Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва

Продолжение. См. № 22, 23/2005; 1, 2, 4, 5, 7/2006


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 8

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи, связанные с многозначностью (полисемией) и умением выделять и описывать различные значения одного и того же слова. Поскольку речь шла о достаточно сложном явлении, вниманию читателей были предложены всего лишь две задачи, обсуждение которых и должно помочь прояснить проблему выделения у слова разных значений.

Нужно сразу сказать, что строгой процедуры выделения лексических значений не существует, и на практике лингвисты часто сталкиваются с ситуациями, в которых можно принять разные решения, то есть объединить два употребления слова в рамках одного значения или отнести их к разным значениям. Тем не менее в предложенных задачах рассматриваются достаточно ясные случаи полисемии. Количество выделяемых ниже значений соответствует лексикографической традиции.

Статья опубликована при поддержке компании "Коннект", занимающейся продажей мебели, в том числе офисной, всех ценовых категорий и стилей. Нужна обстановка в кабинет и чтобы обязательно было солидное кресло кожаное руководителя или подыскиваете недорогую, но качественную и удобную мебель для персонала? Тогда обязательно загляните на сайт konnekt-mebel.ru. На страницах интернет-каталога представлены как отдельные предметы офисного интерьера, так и коллекции, включающие в себя все необходимое для того, чтобы и руководителю, и сотрудникам было удобно и комфортно на их рабочих мечтах. Кроме того, "Коннект" готов предложить Вам полный комплекс услуг по обустройству помещений. При этом Вам не придется никуда ехать: специалисты приедут к Вам в офис с каталогами и образцами, составят дизайн-проект помещений, доставят и соберут мебель в оптимально приемлемые сроки.

Задача 1

Сколько значений слова банк представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой.

1. Этот банк построен в прошлом веке.
2. В этом месяце были лишены лицензий три банка.
3. Мой знакомый вчера сорвал в казино банк.
4. В нашем банке данных нет этой информации.
5. – В банке сейчас около ста тысяч рублей, – сказал банкомет.
6. Наш госпиталь создавал свой банк крови в течение пяти лет.

Наиболее важное значение (иногда его называют главным) демонстрирует нам 2-й пример. В этом предложении речь идет о банке как финансовом (или кредитном) учреждении, в котором хранятся деньги. Главным это значение можно считать по нескольким причинам. Во-первых, оно является наиболее частым в речи и текстах. Во-вторых, именно оно первым приходит в голову при вопросе о значении данного слова. И наконец, именно оно оказывается исходным, то есть остальные значения образуются от него с помощью различных операций. Следует оговорить, что речь идет не об исторической последовательности образования значений, а о том, как мы их представляем и связываем сейчас, при данном состоянии языка. Если же говорить об исторической перспективе, то главное значение может устареть и перестать быть главным.

Очень близко к этому значению другое, представленное в 1-м примере. Здесь речь идет о банке как здании, в котором расположено соответствующее учреждение. Это значение образовано от первого с помощью так называемого метонимического переноса. Можно также сказать, что их связывает метонимия. Это означает, что слово используется по отношению к новому объекту, смежному со старым в пространстве. Действительно, учреждение находится в здании, то есть они существуют в одном месте, в одной точке пространства. Такой метонимический перенос регулярен, то есть встречается практически для всех названий учреждений. Так, школой мы называем и образовательное учреждение, и его здание, так же обстоит дело и со словами редакция, министерство и др. Из-за этой регулярности (то есть, по существу, обязательности) это значение иногда объединяется с первым в одно. Однако более точным решением следует считать их различение.

Еще одно, третье значение представлено в 3-м и 5-м примерах. В них слово банк обозначает деньги, поставленные на кон в азартной игре. С первым значением они связаны идеей денег, или, точнее говоря, хранения денег, правда, более краткосрочного и менее надежного, чем в финансовом учреждении. Здесь можно говорить о метафорическом переносе, или метафоре, что означает, что первое и третье значения связаны определенным сходством, в данном случае – функциональным. Иначе говоря, слово используется по отношению к новому объекту, сходному внешне, функционально или как-то еще со старым.

Именно метафорический и метонимический переносы являются самыми распространенными способами образования новых значений, или, если говорить более точно, способами установления связей между значениями слова.

Метафорический перенос действует в этой задаче еще один раз. Четвертое, и последнее, значение представлено в 4-м и 6-м примерах. Речь идет о банке как систематизированном хранилище, только уже не денег, а различных вещей, например, информации (4-й пример) или крови (6-й пример). Это значение связывает с первым метафора – сходство по функции, а если говорить конкретнее, то идея хранения. Важной является идея именно систематизированного хранения, поскольку соответствующие вещи распределены особым образом и хранятся по определенным правилам (этой идеи нет в третьем значении, где деньги просто суммируются).

Можно, таким образом, подвести итог и сформулировать краткий ответ.

В шести предложенных примерах слово банк употреблено в четырех значениях:

1) кредитное учреждение (в котором хранятся деньги): 2-й пример;
2) здание кредитного учреждения: 1-й пример;
3) деньги, поставленные на кон в карточной или другой азартной игре: 3-й и 5-й примеры;
4) систематизированное хранилище: 4-й и 6-й примеры.

Главным является первое значение. Второе значение связано с первым регулярным метонимическим переносом (учреждение ––> здание). Третье значение связано с первым идеей хранения денег (в игре – временного). Четвертое значение связано с первым идеей систематизированного хранения.

Задача 2

Сколько значений слова стол представлено в следующих примерах? Дайте им краткие определения и опишите, как они связаны между собой.

1. В адресном столе мне дали адрес Петрова.
2. На обеденном столе разложили чертежи и документы.
3. Больному прописали диетический стол.
4. Давай переставим письменный стол к окну.
5. Какой у вас сегодня богатый стол!
6. Если вы потеряли сумку, обратитесь в стол находок.

И в этой задаче надо начать с поиска главного значения. Интуитивно очевидно, что таким для нас является идея стола как предмета мебели. Именно это значение каждый из нас назовет первым, например, объясняя, что такое стол, ребенку. А маленькие дети вообще могут знать только это значение. Главное значение представлено во 2-м и 4-м примерах.

Другое значение представлено в 1-м и 6-м примерах. Здесь стол обозначает учреждение. Можно говорить о метонимическом переносе, поскольку столы как предмет мебели присутствуют в учреждениях.

От главного также с помощью метонимического переноса образовано еще одно значение, которое мы видим в 5-м примере. Говоря о богатом столе, имеют в виду обилие еды, расположенной на соответствующем предмете мебели (обеденном столе) и предназначенной для потребления (питания).

Наконец, последнее, четвертое значение представлено в 3-м примере. В этом предложении слово стол обозначает режим питания. Это значение также образовано метонимическим переносом, но не от главного, а от третьего. Их связывает идея питания, потребления пищи. Таким образом, это значение связано с главным лишь опосредованно.

Сформулируем краткий ответ и для этой задачи.

В примерах слово стол употреблено в четырех значениях:

1) предмет мебели: 2-й и 4-й примеры;
2) учреждение: 1-й и 6-й примеры;
3) еда, стоящая на столе: 5-й пример;
4) режим питания: 3-й пример.

Второе и третье значения связаны с первым (столы присутствуют в учреждении, и на них ставится еда). Четвертое значение связано с третьим (еда на столе ––> пища ––> режим питания).

Теперь, немного нарушив нашу традицию, в качестве новых задач я предложу задачи того же самого типа. Это связано с тем, что данный тип очень важен и полезен для учеников. Задачи могут различаться между собой по сложности и по объему, и имеет смысл прорешать разные варианты. Интересно также рассмотреть слова разных частей речи. В этот же раз пришлось ограничиться двумя простыми задачами с именами существительными, чтобы на их примере подробно разобраться в проблеме полисемии (многозначности). Поэтому ниже предлагаются еще пять более разнообразных задач. В дальнейшем я ограничусь лишь кратким их разбором.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Сколько значений слова билет представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой.

1. Я вчера купил билет в Париж, завтра улетаю.
2. Ты опять потерял свой студенческий билет?
3. На экзамене вы оставляете все свои вещи у входа, проходите в аудиторию и тащите билет.
4. Почему вы меня не пускаете, я же купил билет.
5. К сожалению, сегодня вход в клуб только по членским билетам.
6. На экзамене по истории мне попался трудный билет.

2. Сколько значений слова сухой представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой.

1. В ванной висят сухие полотенца, ими можно вытираться.
2. На складе осталось десять мешков сухого молока.
3. Пожалуйста, не говори со мной таким сухим тоном!
4. Наши опять проиграли с сухим счетом.
5. Вы нам сообщили только сухие цифры, но этого мало.
6. Лето будет жаркое и сухое.
7. Нам оказали крайне сухой прием.

3. Сколько значений слова кричать представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой.

1. Несчастные кричали от ужаса, но никто не пришел к ним на помощь.
2. За столом все громко кричали и перебивали друг друга.
3. Не смейте кричать на меня, я не ваша секретарша!
4. Все газеты кричат о кризисе, но он пока не наступил.
5. Он кричал ей вслед, что любит ее, но она даже не оглянулась.
6. В их доме все вещи кричат об их дурном вкусе.
7. Не надо кричать, вас все равно никто не слышит.

4. Сколько значений слова колено представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой.

1. Сегодня она надела юбку ниже колен.
2. Садись ко мне на колени, и я расскажу тебе сказку.
3. Колено водосточной трубы прохудилось, и вода лилась из всех дыр.
4. Мои дети всегда ходили с протертыми коленями.
5. Он вчера выкинул очередное колено.
6. Поставь мне заплатку на колено.
7. От постоянной нагрузки у прыгунов в длину часто травмируются колени.

5. Сколько значений слова работать представлено в следующих примерах? Дайте им краткие толкования и опишите, как они связаны между собой.

1. Не все люди любят работать.
2. Я работаю в университете.
3. Телевизор не работает, надо вызвать мастера.
4. Мама у нас не работает, она – домохозяйка.
5. Голова у тебя совсем не работает.
6. Постоянно работай пальцами, тогда рука согреется.
7. Кто не работает, тот не ест.
8. Ты пойми, этим ты фактически работаешь на наших конкурентов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru