учителя курс по редактированию Н.А. Шапиро), но и в том, что оно поднимает широкий круг проблем, связанных с языком и речью, учебниками и новыми книгами, методикой и учительским творчеством. Скажем больше: газета «Русский язык» играет просвещенческую роль. Она объединяет в своих рядах лучших лингвистов, лучших методистов, лучших учителей.

Думаем, что без газеты «Русский язык» творчески мыслящий учитель-словесник работать сегодня уже не может. Однако далеко не каждый может подписаться на нее. Именно потому, что это – совершенно особое издание, хотелось бы, чтобы, несмотря на все экономические трудности, оно имелось в каждой школе. Возможно, Вы, Артем Симонович, как руководитель издательского проекта, сможете изыскать на это средства. Надеемся в этом вопросе найти с Вами взаимопонимание.

С уважением, сотрудники лаборатории «Проблемы построения школьных учебников» Психологического института РАО

 

Рейтинг@Mail.ru