Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А.  ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Контрольная работа № 1

Лексика, стили речи (по системе Занкова)

5-й класс

Вариант 1

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте вместо пропуска антонимы.

а) Вот и лиса дразнит зайца: У меня избушка светлая, а у тебя ________. б) Шел он близко ли, _______ ли, долго ли, _______ ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек.
в) Избушка повернулась к нему передом, а к лесу _________. г) Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула ________ рукавом – поплыли по озеру белые лебеди.

2. Спишите словосочетания, выделяя главные слова в них. Подберите к каждому прилагательному синонимы.

Мягкий климат, мягкий хлеб, мягкая земля, мягкий характер.

– Напишите, как называются такие прилагательные.

3. Прочитайте стихотворение. Запишите, в каком стиле оно написано.

КОСТЕР

Вспышка спички – и взвилось
Золотое пламя.
Огненные языки
Пляшут рядом с нами.
С треском хворост ест огонь.
Он горячий, словно конь.
Искры в воздухе горят,
Потухают и шипят.
У ребят в глазах огни –
Рады празднику они.

– Выпишите словосочетания в переносном значении. Назовите использованные художественные средства: омонимы, олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты.

4. Запишите фразеологизмы и подберите к ним синонимы.

Набрать воды в рот, с тяжелым сердцем, посинеть от холода, вдохнуть жизнь, зарубить на носу.

– Составьте с одним из фразеологических словосочетаний предложение, запишите его, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

5. Выберите правильное словосочетание. Напишите название пар слов, которые могут вызвать речевую ошибку.

Практические занятия – практичные занятия, удачный поход – удачливый поход, искусный мастер – искусственный мастер, высокий клен – высотный клен.

Вариант 2

1. Прочитайте текст. Определите стиль речи.

Осень приходит к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, кажется, конца не будет ясным дням. Она делает дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Осень убрала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока наконец не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре.

– Выпишите словосочетания в переносном значении и напишите название использованного художественного приема: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.

2. Запишите словосочетания, выделяя главное слово. Подберите к прилагательным антонимы. Как называются такие прилагательные?

Грубая материя, грубый голос, грубый человек, крепкий чай, крепкий ребенок.

3. Выпишите только словосочетания с фразеологизмами, подберите к ним синонимы.

Правая рука забинтована – быть правой рукой учителя, пустое место в зале – плохой ученик – пустое место, чешутся руки от укусов – поработать руки чешутся, махнул рукой на себя – махнул рукой на прощание.

4. Как называются пары слов? Запишите их название и составьте с ними словосочетания.

Понятливый – понятный, соседний – соседский, сытный – сытый, обидный – обидчивый, жесткий – жестокий.

5. Запишите, дописывая окончания и указывая падеж этих существительных.

Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышк_, мерзнет в жару.
Дайте осинк_ пальто и ботинки,
Надо согреться бедной осинк_.

– Разберите первое предложение по членам.
– Выпишите из текста синонимы.
– Какой художественный прием использован в словосочетаниях зябнет осинка, дрожит на ветру?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru