Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

Я ИДУ НА УРОК

О.Н.  ЧЕРЕДНИКОВА,
г. Заречный,
Пензенская обл


Раздельное и дефисное написание частиц

На материале сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(2-й урок по теме)

7-й класс

Цели:

1) обучающие:

– закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис;
– тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем;
– тренироваться в раздельном и дефисном написании частиц;
– повторить слитное, раздельное и дефисное написание прилагательных, знаки препинания в сложном предложении, при вводных словах, при диалоге;

2) развивающие:

– развивать умение учитывать стилистическую окраску частиц в речи;

3) воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Оборудование: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», карточки с индивидуальными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Мы продолжаем изучение правописания частиц, их стилистических особенностей. Сегодня помогут нам в этом произведения известного русского писателя.
Посмотрите внимательно на портрет. Кто это? Что вы знаете об этом писателе? Какое отношение имеет он к родному нам Пензенскому краю?

Ребята говорят о том, что это русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, который написал «Сказки для детей изрядного возраста».

В Пензе писатель служил председателем Пензенской казенной палаты с 1865 по 1866 год. За время работы в губернии он, не считаясь с чинами, смело выступал против казнокрадов и взяточников. Город Пенза упоминается в нескольких его произведениях, в частности, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Ученики цитируют из «Повести...».

– А не почитать ли нам «Московских ведомостей»?

Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани, – и ничего, не тошнит!

II. Повторение.

Обратимся к тексту сказки, повторим правописание слов также – так же, чтобы – что бы. (Два ученика работают с карточками у доски.)
Сказки были написаны Салтыковым-Щедриным на завершающем этапе творческого пути. А с чего началась его деятельность как писателя? Класс выполняет задание.

Работа с текстом 1.

Запишите следующий текст, расставьте и объясните постановку знаков препинания и написание выделенных слов.

Так же, как и другие питомцы Царскосельского лицея, Салтыков-Щедрин, конечно, пробовал свои силы в поэзии. Но о своих восторженно-подражательных поэтических опытах он впоследствии вспоминать не любил. Михаил Евграфович избрал в литературе труднейшую дорогу сатирика.

(А.М. Турков)

Почему в первом предложении так же пишется раздельно? Какие еще частицы пишутся со словами раздельно?

(Один ученик работает с толковым словарем.)

Как вы понимаете значение слова сатирик?

Сатирик – автор сатирических произведений.

Сатира – 1) художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2) Обличающее, бичующее осмеяние. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Как вы думаете: почему будущий сатирик впервые попробовал свои силы именно в поэзии? Чей пример его на это вдохновил?

Почему он все-таки выбрал путь сатирика, вершиной которого стали сказки?

III. Проверка классом карточек.

Карточка 1

1. Перед ними с одной стороны расстилалось море, а с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море.

2. Этою веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать.

3. Все, на что бы они ни обратили взоры, – все свидетельствовало об еде.

Карточка 2

– А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? – радостно сказал он.
– То есть как же... мужика?
– Ну да, простого мужика... Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

Кто участвует в разговоре? Какая частица употребляется чаще всего в этом тексте? Как она помогает автору передать характер персонажей? Почему?

Ребята говорят, что это разговор между двумя генералами, попавшими на необитаемый остров. Чаще всего употребляется частица бы, она участвует в образовании условного наклонения глагола (подал бы, наловил бы). М.Салтыков-Щедрин с помощью этих глаголов говорит о тунеядстве и лености генералов – они не умеют и не хотят ничего делать сами.

В чем трудность правописания частиц?

Как выяснить, являются же, бы частью слова (морфемой) или частицей?

IV. Работа с текстом 2.

В последнее десятилетие творческой деятельности Щедрин писал книгу «Сказки», она-то и принесла ему всенародную известность. В сказках действуют то генералы, то помещики, то крестьяне, то птицы и звери разные. Может быть, то, что написаны они в знакомой с детства форме, привлекло внимание народа. В то же время иносказательно-фантастическая форма служила какой-то маскировкой от цензуры.

(А.М. Турков)

1. Запишите текст, объясните знаки препинания.
2. Чем является слово то в каждом из представленных случаев? Как это отражается на правописании?
3. Объясните правописание выделенных курсивом слов.

Сказка Салтыкова-Щедрина поможет нам выяснить стилистическую роль частиц, научиться правильно использовать их в речи.

V. Задание, направленное на развитие речи.

Вспомните, какие поручения генералы давали мужику в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», и выпишите их, используя частицу ка.

Дети приводят следующие примеры: налови-ка рыбы, напеки-ка булок, нарви-ка плодов (приказы генералов мужику).

Еще примеры, найденные учениками: пойдите-ка на восток, почитайте-ка газету, поищем-ка мужика (обращение генералов друг к другу).

Как пишется эта частица со словами?

Вспомните: какие смысловые и стилистические оттенки вносит частица ка?

(Эта частица вносит «смягчительный» оттенок в просьбу, подчеркивая разговорный стиль текста.)

Каждая сказка несет свой урок. В чем же уроки сказок Салтыкова-Щедрина? Почему они и сейчас актуальны?

VI. Работа с текстом 3, подведение итогов урока.

Уроки щедринской сатиры многообразны. Она не только провожает в царство теней все отжившее, но по-прежнему карает всевозможных хищников, захребетников, лицемеров, где бы ни скрывались они, какие бы высокие посты ни занимали. Не бойтесь же сурового взгляда, каким он глядит с портретов! Не ограничивайтесь беглым знакомством с его произведениями. Скоро вы расслышите в них страстный, доныне не смолкающий монолог негодующего сердца.

(А.М. Турков)

1. Объясните правописание выделенных курсивом слов.

2. Назовите частицы, которые встретились вам в тексте. Объясните правописание частицы не в этом тексте.

(Один ученик работает с толковым словарем.)

Захребетник (разг.) – тунеядец, бездельник, живущий за чужой счет, чужим трудом.

Лицемер – человек, прикрывающий неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Почему же смех Салтыкова-Щедрина так часто бывает язвительным, беспощадным, злым?

VII. Подведение итогов урока.

  • Что вы узнали о правописании частиц? Какие частицы пишутся со словами раздельно? Какие – через дефис?

  • В чем трудность этого, казалось бы, простого правила?

  • Как отличить частицу от омонимичной ей части слова или части речи?

  • В чем особенности использования частиц бы и ка в речи?

  • Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина? В чем уроки его сказок?

VIII. Домашнее задание.

§ 65, в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина найдите примеры использования частиц, объясните их раздельное или дефисное написание.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд., стереотипн. М.: АЗЪ, 1996.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные произведения / Вступ. статья А.М. Туркова. М.: Худ. лит., 1989.

3. Салтыков-Щедрин М.Е. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил / История одного города. Господа Головлевы. Сказки. Л.: Лениздат, 1973.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru