Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2005

Я ИДУ НА УРОК

На примере этого урока, который является как бы приложением к предыдущему материалу, И.А. ГРОМОВ показывает, как органически могут вписываться в ход урока разные виды заданий.

И.А. ГРОМОВ
Владимирская обл.,


Конспект урока по теме «Грамматические классы слов. Части речи»

(Учебник под редакцией М.В. Панова, 6-й класс, раздел «Основные понятия морфологии», § 50)

Цели:

  • установить критерий определения частеречной принадлежности слова;

  • выявить различия в общем грамматическом значении разных частей речи;

  • развивать умение устного и письменного доказательства, обобщения;

  • формировать эстетическое восприятие языка (наличие строгих критериев разделения слов на грамматические классы – еще один пример красоты лингвистики – мира логики и антихаоса).

ХОД УРОКА

1. Прочитайте эпиграф нашего сегодняшнего урока.

Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

(Д.Фонвизин. Недоросль. XVIII век)

  • Давно ли существует вопрос о классификации частей речи в русском языке?

  • Герой Фонвизина – невежда и невежа (что обозначают эти слова?) – молниеносно придумал свою «теорию» распределения слов по частям речи. К ней мы еще вернемся, а пока давайте порассуждаем научно.

2. (Подводящий диалог). Вот известные вам с начальной школы примеры:

тетрадь
пенал
портфель
линейка

золотой
алюминиевый
високосный
дешевый

ползти
вывесить
растаять
лезть

существительные

прилагательные

глаголы

– Почему слова разных столбиков отнесены к разным частям речи? В зависимости от вопроса? А как мы узнали, какой вопрос нужно задать? – Да это же так просто! – А вот и нет! Задайте вопрос к повторяющемуся слову в следующих предложениях. (Нарушение стереотипа.)

  • Направо был утес, а налево – огромная пропасть.

  • Грибов мы набрали пропасть.

  • Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!

– Удалось ли вам задать вопрос ко всем выделенным словам? А как же тогда определить их принадлежность к части речи? Вопросы, загадки...

– Еще один аргумент против определения части речи по вопросу. Что? стол – вроде все ясно, существительное. Лежит на... Стоп! Какие здесь возможны вопросы? – На чем? и где? – Но где? – это уже вопрос наречия! Какие-то неустойчивые части речи получаются, непостоянные...

– Ср. еще: в окне (каком?) напротив. Каком? – это вопрос прилагательного, а напротив – все-таки наречие. (Докажите!)

– Еще пример. Ночи в июне – уж ночи в чем? точно не спросишь, гораздо приемлемее ночи какие?.. А это ведь тоже вопрос прилагательных, но июнь-то на прилагательное никак не похож! Как видно, вопрос уместнее использовать в синтаксисе, при определении членов предложения.

(Восстановление) Какой же существует универсальный способ определения частеречной принадлежности слова? Сумеете ли вы со стопроцентной точностью назвать части речи по данным окончаниям? Докажите примерами.

  • -я, -ей, -ям, -я, -ями, -ях;

  • -ю, -ешь, -ет;

  • -ие, -их, -им, -ие, -ими, -их.

– Что же служит нам надежной подсказкой при определении части речи? (Окончание! Вернее, совокупность окончаний. – Одну и ту же часть речи образуют слова с одинаковым набором словоформ!)

– Докажите эту мысль, обратившись к приведенным в начале урока примерам. (По рядам.)

– Вернемся к «теории» Митрофана. В чем ее ошибочность? А в чем, пусть и отчасти, он прав? (Прилагательное действительно «прилагается» – к существительному (наверное, Митрофан имел в виду не это...), говоря иначе – прилагательное специально создано для «обслуживания» существительного и употребляться без него не может. Более подробный разговор об этом у нас еще впереди).

3. Поиграем! Определите часть речи по данным окончаниям за два-три хода.

Образец

За два хода

  • Первое окончание – . Его могут иметь существительные (сосна), краткие прилагательные (красива), глаголы прошедшего времени (пела).

  • Второе окончание – . Ответ: существительное (сосне).

За три хода

  • Первое окончание – (см. выше).

  • Второе окончание – -ой. Это или прилагательное (красной), или существительное (сосной).

  • Третье окончание – -ую. Ответ: прилагательное (красную).

Примеры окончаний: -о, нулевое, -ы, -и. (Задание можно распределить по вариантам, или по рядам, или дифференцировать по половому признаку...)

4. Спишите текст, определите самостоятельные части речи. Поясните свою позицию.

Я лежал и слушал, как рабочие бьют молотками по розовому камню. Звук долетал сюда слабо, нежно и робко, как будто кто-то играл стеклянным молоточком на серебряном ксилофоне.

(В.Драгунский)

  • А как быть со словом рабочие?

  • Сообщение учащегося.

Прилагательные могут превращаться в существительные (рабочие инструменты – опытные рабочие). Это всегда сопровождается изменением всех их трех грамматических категорий: род становится постоянным (докажите!), число начинает обозначать количество предметов (докажите!), а падеж теперь зависит от роли существительного в предложении (докажите!). Прилагательное столовый имеет три формы рода (докажите!). Существительное столовая относится к женскому роду и может иметь при себе прилагательное, согласующееся с ним в роде, числе и падеже: новая столовая, новые столовые, в новой столовой.

(Энциклопедия для детей «Языкознание». Изд-во «Аванта+». М., 1998)

5. Как вы знаете, у каждой части речи есть определенный набор грамматических значений, свойственный только этой части речи (кроме наречий – они не изменяются). Получается, что каждая часть речи – это особая группа слов, целый грамматический класс. Что хорошо существительному, не подходит глаголу! И наоборот...

Вернемся к предыдущему заданию и запишем столбиком указанные вами части речи (в начальной форме). Местоимения пока опускаем.

существительные

прилагательные

глаголы

наречия

молоток
камень
звук
молоточек
ксилофон

розовый
стеклянный
серебряный

лежать
слушать
бить
долетать
играть

слабо
нежно
робко

  • Подумайте: а какое общее грамматическое значение есть у слов (не у словоформ!) в каждом столбике?

  • Докажите, что предмет в грамматике не только то, что можно потрогать или увидеть.

  • В чем разница признаков, обозначаемых прилагательными и глаголами? (Для доказательства можете поставить в настоящем времени перечисленные в таблице глаголы.)

  • Что общего в признаках прилагательного и наречия? А какова грамматическая разница между ними? Признак чего обозначают указанные выше наречия?

  • В чем суть противопоставления глагола и прилагательного наречию?

  • Вопрос «на засыпку»: к какой части речи вы отнесете слова тысяча, миллион, третий, шестнадцатый, сотня?

6. На примере данного предложения докажите различие в общем грамматическом значении у разных частей речи. Укажите грамматическое значение словоформ.

Иногда муравьиная дорога проходила под угловатыми корнями дуба и снова поднималась на поверхность. (К.Паустовский)

7. Домашнее задание. Составьте обобщающую таблицу, заполнив ее графы названиями частей речи и приведя соответствующие примеры. Для облегчения задачи перечитайте материал учебника (§ 50). Используя таблицу, подготовьте лингвистическое сообщение по теме.

Грамматические классы слов

Грамматическое значение предмета

Грамматическое значение признака

 

процессуальный

непроцессуальный

       
       

Дополнительный материал

Лингвистическое изложение

(При наличии времени его можно написать на уроке или предложить для работы дома в качестве параллельного задания. В обоих случаях текст изложения необходимо размножить).

Прочитайте текст.

ЛИШНЯЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?

Что объединяет слова ты, они, кто, сколько, где, некий, когда, так? У них особое значение, точнее, этого значения у них как бы нет. Они – это и люди, и друзья, и коты, и леса, и мосты, и вирусы. Сколько может быть и пять, и десять, и ноль. Так – это и весело, и грустно, и быстро, и противно. Каждое из этих слов может заменять в предложении другие слова, причем по определенным правилам. Так не заменит слова веселый, а сколько – слово человек. Ведь тогда разрушилось бы предложение: эти слова по-разному изменяются и не могут занимать в предложении одно и то же место. Заменять можно только слова, которые изменяются так же, имеют ту же парадигму, иначе говоря, слова той же части речи. Они и что могут заменять существительные, какой и некий – прилагательные, сколько – числительные и т.д. Подобные слова с «пустым» значением называют местоимениями. Особенность значения у них общая, а грамматически они все разные, как и положено словам разных частей речи. Есть местоименные прилагательные, местоименные существительные, местоименные числительные, местоименные наречия. А говорить о том, что местоимения – отдельная часть речи, конечно, не приходится. Местоимения – явление лексики, а не грамматики.

(Л.Петрановская)

Задание. Напишите сжатое изложение, доказав, что местоимения – лексическое явление, а не грамматическое.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru