Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2005

Я ИДУ НА УРОК

Л.А. ИВАНОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

(По учебнику под редакцией М.В. Панова)

9-й класс

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение и систематизация знаний.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните: что такое сложное предложение?
По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения?

(По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, – на ССП и СПП.)
Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание

В предложениях, записанных на доске, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделайте полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

  • Она гл_дит и сер_це (в)ней забил_сь чаще и с_льней.

  • Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

  • Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

  • Мы (не)знали ни кто он ни (от)куда он взялся.

(Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.
Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.
Землю подсушил мороз и запорошило первым неж-ным снегом. – ССП.
Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.)

3. Постановка учебной задачи

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Сформулируйте тему нашего урока. (Знаки препинания в СПП.)

Цель: мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей СПП и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать предложения, ответить на вопросы и сделать вывод.

  • Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?

  • Выясните условия, когда он ставится и когда не ставится.

  • Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования:

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4. а) Она дала ему три карты, с тем чтоб он поставил их одну за другой.
б) Она дала ему три карты с тем, чтоб он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы дети составляют таблицу:

Сложноподчиненное предложение

основной знак – запятая

ставится

не ставится

переносится

[ ], ( ).

[ ] и (ни) ( )...

[ ], (особенно если).

[..., ( ), ...].

или другой сочинительный союз

[ ], составной союз ( ).

( ), [ ].

[общая часть], ( ) и ( ).

из-за того что; потому что; так как

Опираясь на таблицу, докажите, нужна ли запятая во 2-м предложении. (Для связи частей этого предложения используется сочинительный союз вместе с подчинительным, поэтому запятая на стыке предикативных частей не ставится, но употребляется между однородными придаточными: Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся.)

4. Работа с учебником

Прочитайте § 60, ответьте на вопрос: что значит правильно ставить знаки препинания в СПП?

(Это значит правильно определять границы придаточной и главной части.)

5. Закрепление изученного

Составьте предложения, в которых запятая ставится, не ставится и переносится, используйте сведения таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, поработайте с готовыми предложениями и определите, в каком из них нужна запятая, в каком нет, а в каком ставится в зависимости от интонации.

  • Мы познаем друзей и близких в час когда грозит беда.

  • Я не знаю ни когда это будет ни какого результата достигну.

  • Слова хозяйки были прерваны странным шипением так что гость испугался.

(Мы познаем друзей и близких в час, когда грозит беда.
Я не знаю ни когда это будет, ни какого результата достигну.
Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость испугался.
Слова хозяйки были прерваны странным шипением так, что гость испугался.)

Мы с вами учились расставлять знаки препинания в СПП. Проверьте свои умения на практике. Перед вами сонет В.Шекспира № 90, прочтите его и расставьте знаки препинания в нем.

Уж если ты разлюбишь – так теперь
Теперь когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня но не в последний миг
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас чтоб сразу я постиг
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.

(Уж если ты разлюбишь – так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.)

(В.Шекспир)

Домашнее задание

Найдите сонет Шекспира и проверьте правильность расстановки знаков препинания, определите все виды придаточных.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru