Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2005

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Продолжаем знакомить наших читателей с выступлениями, сделанными на 4-м Педагогическом марафоне. И.А. ГРОМОВ рассказывает о своих методических приемах и типах заданий, которые он использует в работе по учебнику под редакцией М.В. Панова. С некоторыми заданиями вы уже познакомились раньше, но мы включили их тоже в эту публикацию, чтобы не нарушить целостности представляемой автором системы.

И.А. ГРОМОВ
Владимирская обл.,


Типы заданий по русскому языку

Посвящаю Михаилу Юрьевичу Шубе –
замечательному математику и другу

Как-то, беседуя с академиком В.А. Караковским, я услышал от него: «Воспитание – это стремление к идеалу». Наверное, эти слова применимы и к обучению: «Обучение – это стремление к идеалу». Мы, учителя, немного утописты: идеал нам нужен именно сегодня, на сегодняшнем уроке, при изучении сегодняшней темы... К сожалению, так бывает далеко не всегда, и часто приходится разводить руками от безысходности: «Как же так, я вроде все так хорошо рассказала, объяснила, а они ничего не поняли, опять кучу ошибок наделали...». Понятно, что идеала не бывает, но стремиться к нему нужно. Каков идеал учителя русского языка? Чтобы дети были грамотными, чтобы их речь была богата и выразительна, чтобы они могли создать любой текст... Какую бы программу из ныне действующих мы ни взяли, в каждой найдем эти цели. Вопрос в том, как прийти к их достижению.

Путь первый – изнурительные тренинги по преодолению бесчисленных орфографическо-пунктуационных эверестов. Плюс диктанты и изложения. В результате у детей формируется стойкое убеждение, что русский язык – это самый скучный предмет, тоска зеленая, и он не заслуживает интереса и внимания. Увы, но так бывает достаточно часто.

Путь второй – увлечь ребят, заинтересовать своим предметом. И в ход идут «нестандартные» уроки – уроки-путешествия, уроки-детективы, суды, концерты... начинающиеся абсолютно стандартно: «Представьте себе...». На деле же эти действа превращаются в обычный «оживляж», не более – искусственное привязывание внешних форм к языковому содержанию ничуть не облегчает понимания лингвистических процессов, не приближает детей к познанию сути системы языка. Поиграли – и забыли.

Не будет преувеличением сказать, что современного человека создала наука и, без сомнения, наука играет решающую роль в его образовании. Поэтому путь третий – ничего сверхъестественного не придумывая, идти в ногу с наукой, применительно к нам – с лингвистикой, с современным ее состоянием, а не с периодом строительства египетских пирамид. И использовать научные способы познания языка: от внешних фактов и явлений идти к их истинной сути. Познание мира детям интересно, и в наших силах сделать интересным и познание языка. Это происходит, если уроки превращаются во вдохновенный поиск знаний, если дети чувствуют себя первооткрывателями, творцами, и радость открытий, пусть и маленьких, детских, дарит ребятам именно наш предмет. Какая уж тут скука, когда все так захватывающе и умно!

Учебник, нацеленный именно на такое изучение языка, уже есть – это учебник под редакцией Михаила Викторовича Панова. Вся учебная деятельность в нем – не зубрежка, а понимание, не репродукция, а научное обоснование, не тоска зеленая и тягомотина – «скорее бы урок кончился», а эмоциональное потрясение при встрече с русским словом. При изменении задач и содержания обучения языку меняются и система заданий, и способ их подачи, и их структура. Если «спишите, вставьте пропущенные буквы», то подобное однообразие действительно вызовет скуку. А можно подойти иначе.

  • Прочитайте запись.

И.п. злой
Р.п. злой
Д.п. злой
В.п. злой
Т.п. злой
П.п. злой

  • Докажите, что данная запись вовсе не бредовая и прилагательное злой не является неизменяемым.

После того как шок пройдет, можно уже говорить и о грамматическом значении словоформы, и об омонимии окончаний...

Вот о некоторых особенностях приемов подачи заданий и пойдет речь в данной статье. (Разумеется, не отрицая уже устоявшихся, привычных, предлагаемых академической наукой.) Эти задания может использовать любой учитель на любом уроке по любому учебнику (а не только при работе по учебникам М.В. Панова).

Главное – дать возможность учащемуся наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы – тем самым открывать языковые законы. И еще один существенный момент. Помните, Тося Кислицына из кинофильма «Девчата» говорит об Анфисе, героине Светланы Дружининой: «Она и так его (проверяющего), и так!». Вот и нам с учениками надо «и так, и так», то есть использовать такую систему заданий, когда их мозги кипели бы от напряжения, выпрямлялись и выпрямлялись, а не лежали бы мертвыми извилинами...

Нарушение стереотипа

Вернемся к примеру с прилагательным злой. Это – обычное нарушение (опрокидывание) стереотипа. Дети привыкли с начальной школы изменять слова по падежам, а тут – вроде бы слово неизменяемое... Еще примеры нарушения стереотипа.

  • Расставьте ударения в словоформах следующих предложений.

1. За год Вася сильно вырос.
2. Гость явился неожиданно, как снег на голову.
3. Опять без толку сходила на рынок...

В результате ребята приходят к неожиданному для себя выводу: оказывается, существительные могут быть и... безударными! Почему это происходит?

  • Школьников, опять же с начальной школы, учат определять части речи по вопросам.
    Даем задание: задайте вопрос к повторяющемуся слову в таких предложениях.

1. Направо был утес, а налево – огромная пропасть.
2. Грибов мы набрали пропасть.
3. Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!

Удалось ли вам задать вопрос ко всем выделенным словам? И одинаковые ли вопросы вы задавали? Как же тогда определить их принадлежность к части речи? Вот здесь и начинается исследование, которое приведет детей к научному выводу: принадлежность слова к части речи определяется набором его словоформ, то есть словообразовательной парадигмой, а вовсе не вопросом. Вопрос уместнее использовать в синтаксисе, при определении членов предложения...

Провокация ошибки (подвох)

Задание. Докажите, что во всех данных глаголах два суффикса: посмотрел, обидел, выяснил, побелил, наобещал, зависел, затосковал... Подвох скрыт в последнем глаголе: суффиксов-то два, но один из них имеет больше одной фонемы!

Задание. Докажите, что все данные производные существительные образованы одинаковым способом: синь, вход, гладь (пруда), мед, клев... Ясно, что слово мед непроизводное.

Задание. Дано слово в фонетической транскрипции: [рA жок]. Вот несколько вариантов его орфографического облика: разжек, разжок, расжек, расжог... Предложите свои варианты. Какие из них будут орфографически верными?

Задания-ловушки (нерешаемые)

1. Запишите данное предложение, не выражая грамматическое значение числа и падежа существительных.

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. (А.Толстой)

  • Почему задание выполнить не удалось? (Русские существительные нельзя употребить в «никаком» числе и падеже.)

2. Дано предложение, в котором глаголы стоят в неопределенной форме.

Град в последний раз (прострочить) мою спину, (поплясать) по прибрежной отмели, и вот (открыться) на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы (запустить) лучи проглянувшее солнце. (Е.Носов)

  • Задание распределим по рядам: 1-й ряд записывает предложение с уже произошедшими событиями, 2-й ряд – с предстоящими событиями, а 3-й запишет предложение, не выражая отношения к реальности действий, о которых в нем говорится.

  • Какой ряд не справится с заданием? Почему?

Задание-запрет

В таких заданиях нельзя нарушать указанное условие.

1. Запишите данные прилагательные во всех падежах и родах единственного числа, ни разу не использовав в окончании букву : красный, рыжий. Окончания обозначьте.

Получается такая запись.

И.п. красный, красная, рыжий, рыжее, рыжая
Р.п. рыжей
Д.п. рыжему, рыжей
В.п. красный, красную, рыжий, рыжее, рыжую
Т.п. красным, рыжим, рыжей
П.п. о рыжем, рыжей

Выполняя задание, дети тренируются в выделении окончаний, определении грамматических значений, формируют орфографический навык различения о – е после шипящих, приучаются работать в жестких условиях (в жизни этих условий ой как много!).

2. Прочитайте текст.

Среди зеленого леса бурый мирок – завал из бурых стволов. В сухих сучьях шныряет бурый крапивник, буроватенькая зарянка скачет по лохмотьям коры. Буренькая полевка шуршит под валежиной, удирая от бурой ласки. А если еще посидеть, то, наверное, увидишь и бурую ящерицу ветреницу, и жука оленя или бурого козодоя. Крошечный – весь на глазах! – мирок. А целой жизни не хватит, чтобы его до конца понять и разобраться во всех тонкостях его отношений! (Н.Сладков)

  • Как вы поняли смысл последнего предложения?

  • Запишите предложения, в которых нет глаголов первого спряжения. Докажите свою позицию.

Подобные задания можно многократно разнообразить: запишите предложения, в которых есть запятая перед союзом и; нет существительных в творительном падеже; не встречается приставочный способ образования и т.д. Все зависит от изучаемой темы, и такую работу можно проводить на любом тексте!

Противоречие

Два утверждения и более противоречат друг другу. Задача детей – выявить и устранить противоречие.

Например, даны два утверждения.

1. Перед некоторыми союзами запятая никогда не ставится.
2. В некоторых случаях запятая перед ними все-таки ставится.

Проанализировав следующие примеры, устраните это противоречие!

  • Я набрал сухих веток и разжег костер.

  • И ласточки и стрижи и синицы дружно преследовали ястреба.

  • Иностранцы искололи изменника из Индии импортными использованными иглами и индиец изощренно и изобретательно извлекал истину из иероглифов.

  • Поищи баночку на полке либо в шкафу.

  • Или завтра или послезавтра у нас будут гости.

  • Такой крепкий дуб идет только на мельницы да на корабли.

  • Видит око да зуб неймет.

Найдите ошибку

Широко используемый прием, обычно применяется в орфографических заданиях. Но его возможности значительно шире.

1. Справедливо ли утверждение: в данном ряду все слова однокоренные: угар, огарок, гараж, пригорел?

2. Все данные утверждения – верные.

  • Грамматические значения указывают на связь между словами.

  • Грамматические значения нужны, чтобы называть различные явления нашего мира.

  • Грамматическое значение передает отношение говорящего к реальности действия.

3. Значение падежа верно выражено во всех словоформах: беседой, повидлой, быстротой, площадкой.

4. Укажите словообразовательную ошибку в данном тексте.

Выпал из гнезда маленький воробышек. Крыльца еще не окрепли у него. Барахтается в травке, а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха...

  • Какое производное употребляется обычно вместо встретившегося в тексте?

Сложноструктурные (многошаговые) задания

(Пример использовался во время изучения темы «Как нужно членить основу слова на морфемы».)

1. Прочитайте начало сказки.

Жил на свете король. У него был роскошный дворец. И каких только богатств не было в этом дворце! Золото, серебро, хрусталь и бронза, драгоценные камни – все можно было найти в нарядных и роскошных горницах королевского дворца... (Л.Чарская)

2. Сопоставьте пару однокоренных слов король – королевский. Основа какого из них членится на морфемы? Докажите.

3. Запишите столбиком названия королевских богатств. Членимы ли основы этих слов?

Золото –
серебро –
хрусталь –
бронза –
(драгоценный) камень –

Подберите к ним родственные слова, основы которых членятся на морфемы. Обозначьте морфемы-различители. Членима ли основа прилагательного золотой? Не спешите с ответом!

4. Превратите членимые основы в нечленимые. Как вы это сделаете?

Роскошный –
богатство –
нарядный –

5. А как быть со словом дворец? Членима или не членима его основа? Обратимся к разным словарям.

а) Толковый

Дворец. 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Место пребывания монарха, его семьи. Летний дворец Петра I. <...> (Словарь С.И. Ожегова)

  • Позволяет ли объяснение в толковом словаре членить основу слова дворец на корень и суффикс?

б) Этимологический

Дворец. Искон. Уменьшит.-ласкат. образование (суф. -ьць > -ец) от двор. Буквально – «жилая и главная, но меньшая по сравнению с другими строениями часть двора». (Словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой)

  • Прояснил ли ситуацию этимологический словарь?

Внимание! Мы изучаем с вами современное состояние русского языка и лишь изредка обращаемся к его истории. И поэтому рассматриваем языковые явления с современной точки зрения. Исходя из этого мы можем вполне обоснованно утверждать, что в наше время основа слова дворец на морфемы не членится. Что и подтверждает Словарь строения слов русского языка З.А. Потихи:

Дворц/ов/ый (дворец, беглый е; исторически от двор).

А основа слова горница членима в современном русском языке? Проверьте сами.

Задания «от лингвистических героев»

На страницах пановских учебников присутствуют созданные творческой фантазией Михаила Викторовича лингвистические герои: Настя Кувшинчикова, Вова Бутузов, респектабельный Иван Семенович Полупшенный и другие. Они делятся своими знаниями или сомнениями, предлагают или решают языковые задачи, играют с единицами языка и т.д. В создаваемых мной дидактических материалах к этим учебникам герои сохранены и активно задействованы в уроке. Вот несколько характерных примеров.

1. Иван Семенович Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит на него, радостно потирает руки:

– Хорош заборчик получился!

– Да не забор это вовсе, а так, заборик, – произнес свысока жираф, прогуливавшийся по дачному поселку после обеда в зоопарке.

– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! – пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а пока на такую высоту поднимешься, как раз кошка сцапает!

– Ой, уморили: заборик, заборище... Ни то и ни другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший Полупшенного за хвастовство и чрезмерную самонадеянность.

  • Почему все участники диалога называют забор по-разному?

  • Выпишите все словообразовательные пары с исходным словом забор. Каким значением различаются производные основы в каждой из них?

  • Какой частью речи является исходное и производное слово во всех парах?

  • Можете ли вы привести примеры, в которых исходные и производные слова относятся к разным частям речи?

  • Тем, кто пока не сумел их назвать, предлагаю выполнить следующее задание, а остальные в это время могут нарисовать заборик, заборчик, заборище, заборишко и просто забор. (Тем, у кого с рисованием проблемы, предлагаю письменное рассуждение: чем отличаются заборик и заборчик, забор и заборишко, заборчик и заборишко и т.д.)

2. Иван Семенович Полупшенный как-то зашел в школу – решил посмотреть, как дела у Вовы и Насти с русским языком. Ребята на уроке получили заслуженные пятерки и убежали в столовую. Иван Семенович не стал их дожидаться (теперь он человек сильно занятой – свой бизнес открыл) и поэтому оставил записку: «Как к вам не придешь, вы пятерки всегда получаете». Прочитали Настя с Вовой записку и удивились:

– Что-то Полупшенный напутал! Ведь сегодня мы и при нем пятерки получили...

  • Что напутал Иван Семенович?

  • Придумайте свои предложения, в которых бы обнаруживалась подобная нелогичность. А сосед по парте пусть запишет предложения правильно!

Лингвистические рисунки
(задание для умеющих и любящих рисовать)

Выше мы уже начали разговор о них. Лингвистические рисунки помогают ярче представить языковые явления, закономерности, приучают учащихся более свободно владеть информацией о языке, развивают творческое воображение. Приведем еще несколько примеров.

Задание. Попробуйте изобразить на рисунке отличие сильной позиции гласного от слабой. (Один из наиболее ярких и точных получившихся образов: сильная позиция – апельсин, слабая – несколько долек от него).

Задание. Передайте смысл следующих словообразовательных пар в рисунках: чемодан – чемоданчик, опрокинуть – опрокинуться, картофель – картофелина, динамит – динамитчик, хмурый – хмуроватый, колоть – наколоть, брусника – брусничный.

  • Почему рисунки в парах разные?

«Волшебный» квадрат

Он состоит из девяти клеток, которые обычно одинаково заполняются и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали. Несмотря на занимательность, это задание легким не назовешь, так как ученикам приходится анализировать, сопоставлять неоднородные явления, осознанно выбирать из них только соответствующие условию, то есть работать в жестких рамках. Как, например, в этом задании: выберите из списка существительных те, у которых в предложном падеже пишется окончание , и впишите их в квадрат 1.

Соленье, рация, печенье, музей, сиденье, почтальон, лечение, Ксения, Порфирий, лаборатория, бухгалтер, клокотанье, расписание, постановление, томленье, томление, колыхание, колыханье, Агафья, кондитер.

Квадрат 1

Квадрат 2. Впишите в клетки квадрата слова, имеющие в суффиксе гласную и.

Вермишел_вый, игольч_тый, переливч_тый, красав_ца, юрод_вый, сед_на, разборч_вый, син_ватый, хранил_ще, завистл_вый, певч_ский, худ_нький, бат_нька, толщ_на, желт_зна, сидень_це. (Не забывайте посматривать в орфографич_ский словарь!)

Квадрат 3. Даны существительные теннис, лабиринт, фарватер; прилагательные старательный, навязчивый, беспристрастный; глаголы обескуражить, гарцевать, навьючить. Все эти слова в одной из своих форм имеют омонимичное окончание -а. Определите эти формы и запишите их в квадрат. Условие заполнения: по любой вертикали и диагонали должны находиться слова разных частей речи.

  • А как расположились слова по горизонтали?

  • Определите грамматическое значение словоформ разных частей речи.

Дифференцированное задание (для девочек и мальчиков)

В подобных заданиях предлагаются материалы, в какой-то степени отражающие особенности мышления, психологии, рода занятий представителей разных полов. А иногда это задание – просто увлекательный прием, помогающий или снять напряжение, или посоревноваться с соседом (соседкой) по парте, кто сообразительнее или грамотнее...

  • Мальчики выписывают предложения, в которых не пишется раздельно, девочки – слитно.

1) Ходил Андрей-стрелок целый день по лесу – (не)посчастливилось, (не)мог на дичь напасть. 2) Прошло (не)много времени. 3) Воротился царь во дворец и задумал думу (не)хорошую. 4) (Не)стрельчихой ей быть – на роду ей написано быть царицей. 5) В (не)котором государстве жил-был царь, холост – (не)женат... (В последнем предложении содержится подвох).

  • Найдите исходное слово для производного.

Для мальчиковсварка (= соединение): варить, варка, сварочный, сварить, свариться, сварщик.

Для девочекшов: швец, швея, шить, швейный, вышить, сшить.

Восстановление (по части какого-либо объекта)

Простейший пример, широко используемый, – восстановите орфографический или пунктуационный облик текста. Но и в этом приеме возможности значительно шире.

Задание. Даны суффиксы:

_______-изн-_;______-ну-__;______-оват-___;

_______-е-_; ________-от-___.

  • Можно ли с уверенностью определить, какая часть речи за ними «скрывается»? Поясните свою позицию.

Задание. Дано окончание -а. Какие омонимичные словоформы оно образует? (Здесь два направления исследования: 1) формы одной части речи – существительных единств. числа им. падежа I скл., род. и вин. падежа ед. числа II скл., им. и вин. падежа мн. числа; 2) формы разных частей речи – существительных, кратких прилагательных, глаголов женского рода прошедшего времени, притяжательных местоимений женского рода ед. числа и т.д.) Очень продуктивно работает окончание в морфологии русского языка! А по результатам работы целое лингвистическое исследование можно написать, своеобразный грамматический портрет окончания !

Восстановление «наоборот»

Дети с начальной школы приучены вставлять буквы в словах с пропусками, в предложениях, текстах... А если предложить обратное задание? Прочитайте текст, перепишите, делая необходимые пропуски (это зависит от изучаемой темы: безударные или чередующиеся гласные корня, н – нн, окончания прилагательных и т.д.; кроме того, целесообразно использовать и комплексные пропуски при повторении или обобщении материала).

Задание. Прочитайте текст.

Таракан безобиден и по-своему элегантен. В нем есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос?
Таракан знает свое место и редко покидает кухню.
Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилища гнусным запахом химикатов...
Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы примириться с тараканами. Полюбить – это уже слишком. Но примириться, я думаю, можно!

(С.Довлатов)

  • Спишите текст, сделав любые орфографические и пунктуационные пропуски.

  • Обоснуйте письменно выбор своих пропусков. (На наш взгляд, это – очень эффективное задание: оно позволяет выявить степень теоретической и практической подготовки разных групп учащихся – одни покажут свои трудности с орфографией, другие – с пунктуацией, третьи продемонстрируют свободное владение правописными премудростями...)

Домашнее задание. Поделитесь своими соображениями по поводу сказанного писателем.

Посчитаем!

Этот способ бывает полезным как на начальной стадии работы с материалом, так и при его закреплении.

  • Как вы думаете, каких слов в русском языке больше – производных или непроизводных? На всякий случай проверим. Сосчитайте в данном тексте (согласитесь, что он очень красивый!) количество тех и других и сделайте вывод. Служебные слова пока в расчет не принимаем. А нужно ли считать повторяющиеся слова и их формы?

ДЕНЬ ЗОЛОТЫХ БЕРЕЗ

В лесу вспыхнули березовые костры. Всегда березы сливались с зеленью леса, а сейчас вдруг выступили вперед – насквозь золотые, полнолиственные, белоствольные. Сосны, неизменно прекрасные, отступили перед их золотой красотой. Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет перед их светлым-светлым новорожденным золотом.
Молодое золото берез. Молодой день, полный бодрой, солнечной свежести, тепла, живительного кислорода.

(Г.Николаева)

– Кто продолжает сомневаться, может взять отрывок из другой книги (например, из учебника географии) и заняться подсчетом. Хотя есть и более рациональный путь: возьмите одно непроизводное слово, например, береза, и сосчитайте, сколько у него производных: березка, березонъка, березняк, березовый, подберезовик... Убедились?

(А пока считали, закрепили навык разграничения производных и непроизводных слов!..)

Зашифрованные примеры

1. Лингвистическое сложение. Найдите второе слагаемое.

Образец

бокс + X = боксер (X = суффикс -ер- со словообразовательным значением «род занятий, профессия», ср. дирижер, танцор...)

болото + X = болотище
генерал + X = генеральша
богатый + X = пребогатый
бледный + X = бледнеть и т.д.

2. Лингвистическое вычитание: определите значение разности.

Образец

Жутковатыйжуткий = X (X = суффикс -оват- со значением «чуть-чуть, немного», ср. беловатый, коричневатый...)

демобилизовать – мобилизовать = X
бескрайний – край = X
мыльница – мыло = X и др.

С одного взгляда

Это задание выполняется очень быстро, основывается оно на конкретных знаниях, умениях (как орфографических, так и любых других), на догадке, сообразительности, рассуждении. (При этом ручкой пользоваться запрещается!)

  • С т или без т? Ответ обосновывайте.

Извес_ный, вкус_ный, безопас_ный, доблес_ный и т.д.

  • Определите, опираясь на критерий Винокура, являются ли производными следующие слова. Учтите: в толковании слова обязательно должно присутствовать исходное!

Образец

Синетьда (быть или становиться синим).

Больной, свалить, второй, аппаратура, гигиена, измена, рулить и т.д.

Вопрос – ответ

Прием эффективен при обобщении, закреплении материала, а также как способ проверки домашнего задания.

Дано слово тараканище.

Отвечайте быстро:

– Производное или непроизводное?
– Исходное?
– Словообразовательный аффикс (аффиксы)?
– Его (их) значение?
– Какую часть речи образует?
– Примеры существительных с тем же словообразовательным значением суффикса. Кто больше?

Задумай – угадай

Я задумал слово (предложение), ваша задача – отгадать его, задавая мне лингвистические вопросы (словообразовательные, морфологические, синтаксические и др.). При этом происходит не только проверка знаний, но и формируется умение четко, грамотно, научно ставить вопросы. (Не секрет, что многие дети не умеют правильно их задавать.)

Задание. Задайте мне словообразовательные вопросы и отгадайте производное слово, которое я задумал.

Предполагаемые вопросы

– Исходное?
– Сколько словообразовательных аффиксов?
– Приставочный или суффиксальный?
– Какую часть речи образует?
– Его значение?
__________________
– Летчик!

Ответы

– Летать.
– Один.
– Суффиксальный.
– Существительное.
– Профессия.

А теперь поиграйте в такую игру с соседом по парте. (А можно и с домашними на сон грядущий вместо «ужастика» или детектива.)

Подводящий диалог

Данный прием уместен в начале изучения темы. Это может быть и вопрос «на засыпку», и сравнение, сопоставление каких-либо языковых явлений, и лингвистический эксперимент, и др. Нередко участвуют в этом диалоге и лингвистические герои.

1. Тема урока: «Что такое частицы?».

  • Сравните предложения: Оля стала есть, опустив голову и Оля стала бы есть, опустив голову.
    – О чем мы узнали из первого предложения? – О реальном действии: Оля стала есть.
    – А из второго? – Действие не происходит, оно только предположительно, возможно – при каком-либо условии (если была бы еда, если бы разрешили, если бы пригласили и т.д.).

  • Какое служебное слово «превратило» реальное действие в возможное?
    – Частица бы!
    – Коротенькое, казалось бы, словечко, а как меняет смысл! Или вот еще: Оля стала есть. – Оля не стала есть.
    Как частица не изменила смысл высказывания?

  • Сравните также. Оля не стала есть. – Только Оля не стала есть. Какое значение внесла частица только во второе предложение?

  • И так со всеми частицами: словечко маленькое, а смысл большой! Разберемся в них подробнее...

2. Тема урока: «Роль лексических и грамматических значений в речи».

  • Попробуйте понять, что хотел сказать Вова Бутузов Насте Кувшинчиковой.

Степан Степанович прийти ребята быстро.

  • А что сказала Настя Вове?

Савир ладел тасму буржало.

– Почему ребятам было затруднительно понять друг друга? Одинаковая ли это степень трудности? Почему лексика без грамматики и грамматика без лексики не дают полноценного текста? Устройте соревнование: мальчики предлагают возможные варианты грамматически правильных предложений на основании реплики Вовы, а девочки «переводят» Настино предложение на привычный нам язык. Кто больше?

«Слово не воробей»

В заданиях этого типа анализируем ошибки, допущенные в различных СМИ, звучащие с экранов телевизоров и по радио. Сбор этих достаточно употребительных безграмотностей можно поручить и детям и заносить их в классную «Энциклопедию ляпов». Вот некоторые из них.

1. Ведущая программы «Доброе утро» (1-й канал) Е.Стриженова не смогла выговорить до конца глагол браконьерн... и обратилась за помощью к мужу – соведущему А.Стриженову. Тот выговорил: браконьерничать. И тут же добавил: или браконьерить?

  • Что бы вы ему ответили?

  • Какое значение придает суффикс -нича- глаголу?

  • Назовите подобные глаголы, образованные от существительных. Что их объединяет?

2. Сколько ошибок во фразе: Развитие отношений с Россией было и есть самый первый приоритет для Казахстана? (Из телеинтервью президента Казахстана Н.Назарбаева)

3. «Я бы убрал все запятые – они только мысли останавливают!» – так выразился накануне 2005 года известный телемен М.Галкин.

  • Приведите несколько доводов, опровергающих это высказывание. Кто больше?

Как показывает практика, перечисленные приемы подачи заданий, их структурное разнообразие благотворно влияют на учебный процесс, исчезает монотонность, равнодушие и скука. Дети с удовольствием решают языковые задачи, обращаются к словарям, выдвигают собственные гипотезы, проверяют их и радуются, если они подтверждаются. Дети видят яркий научный мир лингвистики, в котором буйствует подлинная жизнь: успехи и взлеты одних языковых явлений, угасание и медленное умирание других, рождение нового, капризные (или гордые?) исключения, которые не признают никаких общепринятых норм... – ну точь-в-точь как и в человеческой жизни. Хочется предостеречь только от одного: нельзя злоупотреблять каким-то способом, все хорошо в меру. Предложенные приемы необходимо чередовать, вносить в них изменения, на их основе придумывать другие и т.д. Сами ребята с удовольствием включаются в игру «Придумай задание» и предлагают задачки куда сложнее учительских. Главное – не сковывать их творческую инициативу, предоставить им возможность «полетать в свободном полете», и ответом учителю будет искренняя любовь к родному языку, к великому русскому слову.

Некоторые особенности выбора текстов для анализа

Значительное место на уроке занимает работа с текстом. Тексты могут быть разными: художественными, научными, научно-популярными, серьезными, шуточными... – главное – чтобы они не были скучными и содержали бы обилие лингвистического материала (языковые неожиданности, загадки, парадоксы, тайны...). Стоит только внимательно присмотреться – и обязательно обнаружишь материал для разговора с детьми! Кроме того, мы нередко пользуемся текстами, которые подводят учеников к написанию собственных. Ведь создание полноценного текста любого стиля и жанра – высший уровень лингвистической компетентности. Особенности работы по созданию собственных текстов – это тема отдельного серьезного разговора. Здесь же мы остановимся на уже готовых текстах и посмотрим, какие возможности использования в учебной работе они таят в себе.

ТЕКСТ 1

(Тема урока: «Производные и непроизводные слова»)

Спишите, расставляя пропущенные запятые.

В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон жирафу – что он жираф, а зайцу – что он заяц.
Но слон, если бы подумал мог бы догадаться что он слон. Ведь у него же очень простое имя! А каково зверю с таким сложным именем, как гиппопотам? Поди догадайся что ты не ги-потам не по-потам а именно гип-по-потам.
Так вот и наш зверек; он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в далеком тропическом лесу.

(Э.Успенский)

  • О каких словах – производных или непроизводных – идет речь в этом отрывке?

  • А слово гиппопотам имеет производные? Кто найдет?

ТЕКСТ 2

(Тема урока: «Производное и исходное слово»)

Прочитайте текст.

СЕНТЯБРИТ...

Ранней осенью начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, с летучей паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора! очей очарованье!»
Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер сиверко, бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так вот и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземкой, снегопадами, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым снеговым небом.

(К.Паустовский)

Толковый словарик

Вешка (веха) – шест в поле для указания пути, границ земельных участков.

Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимися боками.

  • Укажите прилагательные-эпитеты.

  • Помогло ли вам знание словообразовательных законов понять значение слов стынь, стылость, поземка? В какие словообразовательные пары они входят?

  • Что значит слово сентябрить? Является ли оно общеупотребительным? Как оно образовано? Запишите словообразовательную пару.

  • Напишите миниатюру «Заапрелило...».

ТЕКСТ 3

(Тема урока: «Способы словообразования»)

Прочитайте текст.

Извещаю вас, что в Михайловском возрождена фамильная часовня Пушкиных. Она прекрасно вписалась в Поклонную горку, в Еловую аллею, в перспективу, открывающуюся с крыльца дома Пушкиных!
Последний месяц я жил здесь как половой в трактире. Все гости, гости, гости... Чай, чаек, чаище, кофеище, жратва, болтовня, трепотня... Тьфу, тьфу!

(Из письма многолетнего директора Пушкинского заповедника С.С. Гейченко)

  • Определите способ образования производных в предпоследнем предложении.

  • Как автору удается передать свое неприятное состояние?

ТЕКСТ 4

(Тема урока: «Сложное слово»)

Прочитайте текст.

Ява склоняется ко мне и шепчет:
– Так что – испробуем?
– Давай, – говорю я.
Мы наклоняемся и прячемся под парту. Кукурузо вынимает из-за пазухи плоскую жестяную коробочку от конфет, из которой торчат разные винтики, шпунтики и проволочки. Это – изобретенное нами механическое приспособление для расстегивания пуговиц.
Официального названия оно еще не имеет и называется пока условно штукакенция (не штука и не штукенция, а именно штукакенция, потому что каждое новое изобретение обязательно должно иметь свое название). Действует штукакенция очень просто: прикладываешь к пуговице, нажимаешь кнопку – и готово. Только сперва надо завести пружину. И вот Кукурузо берет и начинает заводить.
– Кр-рак-к-к! – вдруг звонко на весь класс ударяет пружина и, выскочив из коробочки, бьет снизу Карафольку, который сидит впереди нас.
– В-вой! – диким голосом вскрикивает Карафолька.
– У-у, растяпа! – шепчу я своему другу.
Но – поздно. Как гром с неба слышится над нами сердитый голос Галины Сидоровны:
– Завгородний и Рень, выйдите из класса!

(В.Нестайко)

  • Как образовали ребята слово штукакенция? Зачем?

  • Каким сложным словом можно назвать изобретенное ребятами «приспособление»? Продуктивен ли этот способ образования сложных слов? Для доказательства запишите несколько подобных слов (например, снегоочиститель) или попробуйте придумать свои сложные слова, называющие привычные всем предметы (ложка – супочерпалка, вешалка – одеждодержатель), или несуществующие (пока?) механизмы, к примеру, прибор для восстановления лопнувших мыльных пузырей...

ТЕКСТ 5

(Тема урока: «Словообразовательный тип»)

Прочитайте текст.

К тридцати годам даже почерк у Антона Лизавина окончательно выработался: некрупные, почти без наклона буквы; а то, бывало, он на одной странице мог гулять и так и этак: то с изящными загогулинами, то просто тяп-ляп, то почти чертежным уставом. Да что там – он заимел наконец свою подпись: одинаково выведенные а и л с абсолютно параллельными росчерками, затем, тесно и прямо, следующие четыре буквы, а вместо последних – расслабленная закорючка хвостиком вниз и влево, как бы говорящая: ну, тут умному человеку все ясно, можно и повольничать. Мелочь, разумеется, но в ней было свое значение. А то, скажем, в сберкассе (с тех пор как у него завелась там книжица) кассирша то и дело требовала, чтобы он расписался на ордере заново. Нет, не так, а как в первый раз. А он уже и не помнил, как было в первый раз.

(М.Терентьев)

  • Как характеризует материальное состояние Антона Лизавина существительное книжица? А контекст?

  • К какому словообразовательному типу это слово относится?

  • Запишите свой вывод в виде словообразовательного квадрата. Помогут ли вам слова лужица, водица? А птица?

  • Можно ли воспроизвести подпись героя по ее описанию? Попробуйте. (Хотя подделка подписей является и уголовно наказуемой, но у нас пока просто лингвистический эксперимент, да и подделываем мы подпись литературного персонажа, а не реального лица!)

  • Опишите свой почерк и собственную подпись (которую в конце работы и можете поставить для наглядности. Пятерку получит тот, у кого ее описание и внешний вид совпадут).

ТЕКСТ 6

(Тема урока: «Повторение фонемного принципа русского правописания»)

У Александра Сергеевича тоже были ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно, язык – условность, просто договорились, что корова пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом Завете не сказано, что корову нужно писать через о. Это придумали учителя, чтобы мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а ученики безграмотные, а потом учителя умирают – и ученики становятся учителями, и так до конца света, пока слово корова не отомрет вместе со своей буквой о.

(В.Нарбикова)

  • Найдите однокоренные слова к глаголу учить. Постройте из них фрагмент словообразовательного гнезда этого исходного.

  • О каком написании говорит автор, рассуждая о том, как пишется слово корова?

  • Справедливо ли утверждение автора, что «безусловно, язык – условность». (Помните, что правописание 85–90 процентов русских слов подчиняется фонемному принципу?)

  • Выпишите из текста примеры, написание которых не условное, а соответствует основному правилу русской орфографии.

  • О какой грамотности учителей и неграмотности учеников идет здесь речь? А какая еще бывает грамотность?

  • Вы разделяете позицию автора, что правила правописания придумали учителя? И только для того, «чтобы мучить учеников?» Порассуждайте об этом письменно.

ТЕКСТ 7

ема урока: «Повторение правописания о – е после шипящих и ц»)

Спишите ученическое сочинение, специально насыщенное словами с орфограммой о – е после шипящих и ц; вставьте пропущенные буквы.

ПРОГУЛКА

Утро. Свеж_е дуновение ветерка. Две девч_нки встали с кроватей, надели парч_вые платья – ж_лтое и ч_рное – и решили прогуляться по улице. Идут и видят: известный дириж_р щ_голяет с ж_ной-госпож_й, держа на аккуратно отглаж_нной ш_лковой беч_вке собач_нку. Вдруг у ж_ны каблуч_к сломался. Дириж_р сразу превратился в ухаж_ра. Несколько ж_сткой манерой взял даму за руч_нку, посадил на краш_ную лавч_нку, взял стройную нож_нку за сапож_к. Оторвал сломанный каблуч_к, неуклюж_ разгладил воротнич_к, поправил шапч_нку, и они продолжили путь, не заметив, что дамочка испачкала свое ш_лковое платье. Посмеялись девч_нки и дальше пошли.

Зашли они в зоопарк и стали зверей рассматривать. Сидит горилла и макаку стриж_т. В другой клетке сидит за реше_ткой медвеж_нок и ест пш_нную кашу. Зайч_нок с гладкой ш_рсткой грызет ч_рствый суш_ный хлеб. Бельч_нок сделал с дерева на дерево огромный скач_к, а потом маленький прыж_к. Кукуш_нок надувает щ_ки, смотря в щ_лку. Волч_нок ест свеж_сорванный луч_к. Львенок колюч_го еж_нка стереж_т. Пч_лы ш_потом переговариваются...

Увидели девч_нки вывеску: «Друж_к, одевайся наш_й одеж_нкой, и тебе никакой снеж_к не помеха». Это их заинтересовало, и они зашли в магазин. На первом этаже такая картина: сидит мужич_к и говорит: «Покупайте кумач_вый кушач_к, укрывайтесь неж_стким плащ_м, продам все по деш_вке!». Слышались и другие голоса: «Свежая туш_нка, сгущ_нка, ш_колад, моч_ные яблоки, копч_ная колбаса, туш_ный поросенок, печ_ный пирог, кваш_ная капуста...». От свистящих и шипящих криков у девчат зазвенело в ушах, и они пошли этаж_м выше. А снизу все слышались голоса и крики: «Расч_сывайте ч_лку фирменной расч_ской, покупайте щ_тки, красивый флаж_к, хрустальный башмач_к, знач_к-жуч_к и знач_к-пауч_к...».

На втором этаже была библиотека. В руки девч_нкам попался орфографический словарь русского языка, они открыли наобум страницу и прочитали первое попавшееся слово – крюч_к. Вспомнили, что у них дома на скрипуч_й двери есть такой надоедливый крюч_к, что, когда куда-нибудь спешишь, обязательно за него заденешь и порвешь ш_лковое платье. Воспоминание не очень хорош_е, и они стали листать дальше. Слово червяч_к. Вспомнили, как мальчишки пугали их взбеш_нным червяком... Перевернули несколько страничек назад – слово морож_ный. Захотелось сразу морож_ного, в животе сразу все заскреж_тало. Посмотрели девчонки в окно – стало уже темнеть. И они поспешили обратно.

По дороге домой с ними произошло ещ_ много забавных историй. Какие-то мальчишки попали мяч_м в окно; старичку, державш_му суч_к в руках, упал на голову ж_лудь, и старич_к долго поч_сывал ушибленное место; дамочке признался в любви какой-то уч_ный... и много чего ещ_. Девч_нки решили, что теперь будут чаще ходить на прогулки. Советую и вам делать это.

(Оля Малышева, 7-й класс)

  • Составьте сводную таблицу «Правописание о – е после шипящих и ц в разных морфемах».

ТЕКСТ 8

(Тема урока: «Повторение морфемики»)

Прочитайте текст.

Как вам известно, бутылки приходят в мир хрупкими, голыми и пустыми.
У всякой бутылки есть горлышко, шейка и чаще всего покатые плечи, но нет головы.
Голову бутылке обычно заменяет пробка. А так как пробка, по общему признанию, глупа, то думать ею затруднительно. Поэтому бутылки очень редко защищают диссертации на ученые степени и еще реже занимают придворные посты, хотя и способствуют иногда другим в занятии таковых.
Бутылки безвольны и легкомысленны. Они могут быть заполнены чем угодно. Вот почему применяют их для самых различных целей в столовых, молочных, королевских дворцах, керосиновых лавках, аптеках, аналитических лабораториях и в морских приключенческих повестях для почтовых операций.

(Е.Пермяк)

  • · Озаглавьте текст.

  • · Укажите признаки сарказма в отрывке. (Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония.)

  • · Членима ли основа существительного пробка? Выпишите еще несколько слов с нечленимой основой.

  • · Укажите слова с полногласием, поясните свою позицию.

  • · В каких словах возможны варианты морфем?

  • · Разделите на морфемы: хрупкими, затруднительно, придворные, способствуют, применяют, заменяют, приключенческих, операций.

ТЕКСТ 9

(Тема урока: «Грамматическая форма слова»)

Прочитайте текст.

В Дагестане существует около тридцати пяти совершенно различных языков. Есть аулы, говорящие на своем отдельном языке, которого даже соседние аулы не понимают. Языки эти еще очень мало изучены. Один профессор-лингвист изучал их, пользуясь в разговорах русским, арабским и аварским языками. Желая выяснить, как в одном из этих языков образуется прошедшее время, он попросил собеседника написать такую фразу:

Я дал тебе вчера сто рублей.

– Написал?
– Написал.
Но профессор никак не мог разобраться в написанной фразе. Обратился за разъяснением к другому. Оказалось, первый написал:

Никаких ста рублей ты мне не давал.

(В.Вересаев)

  • Что в этом тексте вызывает улыбку?

  • Как чаще всего образуется форма прошедшего времени глагола в русском языке? Приведите примеры из текста.

  • Докажите, что не только суффикс -л- избирается глаголами для образования этой формы. Есть ли в тексте подобные примеры?

ТЕКСТ 10

(Тема урока: «Сочинительные и подчинительные союзы»)

Прочитайте предложение.

Поезд покачивался, под полом мягко постукивало, проводники давно разнесли чай, а потом и стаканы собрали, по коридору сначала ходили, потом перестали, и радио замолчало, а тьма за окном была неполной какой-то, и, когда я прислонялся к стеклу, заглядывая вперед, в ту сторону, куда мы ехали, – по далекому горизонту расплывалась глухая зеленоватость и огни на станциях горели бледно.

(Ю.Казаков)

  • Укажите все сочинительные и подчинительные союзы. Какова роль каждого из них?

  • Проведите лингвистический эксперимент: попробуйте разбить это очень длинное предложение (что значит мастер!) на более короткие. Все ли союзы сохранятся?

Регулярно на наших занятиях мы используем и другие тексты – лингвистические. Это еще один способ достижения языковой компетентности. Чаще всего на их материале мы пишем лингвистические изложения. Методика их проведения неоднократно описана в газете «Русский язык». Главная ценность этих изложений в том, что дети ставятся в ситуацию говорить о языке как науке на научном же языке. А это, как известно, очень непростая задача. Вот один из таких текстов.

ПРЕДЛОГИ И ТИПЫ РЕЧИ

Разные предлоги тяготеют к различным типам речи. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, ввиду употребляются преимущественно в деловой речи: Вследствие недопоставок сырья были сорваны поставки по договорам; Ввиду крайней опасности учащиеся были эвакуированы из школы. Зарождающиеся предлоги по окончании, по завершении, по достижении закрепляются в книжно-деловом и научном стилях. В разных пластах языка живут внешне похожие предлоги из-за, из-под, по-над, по-за. Первые два (из-за леса, из-под крыши) встречаются в литературном языке. По-над, по-за – диалектные слова, то есть слова областного языка. Эти предлоги можно встретить в художественных произведениях, чаще всего в речи тех действующих лиц, которые говорят на диалекте или просторечии.

(Н.Ильина)

  • Дополнительное задание. Включите в текст своего изложения примеры употребления предлогов по окончании, по завершении, по достижении и по-над, по-за.

Наряду с «обычным» лингвистическим изложением мы используем и сжатое лингвистическое изложение, и лингвистическое изложение с элементами сочинения.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Немецкий язык обладает способностью образовывать сложные слова, подобные нашим электроплитка или самолетостроение. В немецких военных книгах, например, то и дело натыкаешься на такие термины, как вер/махт (оружие + сила = армия), панцер/шиф (броня + корабль = броненосец), люфт/цойг (воздух + снаряд = самолет) и т.д.
Между этими терминами и нашими сложными словами есть разница: мы образовываем их ___________________________. Немцы же, хотя и могут применять в таких случаях вместо соединительной гласной суффикс родительного падежа -с- (райх-с-вер, криг-с-гефантене), нередко обходятся без него, а используют они такой способ словопроизводства буквально на каждом шагу. Если в Китае или в Англии допускается образование по этому способу слов из двух-трех корней, то немецкому языку никаких границ в этом смысле иметь не положено. Сравнительно недлинные, односложные и двусложные, слова, как намагниченные, притягиваются друг к другу и соединяются в единое целое без каких-либо «заклепок» – изменений.
Любители собирать марки могут найти в старых каталогах немецкую марку, выпущенную когда-то в память путешествия последнего кайзера Вильгельма II в Иерусалим. Она называлась так:

Кайзервильгельмиерузалемсрайзегедехтниссбрифкартенпостмарке.

(Л.Успенский)

Дополнительные задания

  • Закончите предложение об особенностях образования сложных слов в русском языке, приведите соответствующие примеры.

  • Подумайте, обязательно ли из двух корней могут состоять русские сложные слова. Свои размышления включите в изложение. (В тексте есть подсказка!)

Примечание. Немецкие слова записываем на доске русскими буквами.

ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА

Название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказывания, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы – это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.

(Н.Ильина)

Дополнительное задание. Докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru