Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

Я ИДУ НА УРОК

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.


В мире красоты

8-й класс

Тема урока: «Повторение орфографии и пунктуации».

Цели урока: повторить изучение орфограммы и пунктограммы, способствовать обогащению словарного запаса школьников, воспитанию любви к природе и Родине.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», – говорил великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Любовь к родной природе – это и любовь к Родине. Можно восхищаться видом каждого листочка, каждой росинки. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви разных народов к ним являлись праздники цветов. С недавнего времени многие цветы наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, в тревожный список охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не дает, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охраняя природу, мы охраняем здоровье и благополучие тех, кто придет за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.

  • Запишите под диктовку 1-е предложение. Объясните знаки препинания. Перестройте предложение так, чтобы прямая речь стояла после слов автора.

2. По лексическому значению определите, о каком растении идет речь.

Светло-синий полевой цветок-сорняк, растущий во ржи и других злаках. (Василек.)

Ниже приведен деформированный текст о васильках. В нем нарушена последовательность абзацев. Ваша задача – восстановить нужную последовательность.

Такова л_генда, р_дившаяся на Руси.
«Хорошо, – согл_силось небо, – если ты (не)мож_шь поднят_ся ко мне, так я сойду к тебе». Мгнове_о случил_сь чудо, среди колосьев выр_сли вел_колепные синие цветы, схожие своей синевой со знойн_м небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка скл_няются к посланцам неба – василькам, шепча им нежные слова.
Однажды небо упр_кнуло ниву в (не)благодарности: «Все, что нас_ляет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинстве_ый ш_пот, и только ты (не)выражаеш_ пр_знательности, хотя именно я нап_лняю корни злаков дожд_вой водой и заст_вляю вызр_вать колосья».
«Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волну_щейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. (По)другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».

  • На примере предложений данного текста покажите, что вы знаете различные типы сказуемых и различные способы выражения подлежащего.

  • Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте встретившиеся орфограммы. Свой ответ обоснуйте.

Восстановленный текст

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья».
«Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».
«Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие своей синевой со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам, шепча им нежные слова.
Такова легенда, родившаяся на Руси.

3. Даны начала предложений. Ваша задача – их дописать, после того как прослушаете текст.

С васильками у славян связано два празднества: «пошел колос на ниву» и «именинный сноп». Первый отмечался, когда на ниве появлялись колосья. Во время этого праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители.
Шествие от села до нивы сопровождалось пением:

Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу,
Уродились на лето
Рожь с овсом,
Со дикушей, со пшеницей.

Праздник «именинный сноп» проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

  • Итак, вы прослушали текст, а теперь закончите предложения.

С васильками у славян связано...
Праздник «пошел колос на ниву» отмечался, когда...
Праздник «именинный сноп» проводился...
Есть ли в тексте приложения?

Напишите по памяти предложение, в котором есть приложение.

  • Запишите слова с чередованием гласных в корне.

Для справок. Красный угол – в старых крестьянских избах передний, противоположный печному, обращенный на юго-восток угол. В нем ставился стол и вешалась икона.
По русскому земледельческому календарю 4 июня – васильковый день. В этот день не сеяли ржи, чтобы на ниве не родилось васильков.

4. Запишите предложения под диктовку. Объясните постановку знаков препинания.

Люди издавна почитали ярко-голубой цветок с зазубренными краями. Образ василька – любимый элемент декора ткачих и вышивальщиц. Он воспевается во многих песнях.
В 1937 году Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встретившим его американцам.

  • Объясните лексическое значение слова декор.

  • Произведите орфографический разбор слов: издавна, зазубренными, ярко-голубой, воспевается, расположения.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Неподалеку от въезда в Волгоград на месте бывших ожесточенных боев установлен необычный памятник: девочка с васильком в руках склонилась над солдатским письмом-треугольником, на котором выгравированы слова гвардии майора Д.Петракова дочери Миле: «Идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды... И здесь же растет цветок... Очередной взрыв... Василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не поднял, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой, как с этим цветком».

  • Есть ли в данном тексте приложения?

  • Как вы думаете: почему майор Д.Петраков именно так поступил с цветком? А если бы это был другой цветок?

  • По данному тексту составьте диктант, включив в него интересные в орфографическом плане слова.

6. Отгадайте загадку.

Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)

  • Запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом ромашка.

  • Подберите определения-эпитеты к слову ромашка. (Скромная, обаятельная, нежная, милая, доверчивая, непревзойденная, глазастая, привлекательная и т.д.)

  • Проанализируйте синтаксис и пунктуацию следующего текста.

Ромашки по форме схожи с зонтиками. По легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких гномиков. Начнется в степи дождь, гномик
укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на удивительные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох. Это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки несколько месяцев смотрят на небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся – и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку – и он поведает тебе самые сокровенные тайны. Как только не зовут ромашку: белюшка, лесная марьяша, белоголовник, белица-трава, солнечник, иванов цвет, девичник, невесточка, стоцвет, кралька, ворожка. Ромашка вместе с березой символизирует неповторимый русский пейзаж.

  • Пользуясь толковым словарем, объясните лексическое значение слов девичник и краля.

Девичник – в народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.

Краля – то же, что красотка.

7. Напишите изложение по данному тексту.

Интересна история появления у нас ромашки пахучей. Родиной ее является Америка. Еще в сороковых годах позапрошлого столетия ее показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение тридцати–сорока лет она распространилась по всей России. Как сорняк попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железной дороге. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полах вагонов щели, и мелкие семена американской ромашки рассеялись по полотну железной дороги. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись мягкой и ароматной курчавой травкой.

  • Составьте словарную статью о слове ромашка. Для этого вспомните, как строится словарная статья. Посмотрите словарную статью о слове ромашка в словаре С.И. Ожегова.

Ромашка, -и, ж. 1. Травянистое растение сем. сложноцветных с цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая. Полевая, садовая р. Гадать на ромашке (гадать о любви, выдергивая один за другим лепестки цветка и повторяя при этом: «Любит? Не любит?»).

2. Лекарственный настой или порошок из высушенных цветков одного из видов такого растения. Лекарственная (аптечная) р. Полоскание из ромашки. Прил. ромашковый, -ая.
Р. луг
(покрытый цветущими ромашками). Р. настой.

  • Сколько раз в предложении Ромашка вместе с березой символизирует неповторимый русский пейзаж встречаются звуки: [в], [ш], [з]? Докажите.

Звук [в] встречается 2 раза ([в]месте, сим[в]олизирует), звук [ш] – 2 раза (рома[ш]ка, пейза[ш]), звук [з] – 2 раза (бере[з]ой, пей[з]аж).

  • Давайте попробуем отгадать смысл данных народом названий цветка.

8. Дан текст, в котором на месте пропущенных слов стоят скобки. Впишите в них подходящие по смыслу слова.

Агрономическая наука, (занимающаяся) изучением плодовых и ягодных растений, называется помологией. Началом этой науки (послужили) работы русского ученого и писателя Андрея Тимофеевича Болотова.
Слово помология (воскрешает) прекрасный миф о римской богине древесных пород Помоне, которая (посвятила) себя любимым растениям: весной она (сажала) яблони, летом поливала (поникшие) от зноя деревья, осенью (собирала) плоды, а зимой обрезала кроны, придавая им (нужную) форму. Эти заботы (поглощали) ее настолько, что богине (некогда) было подумать о любви, в то время как многие боги (с завистью) посматривали на красивую юную девушку, (пытаясь) покорить ее сердце. Но никому не удалось (добиться) успеха.
(Горячо) влюбился в нее и бог смены времен года и их различных даров Вертумн. В Древнем Риме его (рисовали) в виде садовника с садовым ножом и плодами в руках. (Следовательно), не только красота, но и (общие) интересы влекли Вертумна к богине. Однако, зная о ее неприступности, Вертумн не смел предстать перед ней в собственном обличье и (предпочитал) объясняться в любви под разными личинами, (превращаясь) то в моряка, то в землепашца, а однажды даже принял вид старухи и (дребезжащим) голосом стал убеждать Помону выйти за него замуж. Помона и на сей раз отказала, сославшись на то, что никогда не видела бога и заочно не может оценить его по достоинству. И тогда Вертумн (отважился) появиться перед Помоной во всем блеске своей красоты и очарования. Золотым дождем (сияли) его волосы, спелыми персиками (пылали) щеки, синей бездонной любовью (горели) глаза. В одной руке он держал садовый нож, а в другой – полную корзину благоухающих плодов.
Пленившись прекрасным богом, Помона (согласилась) стать его женой. С той поры они (неразлучно) трудятся в яблоневых садах, (заботливо) выращивая прекрасные и вкусные плоды, столь (необходимые) людям.

Пропущенные слова: занимающаяся, послужили, воскрешает, посвятила, сажала, поникшие, собирала, нужную, поглощали, некогда, с завистью, пытаясь, добиться, горячо, рисовали, следовательно, общие, предпочитал, превращаясь, дребезжащим, отважился, сияли, пылали, горели, согласилась, неразлучно, заботливо, необходимые.

  • Давайте вспомним фразеологизмы, в состав которых входит слово яблоко.

Яблоко раздора – то, что порождает ссору, раздор.

Яблоку негде упасть – о большой тесноте. (Народу в вагоне – яблоку негде упасть.)

  • Обратимся к словарю В.И. Даля.

Какие пословицы, считалки со словами яблоко и яблоня он приводит?

Пришел Спас, яблочко припас. Не выросла та яблонька, чтоб ее черви не точили. Яблочко от яблоньки недалеко откатывается. Не тряси яблока, покуда зелено: созреет – само упадет. Поднести золотое яблоко на серебряном блюде (хороший гостинец или хорошая весть). Катилося яблочко вкруг огорода, кто его поднял, тот воевода, тот воевод-воеводский сын: шишел-вышел, вон пошел!

  • Какие виды осложнений имеются в данном тексте?

  • Выразительно прочитайте текст.

9. Подберите эпитеты, характеризующие эдельвейс. Что вы знаете об эдельвейсе?

Эдельвейс – горное травянистое растение семейства сложноцветных со звездообразным серебристо-белым цветком.

Эдельвейс – гордый.

  • Какое из приводимых в словаре С.И. Ожегова лексических значений имеет слово гордый, если мы говорим об эдельвейсе? (Исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство.)

  •  

10. Соберите предложения из рассыпанных слов.

Покоряют, красавиц, самых, эдельвейсом, сердца, недоступных.

Любви, доказательства, в, преданной, качестве, гордые, девушкам, юноши, эдельвейсы, приносят; растут, склонах, гор, которые, на, труднодоступных, альпийских.

Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных красавиц. В качестве доказательства преданной любви юноши приносят девушкам гордые эдельвейсы, которые растут на труднодоступных склонах альпийских гор.

11. Объяснительный диктант.

Легенда рассказывает, как одна жестокосердная красавица объявила, что выйдет замуж только за того, кто подарит ей букет эдельвейсов. Один за другим уходили юноши в горы за цветами и возвращались ни с чем. Но красавица настаивала на своем. Спустя несколько лет она получила-таки букет эдельвейсов от юноши, но взять ее замуж он отказался, потому что увидел перед собой состарившуюся женщину.
Растет эдельвейс на высоте 1700–2300 метров над уровнем моря, в более доступных местах редкое растение почти уничтожено. Поэтому в Австрийских Альпах стоят сторожевые посты с радиопередатчиками, и стоит только туристу сорвать растение, как о поступке станет известно и браконьер понесет наказание.

 

12. Подведение итогов урока.

13. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру «Цветы, цветы, я таю от восторга!».

14. Заключительное слово учителя.

Завершая урок, хочу призвать вас включиться в охрану окружающей среды. Живя на Земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении ее естественных богатств.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные явления природы,
Они нас радуют в рассветный час,
В закатный час склонятся у порога.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Они нас так стараются сберечь
От преждевременного увяданья.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru