Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2005

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

О.Е. ТОНКОВА,
г.  Нальчик,
Кабардино-Балкарская Республика


Как Незнайка знания искал

Лексическое значение слова. Омонимы

Ведущий. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками.
В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышей. Самым знаменитым из них был Знайка. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.

Незнайка (сидит за столом, чешет рукой голову, на лице недоуменное выражение).

– Ну и задали мне упражнение, как тут разобраться, где здесь что.

(Открывает учебник, читает по слогам.)

– «Лексическое значение слова. Омонимы». Ничего не понимаю. Пойду-ка я кого-нибудь спрошу.

(Встает, выходит из-за стола. Навстречу – д-р Пилюлькин.)

Незнайка.

– Пилюлькин, здравствуй. Объясни мне, пожалуйста, что такое омонимы.

Пилюлькин.

– Ну, ты спросил! Если бы ты заинтересовался, что такое касторка, горчичники, градусники, я бы тебе с удовольствием ответил. Кстати, не хочешь ли касторки? (Пытается всунуть в рот Незнайки ложечку.)

Незнайка.

– Нет, нет, Пилюлькин, не до этого мне сейчас! Пока! Вон идет Стекляшкин, уж он-то должен это знать. Слушай, Стекляшкин, что такое омонимы?

Стекляшкин (не слушая Незнайку).

– Солнце – это огромный раскаленный шар. Оно больше всей нашей Земли.

Незнайка (дергает Стекляшкина за рукав).

– Ну, Стекляшкин, оторвись от своей трубы. Ты хоть еще чего-нибудь знаешь, кроме своего Солнца?

Стекляшкин (не отрываясь от трубы).

– Кроме Солнца. О планетах знаю... Юпитер... Сатурн... Нептун...

Незнайка (в сторону).

– Ничего от него не добьешься. (Машет рукой.)

Незнайка (идет, ворчит, почесывает лоб).

– Ох, а если меня завтра спросят, а я не смогу ответить? Будут обо мне говорить: «Все у него шиворот-навыворот. У Незнайки совсем пустая голова». Я бы узнал, да где уж, все заняты, даже отвечать не хотят.

(Подходит к краю сцены.)

– Гусля, а Гусля, ты все играешь, ты не можешь оторваться от своей скрипки?

(Реплика из зала.)

– Не мешай, видишь, пьесу учу. До, ре, ми, фа мажор...

Незнайка.

– Вот и учись тут... И этот занят.

(На сцену выбегает Кнопочка. Поет.)

– С голубого ручейка начинается река...

Незнайка.

– Кнопочка, Кнопочка, иди сюда!

Кнопочка.

– Не подходи ко мне, мы с тобой в ссоре. Зачем ты меня в школе за косу дернул?

Незнайка.

– Не буду больше! Только объясни: что такое омонимы?

Кнопочка.

– Не хочу. Когда учительница объясняла, ты пытался Мушке в портфель лягушонка подбросить. Я пойду лучше к Тюбику, рисованием позанимаюсь.

 Цветики, цветочки
У меня в садочке...

Незнайка (хлопает себя по бокам).

– Мое поведение ей не понравилось. А сама? Почти весь урок в зеркало на себя просмотрела. Пойду-ка я к Знайке, у него спрошу...

Незнайка.

– Знайка, что такое омонимы?

Знайка. – Это очень просто, слушай. (Делает вид, что объясняет.)

Ведущий. – Ребята, наверное, Знайка потерял голос – ему так много приходится объяснять. Помогите ему ответить на вопросы Незнайки.
А чтобы вам легче было найти примеры омонимов, воспользуйтесь вопросами-подсказками:

1. Почему Кнопочка в ссоре с Незнайкой? (Незнайка дернул ее за косу.)
2. Что ответил Незнайке Гусля? («Не мешай...»)

Приведите свои примеры омонимов к словам коса и мешать. Расскажите, что такое омонимы.
Как вы думаете, теперь Незнайка сможет сделать упражнение, которое ему задали?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru