Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2005

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

И.Я. КЛЕНИЦКАЯ
школа № 179,
г. Москва


Озорные тексты на уроках русского языка

Уважаемая редакция!

К сожалению, я только недавно познакомилась с «Материалами к уроку» учительницы из Мурманской области О.С. Барановой («Русский язык» № 36/2004). Она использует для «озорных изложений» и маленьких диктантов с творческим заданием забавные коротенькие рассказы. Я использую такие же приемы. И, хотя у Ольги Сергеевны это получается лучше, я подумала, что, может быть, и мои маленькие находки кому-нибудь пригодятся.
Откровенно говоря, коллеги, предмет наш довольно нудный. Так что «озорные моменты» на уроках нам совсем не помешают. (Тем более что большинство упражнений в учебнике скучны. Почти сплошь пейзажи. Как будто главный интерес ребенка – любоваться описанием природы! И вообще связных текстов не много – все больше отдельные предложения.)
Для мини-изложений и маленьких диктантов я использую пропитанные мягким юмором рассказы Юрия Коваля, предложенные О.Барановой («Свои ребята», «Чистый Дор» и др.). Есть у меня и свои собственные тексты, в том числе стихотворные. Даю их обычно для окончательного закрепления. Например, на запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах (а это приходится повторять и в 9-м классе) ребята получают такой диктантик:

Выбегая из трамвая, я увидел вертолет. В наших лужах утопая, он тихонько полз вперед. Я, решив помочь пилоту, подбегаю к вертолету и, толкая вертолет, вместе с ним ползу вперед. А пилот сидит, зевая, и не хочет мне помочь! Все на свете проклиная, я тогда помчался прочь.

Если после этого кто-нибудь забывает выделить деепричастный оборот, я пишу на полях: «Выбегая из трамвая...».

После работы над запятыми при наличии придаточного с союзом когда даю 2 текста, включив в них также недавно пройденные (или повторенные) деепричастные обороты:

МОЙ ЁЖИК

Когда рассвело, я отправился в соседнюю деревню за парным молоком. Идя по лесной тропинке, я встретил знакомого ежика. (В классе смешки.) Он, увидев меня, вежливо поздоровался (смех) и пригласил в гости. Я обещал как-нибудь зайти. Когда я вернулся домой, сестренка уже встала. Я передал ей приглашение. Но она, не поверив мне, назвала меня фантазером. Я предложил Насте пойти в лес со мной в любое время, когда она захочет.

Дальше ребята продолжают текст сами. Разумеется, так, чтобы там были предложения с союзом когда, деепричастия и деепричастные обороты. Кроме того, я требую, чтобы были подчеркнуты все когда и обведены запятые перед и после этих придаточных. Тогда хорошо работает зрительная память, и постановка запятых в этом случае скоро становится автоматическим навыком.

Ну и дали же ребята волю фантазии! Кто-то даже описал ужин в норе у ежа, состоящий из гусениц (предварительно выяснив у меня, где живут и что едят ежи). Кончался рассказик так: «Я никогда не думал, что гусеницы такие вкусные!».

АРБУЗ

Когда сентябрь был еще теплым и солнечным, я любил бродить по улицам. Однажды, гуляя, я увидел на лотке большой аппетитный арбуз и решил купить его. Засунув покупку в сумку, я бодро зашагал дальше. Когда я случайно наклонил сумку, арбуз выпал и покатился по тротуару. Я – за ним. А он, убегая от меня, прыгнул на крышу машины. (В классе несмелое хмыканье.) Затем скатился вниз и, найдя дырку в какой-то ограде, прошмыгнул туда и весело рассмеялся. (В классе смех.) Я огорчился, когда понял, что арбуза мне не достать.

Опять же продолжают текст школьники. Лучшие рассказы используются на следующих уроках.

А вот текст для мини-изложения (все те же когда и деепричастия, но еще подключен недавно пройденный союз если):

ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мы с братьями решили пойти в лыжный поход, если будет хорошая погода. Утром погода была отличная. И мы, легкомысленно не выяснив прогноза, отправились в путь. Когда мы прошли километров шесть, вдруг задул сильный ветер и начал валить снег. Обсудив обстановку, мы решили вернуться. Но нашу лыжню занесло. Мы двинулись вперед, но вскоре потеряли ориентировку. Поняв, что заблудились, мы шли наугад. Вскоре выбились из сил и замерзли. И вот когда мы уже совсем потеряли надежду выйти к какой-нибудь деревне, заметили впереди сквозь снежную пелену очертания избы. Если нам это не почудилось, то мы спасены! Добравшись до избы, увидели на крыльце женскую фигуру. Женщина пыталась разглядеть что-то. Наверное, кого-то ждала. Когда мы приблизились к крыльцу, я сказал: «Тетенька, пустите погреться, из Кожина мы, заблудились». И услышал голос матери: «Вы что, бессовестные, родной избы не узнаете?».

Пересказывая текст, ребята должны употребить встречающиеся в нем пунктограммы.

Все 3 текста хорошо идут и в средних, и в старших классах.

Очень оживляет уроки игра в рифмы. Изучили (или повторили) мы, например, правило о правописании о и е после шипящих у существительных. Выполнили положенные упражнения. Класс получает задание подобрать слова на это правило, но так, чтобы они рифмовались со словом сучок. Выполняем все вместе. У нас получается: сучок – волчок – значок – дурачок. А к слову волчонокзайчонок, бельчонок, девчонка, ручонка. Затем пишем диктантик (словечко это, кстати, ребятам очень нравится):

Бежала собачонка, за ней бегом девчонка. В ручонке у девчонки был остренький сучок. Увидели речонку, и тут же собачонка в речонку от девчонки – скок!

А на правило о правописании «чк, чн» получились у нас такие рифмы: ночка – кочка – дочка – точка; печка – гречка – свечка; пончик – кончик; птенчик – венчик – бубенчик.

«Высший пилотаж» – придумать целую строфу из четырех строчек. Но это редко получается. Однажды, правда, забавно у одного семиклассника получилось: Затопил вчера я печку, а на стол поставил свечку. Только печка не топилась, свечка со стола свалилась.

Так что, коллеги, может быть, не такой уж он и занудный – наш предмет...

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru