Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

Я ИДУ НА УРОК

Р.М. ХУРАМШИНА,
с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан


Путешествие по сказочному лесу

Тема: «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных».

6-й класс

Данный урок задуман как урок – путешествие по сказочному лесу. Идея путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а также помогает формировать у учащихся бережное отношение к природе, прививать умение быть наблюдательным и любить родную землю, заботливо, по-дружески относиться друг к другу.
При объяснении нового материала я опиралась на правила правописания о и е в суффиксах существительных после шипящих.

Знать: условия выбора о или е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц.

Уметь: сопоставить правила правописания букв о или е в суффиксах имен существительных и прилагательных.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный лес. Ну а перед отправкой проверим: все ли необходимое находится на партах? Приготовьте ручки, тетради, книги, дневники.

Итак, тетради превращаются в дневники путешественника. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое важное. Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.

2. Запись числа.

Ученики записывают дату словами.

3. Обсуждение цели урока.

Цель нашего путешествия – побывать в сказочном лесу, познакомиться с некоторыми его обитателями и попутно решить ряд орфографических задач.

Прежде чем отправиться в путешествие, подумайте: как нужно вести себя в лесу?

(Не ломать деревья, не разорять птичьи гнезда, не трогать норки зверюшек, не разводить костры, не оставлять за собой мусор, т.е. беречь природу.)

Ребята, 2004 год был в Башкортостане Годом охраны окружающей среды. Но бережно относиться к природе нужно всегда: ведь только так мы сохраним красоту планеты и наше здоровье.

А чтобы нам было веселее путешествовать, давайте споем песню.

4. Песня.

Класс хором исполняет песню (отпечатанный текст лежит на каждой парте).

Текст № 1

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

5. Деловая игра «Кто это?».

Песня придала нам бодрости, и у нас отличное настроение. Теперь мы с вами начнем путешествие. Но в сказочном лесу нас ждет множество препятствий, неожиданностей. Помогать нам будут взаимовыручка и дружба.
А вот и первое препятствие. (Учитель, передвигая магнит по карте путешествия, подводит его к изображению барсука и вслух читает текст № 2: Посмотрите, там какой-то...)

Текст № 2

Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.

– Кто это? (Барсук.)

– Найдите определения, которые характеризуют барсука. (Барсук – мокрый черный нос, похожий на свиной пятач_к, острая морда, черные пронзительные глазки, полосатая шкурка.)

– Самые важные определения давайте запишем.

Запись: Барсук – черный нос, полосатая шкурка.

– Как называется детеныш барсука? (Барсуч_нок.)

6. Объяснение нового материала.

(Учитель передвигает магнит по карте путешествия к изображению олененка и читает текст № 3: Взгляните дальше...)

Текст № 3

...Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.

– Кто это? (Олененок.)

– А какие рассказы о лесных зверях вам известны?

Ребята, о лесных обитателях вы можете прочитать в книгах «Ребятам о зверятах», «Заячьи лапы» К.Г. Паустовского, «В лесу и на речке» Г.А. Скребицкого.

– Найдите в данном предложении определения, с помощью которых Д.Н. Мамин-Сибиряк описывает олененка. (Олененок – прехорош_нький, с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, красивая головка.)

– А еще кто живет в сказочном лесу? (Дети по иллюстрации называют всех зверей, которые есть на карте.) (Медведь, заяц, еж.)

– Кто из них не обитает на территории Башкортостана?

– Как называются детеныши этих обитателей?

(Все слова представлены на таблице, орфограммы заранее графически выделены и закрыты. Открываются только после того, как ученики обоснуют выбор орфограммы.)

Ёж – ежонок
медведь – медвежонок
заяц – зайчонок
белка – бельчонок
барсук – барсучонок

– В какой части слова пропущена орфограмма? (В суффиксе.)

– Какой частью речи являются данные слова? (Существительные.)

– Что вы знаете о гласных о и е в суффиксах существительных, стоящих после шипящих?

– Теперь подставим орфограммы и запишем в тетрадях. (По ходу объяснения закрытые орфограммы открываются.)

– Кто еще раз сделает вывод о гласных о и е в суффиксах существительных, стоящих после шипящих?

– А сейчас от этих существительных образуйте имена прилагательные. (Слова представлены на таблице, где орфограммы графически выделены и открыты.)

Еж – ежовый
плюш – плюшевый
ситец – ситцевый

– Определите, в какой части слова пропущена орфограмма. (В суффиксе.)

– Какой частью речи являются данные слова? (Прилагательные.)

– Посмотрите: какие буквы пишутся под ударением и без ударения?

– От чего зависит выбор гласной в суффиксах прилагательных, стоящих после шипящих? (От ударения.)

– Значит, какой можно сделать вывод? (Если ударение падает, пишем о, если не падает – е.)

7. Запись темы урока.

Итак, тема нашего урока: «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных».

8. Работа с учебником.

А теперь откройте учебники на с. 111, найдите § 51. Внимательно читаем правило.
– Правильно ли мы сделали вывод?

9. Словарная работа.

Ребята, прежде чем приступим к тренировочным упражнениям, обратите внимание на слово:

Алгоритм – порядок действий. (Представлено на плакате. Для доступности данное понятие объяснить на примере.)

1. Где? (В какой части слова?)
2. В чем? (В какой части речи?)
3. После чего? (После шипящих.)
4. Когда? (Под ударением – о, без ударения – е.)

Ребята, я пыталась составить алгоритм к сегодняшнему правилу. Читаем правило и отвечаем по данному алгоритму.

1. Где? (В суффиксе.)
2. В чем? (В именах прилагательных.)
3. После чего? (После шипящих.)
4. Когда? (Под ударением – о, без ударения – е.)

10. Закрепление.

– Найдите упражнение 289.

– В первой строчке упражнения найдите только прилагательные, у которых пропущена орфограмма в суффиксе, и обоснуйте выбор гласной по нашему алгоритму.

11. Домашнее задание.

Оставшуюся часть упражнения доделать дома. Запишите в дневнике: упр. 289 (по заданию).

12. Продолжение тренировочных упражнений.

Ребята, в текстах № 2 и № 3 найдите слова с пропущенными орфограммами, обоснуйте выбор гласной по алгоритму. (Один ученик выполняет на доске.)

13. Работа с перфокартой.

А теперь продолжим наше путешествие.
(За то время, пока учитель передвигает магнит на карте путешествия, проводится физкультминутка.)

Вот мы с вами подошли и к речке. Ну, а чтобы пройти по мостику, мы должны выполнить задание № 4.

Текст № 4

Вставьте пропущенные орфограммы и выделите их графически.

Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.

Подпишите фамилии. Передайте.

14. Работа со стихотворением.

И в конце нашего путешествия за рекой ждет нас литературный герой. Отгадайте: кто он?

 Текст № 5

(запись на доске)

Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудач_к.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятач_к.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюш_вый проказник –
Медвеж_нок...

(Винни-Пух)

– Найдите слова с пропущенными орфограммами.

– В какой части слова пропущена орфограмма?

– К какой части речи относятся эти слова?

– Какую гласную подставим? Кто выйдет к доске и объяснит? (Остальные делают на местах.)

– Кто сделает на основе данного задания обобщение по нашей теме?

– А теперь кто хочет выразительно прочитать данное стихотворение?

– Найдите определения, описывающие Винни-Пуха.

(Винни-Пух – милый, веселый, плюшевый.)

15. Обобщение.

Мы хорошо справились с заданием, надеюсь, что Винни-Пух нами доволен. Благодарю за урок. Все будут вознаграждены за свой труд. (Отметить особо отличившихся.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru