Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Н.В.  АПИНА,
г. Горно-Алтайск


Остановись, мгновенье!

Использование программ «Шедевры русской живописи» и «Русские художники» на уроках развития речи

В программе по русскому языку в каждом классе много времени отводится специальным урокам по развитию речи, которые готовят к сочинениям по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный вид работы как для учеников, так и для учителя. Отсутствие качественных репродукций, зачастую неподготовленность учителя (умению «читать» картину, к сожалению, не учат в педагогических вузах) заставляют отказываться от знакомства с интереснейшим жанром работы по развитию речи.

Появление образовательных электронных ресурсов по живописи позволяет найти решение этой проблемы. Названные мной программы имеют удобный и простой интерфейс; как правило, доступное, образное, эмоциональное изложение материала. В программе разъясняются понятия и термины, связанные с живописью. Озвученные Виктором Татарским экскурсии по картинам («Шедевры русской живописи») сопровождаются классической музыкой и сменой видеоряда. Возможность «извлечения» иллюстраций («Русские художники») и перенос их в формат Power Point делают использование этих дисков интересными и полезными.

Учитель выбирает конкретное произведение живописи и на этапе подготовки к уроку изучает имеющийся материал, адаптирует его к возрасту и уровню класса, определяет, будут ученики писать сочинение по картине, или изложение с элементами сочинения, или изложение с изменением текста. В зависимости от этого выбранный материал будет использован как рабочий – для бесед и индивидуальных заданий (сочинение) – или как готовый текст для изложения.

На уроках подобного рода целесообразно хотя бы кратко познакомиться с личностью художника и особенностями его творческой манеры. Названные программы содержат для этого необходимый материал. Можно либо заранее подготовить учащихся (индивидуальные или групповые опережающие задания), либо организовать работу прямо на уроке непосредственно с программой «Шедевры русской живописи», используя раздел «Выбор художника» (значок «Палитра»), в котором есть портрет художника и краткие сведения о его жизни и манере письма с репродукциями полотен, увеличивающимися и сворачивающимися по щелчку мыши. После чтения каждого раздела вычленяются основные положения (тезисы) статьи.

Так, например, мне очень нравятся «негромкие» пейзажи И.Левитана, и потому я выбрала его картину «Над вечным покоем» (11-й класс). В качестве домашнего задания ученики знакомились с материалами о Левитане, используя программы «Шедевры русской живописи», «Русские художники», энциклопедическую статью о художнике. Ученики составляли тезисы по контрольному вопросу: о каких особенностях живописной манеры Левитана вы узнали из этих программ? (За основу берутся «Шедевры», где художнику посвящено 5 страниц).

На уроке программа запускается на каждом компьютере, увеличиваются репродукции, обсуждаются и корректируются тезисы, записываются ключевые слова и выражения, которые можно будет использовать в изложении или сочинении. В окончательном виде это может выглядеть примерно так.

Тезисы:

1. Пейзажи Левитана называют лирическими, поэтическими, музыкальными (пейзаж-настроение).

2. Пейзаж обобщен, очищен от всего сиюминутного, от знаков конкретного места; в нем выражено чувство, переживаемое каждым.

3. Эти пейзажи предназначены для камерного, личностного созерцания.

4. Особенности композиции картин Левитана.

5. Вывод. Левитан пишет прежде всего не конкретное место, хотя оставляет узнаваемые черты реального пейзажа, но рисует понятия-образы, находя для их воплощения изобразительную форму.

Рабочий материал

Мягкий колорит, мягкие светотеневые переходы, щемящее настроение грусти.

Диалог творца и зрителя; тема диалога – душевные переживания и опыт, который можно воплотить в зримом образе.

Высокий горизонт; предметы первого плана как будто уходят вниз; посередине картины – даль; задний план – ниточка горизонта изящно окольцовывает нашу прогулку, возвращая внимание к центру полотна.

Монументальный образ-обобщение.

Иллюстрации:

  • «Осенний день. Сокольники»

  • «Ненюфары»

  • «Золотая осень»

  • «После дождя. Плес»

  • «Над вечным покоем»

  • «Весна. Большая вода»

  • «Озеро. Русь»

Таким образом, в процессе работы мы приходим к выводу, что большой художник берется за картину не для того, чтобы удивить нас сходством с действительностью. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать» (эти слова Бальзака взяты в качестве одного из эпиграфов к уроку), то есть создать образ действительности, который надо понять, учитывая художественную условность искусства.

Далее в краткой беседе (поскольку в 11-м классе учащиеся уже должны знать особенности живописи как вида искусства) говорим о трех «слогах» живописи (рисунок, композиция, колорит) и переходим непосредственно к работе по картине «Над вечным покоем» (см. раздел «Выбор художника»). Постараемся войти в мир этой картины и ответить на вопрос: какие особенности живописной манеры Левитана нашли в ней отражение? Какую идею хотел донести до нас художник?

Можно начать с беседы об общем впечатлении о картине, попытаться «прочитать» ее (по диагонали с нижнего левого угла), отметив особенности композиции, колорита, настроения. Затем можно перейти к звуковой экскурсии (переход – щелчок мыши по значку под портретом художника – «рамка»). В тексте экскурсии обобщаются впечатления учащихся, дается образец их словесного выражения. Формулируются и предлагаются вопросы по тексту (например: в чем особенность истории создания картины? – и другие). Можно выбрать и более простой вариант: сразу после вступительной беседы включить экскурсию по картине, затем перевести беседу по вопросам, проясняющим, насколько ученики поняли ее содержание, смысл названия, какое произвела она на них впечатление. В качестве элемента сочинения предлагается ввести (кратко) материалы вступительной беседы о манере художника, а также выразить свое впечатление. Затем определяется степень использования текста (полное, выборочное), то есть жанр работы. После беседы повторно обращаемся к экскурсии (по желанию ребят текст может прочитать учитель). Затем начинается работа каждого над собственным вариантом текста (изображение остается на экране до конца урока).

Подобный урок можно проводить даже при наличии одного компьютера (в идеале, конечно, с возможностью подключиться к телевизору с большим экраном или проецировать через диапроектор).

Планируя работу по картинам, можно совместно с учителем информатики подготовить презентацию, в которую включаются и основные понятия живописи, и тезисы о жизни и творчестве художника, и, разумеется, необходимые репродукции из программы «Русские художники». Показ презентации сопровождает заранее подготовленные выступления учащихся, помогая понять главное и наглядно представить манеру художника.

Для использования на уроках полностью подходят не все звуковые экскурсии. Так, экскурсия по картине Васнецова «Богатыри», по которой пишут сочинения в 5–6-х классах, сложна для детского восприятия. Поэтому можно демонстрировать картину (экскурсия без звука), сопровождая ее текстом, составленным на доступном для детей уровне. Экскурсия по картине А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», на мой взгляд, недостаточна по объему и может использоваться как материал к уроку. Очень интересно можно провести урок по картине К.Брюллова «Последний день Помпеи», который я предпочитаю целиком построить как сочинение. Материалы, содержащиеся на диске, помогут сформулировать вопросы для беседы по картине, выстроив ее таким образом, чтобы ребятам стали ясны и замысел художника, и его воплощение.

Использование компьютерных программ по живописи на уроках русского языка, вдумчивая работа с отдельными его разделами содержат в себе большие возможности для развития эстетического вкуса и кругозора учащихся, умения грамотно и эмоционально выразить свои впечатления в речи.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru