Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

Маргарита ИВАНОВА,
г. Москва


Уроки русского языка в школе

глазами будущего абитуриента

Абитуриенты бывают разные. Так, например, кому-то предстоит сдавать устный экзамен по теории языка. Это главным образом будущие университетские филологи. Что нужно им, не знает никто – возможно, кроме тех, кто имеет непосредственный доступ к составлению экзаменационных билетов. Впрочем, и составители билетов вряд ли помогут – ведь никогда не знаешь, по какому руслу пойдет беседа и что именно будет интересно узнать профессорам-филологам. В свое время на филфак МГУ поступала (и поступила!) моя тетя. Ей достался билет № 1 по фонетике русского языка. Тетя довольно подробно обсудила с экзаменатором некоторые особенности московской, ленинградской и пражской фонетических школ (в частности, факт признания ленинградцами фонемы ы). Сделать это ей было совсем не трудно – учительница раз в неделю проводила в школе так называемые факультативные занятия по русскому языку для всех желающих.

Но у нас факультативных занятий нет. В 10-м и 11-м классах у нас всего 1 (один!) час в неделю по русскому языку. Хорошо, что я не собираюсь на филфак, но мне предстоит писать вступительное сочинение! И я не одинока – все, поступающие в вузы, в той или иной форме будут отчитываться по русскому языку. И то, что действительно требуется мне и моим товарищам, – это формирование и поддержание навыка грамотного практического письма.

Мне могут возразить, что, мол, данный навык уже давно должен быть сформирован, ведь русский язык был у нас одним из основных предметов с 5-го по 9-й класс средней школы включительно. Да, действительно, с 5-го по 7-й класс мы изучали орфографию, в 8-м – синтаксис и пунктуацию простого предложения, а в 9-м – синтаксис и пунктуацию предложения сложного. Но это совсем не значит, что мы все стали «автоматически поголовно» грамотными. Одной из причин, почему этого не произошло, является отсутствие должного контроля со стороны учителя. А практика настойчиво показывает и доказывает, что научиться грамматике родного языка без каждодневного скрупулезного контроля невозможно. Современный учитель при своей загруженности такой возможности не имеет. Он способен реально проверить лишь тот необходимый (но явно недостаточный) минимум, а именно – восемь контрольных диктантов, три изложения, два домашних и два классных сочинения за год. Все остальное в лучшем случае представляет собой лишь проверку неких фрагментов ученических работ (что в основном делается лишь для комиссии). Но главное, на мой взгляд, заключается в том, что в этом возрасте мало кто из учащихся конкретно представляет себе свою дальнейшую судьбу. Все это выкристаллизовывается значительно позже, в старших классах, и тут вдруг оказывается, что мы уже давно грамотные и все навыки у нас уже давно сформированы.

Так чем же занимаемся мы в этот единственный доступный для нас час русского языка? Штудированием учебника А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Данный учебник выдержал уже целый ряд изданий в издательстве «Просвещение». В начале учебника предлагается раздел повторения материала, пройденного в 5–8-х классах – всего 125 страниц, из них: фонетика, орфоэпия, орфография – 14 страниц, лексика – 27 страниц, фразеология – 12 страниц, состав слова и словообразование – 12 страниц, морфология и орфография – 35 страниц, синтаксис и пунктуация – 29 страниц, общие сведения о языке – 13 страниц. В основном теория, упражнений явно не хватает.

Далее следует новый материал: текст и его строение – 40 страниц, стили речи – 150 страниц. Новый материал, по сути, посвящен развитию речи и ориентирован главным образом на разговор по поводу текста, а не на приобретение каких-либо практических навыков. В результате работы с данным учебником мы сможем легко и быстро определить разницу между, например, путевым очерком и очерком портретным либо проблемным, между докладом и дискуссией и т.д. Создается ощущение, что всю страну дружно готовят к поступлению на журфак.

Конечно, вышеперечисленные навыки крайне важны уже хотя бы потому, что существует третий пункт ЕГЭ, где нужно определить стилевую принадлежность текста, а также отыскать не менее двух средств художественной выразительности. Но ведь все это мы уже проходили с 5-го по 9-й класс, где параллельно нам давалось ежегодно около 30 часов в рамках обязательного курса по развитию речи.

Хочу, чтобы меня правильно поняли: мне очень нравится учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Я люблю и почитаю стилистику. Но я нередко наблюдаю трагикомическую ситуацию, когда старшеклассник (наконец-таки осознавший важность владения родным языком!) не знает о корнях с чередующимися гласными, но зато знает, что такое синекдоха! Я не против синекдохи. Но мне очень не хватает Розенталя. И Грекова – Крючкова – Чешко. Пожалуйста, дайте нам хотя бы еще один час нашего родного языка, с тем чтобы он сумел-таки стать великим и могучим.

 

Рейтинг@Mail.ru