Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №24/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А.  ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2,3, 4, 9, 11, 12/2005


Дидакические маериалы к учебнику руского языка под редакцией М.В.Панова

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

§ 68. Понятие о существительном

Задание 1. Даны ряды слов.

Диск, гроза, съезд, нежность;
молот, молния, выборы, ласка;
ядро, гром, парламент, чуткость;
шест, дождь, голосование, строгость;
копье, иней, кворум, коварство.

  • К каким тематическим группам относятся слова каждого ряда?

  • Какое общее грамматическое значение объединяет слова всех рядов?

  • Какой смысл вкладывает грамматика в понятие предмет?

  • Как можно изменить приведенные слова?

  • Попробуйте изменить их по родам. Получается? Что можно сказать о роде существительных? (Заодно вспомните особенности изменения существительных типа рабочий, столовая.)

  • Почему к существительным можно задать вопросы кто? что?

  • Сформулируйте определение имени существительного как части речи.

Задание 2. Прочитайте текст.

Водяной пар атмосферы играет важную роль в формировании погоды и климата на Земле. Важен он и для нашего самочувствия. В слишком сухом воздухе у нас начинает першить в горле, в слишком влажном – тяжело переносится жара и холод.

(О.Бочкова)

  • Укажите все существительные. Как вы их нашли?

Задание 3. Прочитайте текст.

Несколько веков назад европейские моряки, совершавшие плавание через Тихий океан, завезли на Галапагосские острова коз в надежде, что козы там приживутся и в будущем здесь можно будет запасаться их мясом для долгого пути через океан. Козы и правда прижились. Но хищников, способных справиться с ними, на острове не оказалось. В результате козы буквально съели острова, превратив их в голые скалы.

(О.Бочкова)

  • Разберите существительные на тематические группы. Как вы озаглавите каждую группу?

Задание 4. Прочитайте текст.

Можно ли жить в гармонии с природой? Никто не задает такой вопрос, если дело касается дуба, зебры или льва. Они всегда существуют в гармонии с природой. Но люди противопоставили себя природе, а теперь обнаружили, что жить, постоянно ее покоряя, нельзя. Нужно учиться с ней договариваться, ведь в конце концов мы – ее часть.

(О.Бочкова)

  • Как вы поняли смысл последнего предложения?

  • Запишите знаменательные и местоименные существительные. В чем лексическая разница между ними?

Задание 5. Из данного текста выпишите словоформы с грамматическим значением «название действий или признаков». Почему все они являются существительными?

Безусловно, вода скапливается в местах, которые ниже окружающей местности и отделены барьером, даже невысоким. Большие, хоть и не очень глубокие, прогибы в земной поверхности появились под тяжестью ледника, который в древности покрывал значительную часть суши. Сейчас на этом месте множество озер.

(О.Бочкова)

Задание 6. Прочитайте текст.

Николай Коперник расположил известные ему планеты так: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли. Но дальше за Сатурном Коперник поместил «сферу неподвижных звезд» – некую стену, замыкающую Вселенную. А предполагать, что находится за ней, Коперник не мог – для этого ему не хватало данных.

(О.Бочкова)

  • Выпишите существительные в два столбика – собственные и нарицательные.

  • Докажите, что существительные Солнце, Луна, Земля, Юпитер могут быть и нарицательными. Как изменится их написание?

Задание 7. Грамотно запишите слова и словосочетания с нарицательными и собственными существительными. В каких случаях возможно двоякое написание? Приведите примеры, в которых одно и то же существительное выступало бы то как нарицательное, то как собственное.

Позвал дружка, петр великий, из сказки салтыкова-щедрина, пушок на щеках, назвали пушком, дружба, плюшевый мишка, земляника виктория, подписано в кремле, построили кремль, шоссе энтузиастов, на этом свете, в новом свете, в имении толстого ясная поляна; нет, киса, это не рио-де-жанейро.

Задание 8. Спишите текст.

Атмосфера – это газовая оболочка планеты. Газы, составляющие атмосферу Земли, называются воздухом. Воздух окружает нас повсюду. Мы его не видим и часто не ощущаем. Но стоит нам помахать рукой, как мы почувствуем, что рука соприкасается с чем-то вполне осязаемым. Если же выставить руку из окна мчащегося автомобиля, кажется, что воздух становится плотным и упругим.

(О.Бочкова)

  • Укажите синтаксическую роль в предложении всех существительных. Как вы это сделаете? К каким существительным можно задать более одного вопроса?

  • Подчеркните их как члены предложения в соответствии с количеством вопросов.

Задание 9. Прочитайте текст.

Есть на свете одиноко стоящие горы. Это, как правило, действующие или потухшие вулканы. Классически правильным конусом высотой 3776 м возвышается над океаном священная гора Японии Фудзияма. На рекордную высоту – 5895 м – вздымается над плоскогорьями Африки вулкан Килиманджаро. Высочайшая вершина Кавказа Эльбрус (5642 м) – потухший вулкан, и расположен он не в Главном Кавказском хребте, а отдельно, чуть севернее.

(О.Бочкова)

  • Расскажите о любых трех существительных по приведенному плану. С какой грамматической категорией связан выбор именно трех существительных?

План

1. Как изменяется данное существительное? Определите его число и падеж.

2. К какому роду относится?

3. Какое общее грамматическое значение имеет?

4. Знаменательное или местоименное?

5. Собственное или нарицательное?

6. Каким членом предложения является? Почему?

§ 69. Род существительных

Задание 10. Прочитайте текст.

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в нее бросали корки черного хлеба для кур.
Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж. Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром...
Стремительно и страшно топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

(К.Паустовский)

  •  Выпишите в два столбика сочетания существительных с прилагательными единственного числа и глаголами прошедшего времени единственного числа.

Образец: среди курчавой травы стояла миска.

  • Определите род существительных и относящихся к ним прилагательных и глаголов. А можно ли определить род глагола в сочетании происходит грабеж?

  • Что объединяет существительные одного рода?

  • На что указывает род существительных?

Задание 11. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и согласовывая прилагательные и глаголы в роде с существительными.

За (длин_ый) дорогу Маша (пр_выкнуть) к мысл_ об (угрюмый) начальник_ в (ч_рный) куртк_ и (перестать) его боят_ся. Но грусть все же не (пр_х_дить).
Маша не (знать), что это вовсе не грусть, а то чу_ство, какому нет еще, пожалуй, (точный) названия, – зам_рание сер_ца перед (неизвес_ный) будущим, перед (простой) кр_с_той земли с ее реками, туманами, (глубокий) ночами и шумом (пр_брежный) ветел.

(К.Паустовский)

  • Лингвистический эксперимент. В предложении Маша не знала... заменим существительное среднего рода чувство на любое существительное женского рода, например, мысль. Как повлияет эта фраза на форму следующего за существительным местоименного прилагательного?

Задание 12. В предыдущем задании встретилась словоформа будущим. Это существительное или прилагательное? Почему? Приведите примеры, где будущее было бы прилагательным. Докажите, что при превращении прилагательного в существительное слово перестает быть изменяемым по родам. Проверьте свои выводы на существительных парикмахерская и кондитерская.

Задание 13. Докажите принадлежность к определенному роду существительных вуаль, рояль, дуэль, бандероль, выхухоль (животное, родственное кроту), опухоль, тюль, фасоль.

Задание 14. А какого рода существительное лебедь? Сравним два примера.

Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

(А.Пушкин)

Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал... (Е.Мартынов)

  • К какому роду относится лебедь у разных поэтов?

  • По толковому словарю выясните случаи, когда это существительное употребляется в женском роде.

Задание 15. Докажите, что существительные дрожжи, сливки, сани, сутки, тиски (то есть такие, у которых отсутствует форма единственного числа) ни к одному из трех родов не относятся.

Задание 16. Лингвистическое изложение.

Как определить род у слова учитель?
– Ясное дело, – скажет кое-кто. – Если Мария Федоровна, то род женский, а если Ефим Емельянович, то мужской.
Правильный ли это ответ? К сожалению, нет, хотя можно сказать Он – учитель и Она – учитель. Дело-то все в том, что вопрос идет о слове учитель, а не о том лице, которое этим словом обозначается. А слово учитель – мужского рода. Потому что согласуемые с ним слова, прилагательные (хороший), местоимения (наш), числительные (первый), стоят именно в такой форме, как здесь указано, то есть в форме мужского рода. А в форме женского рода прилагательные, местоимения, числительные (хорошая, наша, первая) с существительным учитель соединяться не могут. Поэтому прием определения рода через он, она, оно иногда и подвести может. А вот через согласуемые слова – всегда дает правильный результат. Поэтому лучше только этим способом и пользоваться.

(И.Милославский)

§ 70. Существительные общего рода

 Задание 17. В басне И.А. Крылова «Свинья под дубом» читаем:

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье...

  • Что обозначает существительное невежда? К какому роду вы его отнесете?

  • Если бы баснописец вел речь об уже произошедших событиях, как бы он написал: Невежда судил или Невежда судила? От чего бы это зависело?

  • Существительные невежда, невежа (а оно что обозначает?), рева, плакса, соня, задира, забияка и им подобные относятся к мужскому роду, если обозначают лицо мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лицо женского пола! Ср.:

– Этот Колька такой задира!
– Ваша Маша такая задира!

Такие слова называют существительными общего рода!

  • По каким признакам можно определить, что перед нами существительные общего рода?

Задание 18. Можно ли определить род существительных в следующих предложениях? Почему?

Плакса опять хнычет.
Трудно разговаривать с недотрогой.
Легко общаться с умницей.
Зазнайка только и делает, что зазнается.
Неприятно смотреть на неряху.
Никто не хочет дружить со злюкой.

  • Дополните предложения так, чтобы род существительных был ясен.

Образец

Белоручка любой работы боится.
– Надя такая белоручка: любой работы боится.
– Витя такой белоручка: любой работы боится.

Задание 19. Прочитайте текст.

Как быть со словами директор, секретарь, доктор? На первый взгляд они – общего рода. Ведь можно сказать и наш уважаемый директор, и наша уважаемая директор (секретарь, доктор). И хотя последнее и не всем нравится, но ведь говорят так, и строгие нормативные грамматики это допускают.
Однако настоящие слова общего рода – соня с забиякой – сочетаются с определяющими словами мужского и женского рода не только в именительном, но и во всех других падежах: с этим ужасным забиякой и с этой ужасной забиякой, к нашему милому соне и к нашей милой соне.
А вот с директором, секретарем, доктором (я, конечно, слова имею в виду) так уже не поступишь, только с нашим строгим директором, к нашему уважаемому секретарю. Попробуйте у прилагательного и местоимения вместо мужского женский род поставить – не по-русски совсем получится.
Какие же странные слова директор, секретарь, доктор: в именительном – общего рода, а в других падежах – мужского. Иногда их, по-моему, удачно называют кандидатами в слова общего рода.

(И.Милославский)

  • Что общего у существительных общего рода и существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии или занимаемой должности? А какова разница между ними?

  • Внимание! Допустимые формы согласования с глаголами (если речь идет о лицах женского пола): Директор (секретарь, доктор) пришла на работу раньше обычного. Но! Прилагательные при подобных существительных предпочтительнее использовать в форме мужского рода: опытный директор Иванова, новый секретарь Петрова, известный доктор Сидорова. А теперь объединим в одном предложении и существительное, и прилагательное, и глагол. Получаются такие конструкции: Известный доктор провела уникальную операцию. – Известный доктор Сидорова провела уникальную операцию.

  • Почему не вполне приемлемыми в литературной речи являются образования директорша, секретарша, докторша? Какой оттенок они придают высказыванию?

Задание 20. Составьте предложения с существительными педагог, геолог, физик, судья, адвокат, доцент, полковник, относя их к лицам женского пола.

Образец

Знакомый кондуктор Безбилетова объявила следующую остановку.

Задание 21. У поэта С.Михалкова есть стихотворение «А что у вас?». Вот фрагмент из него:

...наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.
С лесенки ответил Вова:
– Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар...

  • Докажите, что встретившиеся в тексте названия профессий – «кандидаты в слова общего рода».

  • А кем работают ваши мамы? Если их профессии называются словами мужского рода, составьте с ними предложения, полностью называя фамилию, имя, отчество самого дорогого для вас человека и верно согласовывая их с определенными прилагательными и глаголами.

Задание 22. Кто внимательнее? Из данного списка слов мальчики выписывают существительные общего рода, а девочки – «кандидатов в слова общего рода». Свой выбор обосновывайте!

Образец

(Мальчики)

ябеда (ужасный/-ая ябеда нажаловался/-ась).

(Девочки)

архитектор (молодой архитектор подготовил/-а).

Неряха, егоза, редактор, простофиля, лейтенант, лежебока, конструктор, зануда, депутат.

Задание 23. Контрольное лингвистическое изложение с грамматическим заданием.

Существительные в русском языке могут относиться к мужскому, женскому, среднему, общему роду. Есть еще кандидаты, обладающие разной степенью подготовки и движущиеся из мужского рода в общий... Кроме этого, встречаются слова, которые нельзя отнести к какому-либо роду.

(И.Милославский)

Дополнительное задание

Подтвердите теоретические сведения о роде существительных конкретными примерами.

§ 71. Род и лексическое значение существительных

Задание 24. Прочитайте текст.

Легко сообразить, что слова жена, мать, сестра или муж, отец, брат распределяются по родам в зависимости от пола, то есть от того, женщина или мужчина имеется в виду. Но почему весна – женского рода, а лето – среднего? Почему дверь – женского, а окно – среднего? Род сотен, тысяч слов логически необъясним. Более того, слово женского рода может обозначать и живое существо мужского пола: лиса, белка, обезьяна, акула (одно обозначение для самца и самки, тогда как в других случаях разные, ср.: корова – бык, козел – коза, кот – кошка, медведь – медведица). И наоборот: словом мужского рода мы называем женщин: врач, директор, педагог, секретарь. Одна и та же вещь, один и тот же предмет называется словом то одного, то другого рода: живот – мужского рода, а брюхо – среднего...

(В.Одинцов)

  • Можно ли объяснить, почему разные существительные относятся к разным родам?

  • Является ли окончание устойчивым показателем родовой принадлежности существительного? (Сравните такие пары: дверь – зверь, пень – тень, девушка – юноша. Может показаться, что окончания -о (-е) указывают на средний род – облако, захолустье, блюдце... Но и этот критерий не всегда срабатывает: домишко – мужского рода!)

  • Докажите, что род существительных является чисто грамматической категорией.

  • В каких случаях род существительных напрямую связан с их лексическим значением?

  • Запишите свои примеры, подтверждающие ваше мнение.

Задание 25. Прочитайте текст.

Род существительных и пол лица или животного – вещи абсолютно разные. Род существительных характеризует слово, а пол – определенная характеристика того живого существа, которое обозначено этим словом. Говорить о поле предметов, которые не являются живыми существами, бессмысленно. А род у слов, обозначающих эти предметы, конечно же, есть.
Слово попугай, например, мужского рода. Однако это вовсе не значит, что все птицы, называемые таким образом, непременно самцы. Среди них, естественно, есть особи и мужского, и женского пола. То же самое относится и к слову обезьяна. Слово это, конечно, женского рода. Но им называют и самцов, и самок.

(И.Милославский)

· Используя данные существительные, докажите справедливость утверждений автора.

(Подсказка: вначале определите род каждого слова и, где возможно, пол.)

Росомаха, горностай, скумбрия,
карась, морковь, лук, баран, овца,
рябина, дуб, день, ночь, гусь, гусыня.

Задание 26. Допишите к существительным мужского рода со значением «профессия, род занятий» параллельные названия для обозначения лиц женского пола. С помощью каких суффиксов они образованы? Выделите их.

Лаборант – лаборантка,
летчик – ...,
преподаватель – ...,
продавец – ...,
ткач – ...,
писатель – ...,
артист – ...,
спортсмен – ... .

  • Являются ли записанные вами пары слов стилистически нейтральными? Для доказательства составьте предложения с некоторыми парами.

  • А какой род уместнее употребить, если требуется написать какую-либо справку, заявление или другую официальную бумагу?

  • Заполните пропуски во фрагментах следующих деловых бумаг.

а) Директору Петровской средней школы

Полупшенному И.С.

от (учителя или ученицы)? русского языка

Петровой П.П.

Заявление  

б) Справка.

Дана Ирине Николаевне Бондаревой в том, что она действительно является _______ (лаборантом или лаборанткой?) кафедры русского языка.

в) Расписка.

Дана _______ (библиотекарю или библиотекарше?) школы М.М. Савельевой в том, что...

  • Запишите свои примеры различных деловых бумаг с использованием подобных существительных.

Задание 27. Одноклассники поздравили Алешу с днем рождения. Кто поздравил Алешу: а) мальчики; б) девочки; в) мальчики и девочки одновременно? Сколько здесь вариантов ответа? А в предложении Одноклассницы поздравили Алешу с днем рождения?

На примере данных слов докажите, что существительное женского рода указывает на конкретное лицо женского пола, а существительное мужского рода на определенный пол не указывает.

Образец

Украинки – украинцы.

На праздник украинки вышли в национальных костюмах. – Об украинцах много писал Н.В. Гоголь.

Кассир – кассирша,
чемпион – чемпионка,
почтальон – почтальонша,
одессит – одесситка,
аристократ – аристократка.

Задание 28. Спишите текст, заполните орфографические пропуски.

В ц_рке утром тихо и странно. Не играет музыка, не апл_дируют зрит_ли – их нет в эти часы. Артисты р_п_тируют или о_дыхают, кому как надо.
На арене всем хватает места. Акр_баты прыгают друг через дру_ку, совсем не нарядные, в обычных тр_н_ровочных к_стюмах с выт_нутыми к_ленками. Бел_нькие с_бачки т_нцуют вальс – кружатся на задних лапках. А потом др_(с,сс)_ровщ_ца пр_несла им большую миску овсянки, с_бачки бросили т_нцы и стали есть.

(По Л.Матвеевой)

  • О мужчинах или женщинах идет речь: зрители, артисты, акробаты? Почему здесь возможны два ответа? А с существительным дрессировщица такая же неясность? Почему?

§ 72. Род существительных и их окончания

 Задание 29. Прочитайте текст.

Мотоцикл грозен. С ним не поиграешь. Когда мы думаем о том, что скорость связана с опасностью, то не образ автомобиля возникает в нашем сознании, а именно образ мотоцикла, стремительно перечеркивающего поле нашего зрения.
Младший брат меланхолического велосипеда кажется злым, нетерпеливым, не поддающимся приручению. Он трясется от злобы, фыркает. Если тот носился, как стрекоза, прозрачный и хрупкий, то этот летит, как ракета.

(Ю.Олеша)

  • Выпишите столбиком существительные, ставя их в начальной форме и распределяя по родам. (Не забываем: начальная форма – это словарная форма, то есть именительный падеж единственного числа.)

  • Сколько столбиков у вас получилось? Почему?

  • Позволяет ли проделанная вами работа сделать вывод: «Род существительного определяется по его окончанию в начальной форме»? Почему?

  • Запишите несколько собственных примеров, опровергающих этот вывод.

  • Сформулируйте вывод об отношениях: окончание существительного – род существительного.

Задание 30. Запишите словосочетания (или придумайте предложения), согласовывая в роде прилагательные или глаголы с данными существительными.

Образец

Голосище – Какой у него голосище: мощный, чистый, задорный!

Жарища, носище, котище, домище, клычище, бородища, чемоданище.

  • Какую стилистическую окраску имеют такие существительные?

  • Относится ли ваш вывод к существительным городище, пожарище? А к слову убежище?

Задание 31. Определите род существительного чехонь (это рыба такая), если известно, что в родительном падеже единственного числа у него окончание . Включите это существительное в словосочетания с прилагательными.

А теперь определите род только что придуманных мной существительных пужань и лерань, если известно, что в родительном падеже единственного числа первое имеет окончание (<а>), а второе – . Придумайте с ними словосочетания прилагательное + существительное.

  • Попробуйте придумать свои существительные, род которых помогает определить форма родительного падежа.

  • Почему в толковых словарях после начальных форм существительных даются их окончания в родительном падеже?

Задание 32. Лингвистическое изложение с элементами сочинения.

Прочитайте текст и изложите его содержание.

Представьте себе, в каком положении оказался бы строящий русские предложения компьютер, если бы в него не были заложены точные сведения о родах русских существительных. Как, например, поставить в нужной форме слова, согласуемые с существительными путь, дорога или шоссе? Если компьютер не будет знать рода каждого из этих существительных, то выдаст что-нибудь вроде гладкий дорога или близкая путь...

(И.Милославский)

  • Дополните текст своими рассуждениями на основании следующих высказываний.

а) Директор пришла – это значит, что директор – женщина. А если директор пришел – значит, директор – мужчина?

б) Прочитав в «Детском мире» плакат «Подарок первоклассникам», возмущенные папы и мамы написали в Академию наук: «А почему подарки только для мальчиков? Девочкам-первоклассницам тоже нужно подарки покупать!». Чего не знали эти папы и мамы?

в) Дано предложение Актеры играли замечательно. Вы заметили его двусмысленность? Почему это возможно? Предложите свои варианты, допускающие только одно толкование.

Продолжение следует