МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Контрольная работа № 1
Лексика, стили речи (по системе
Занкова)
5-й класс
Вариант 1
1. Спишите предложения, расставляя
знаки препинания. Вставьте вместо пропуска
антонимы.
а) Вот и лиса дразнит зайца: У меня
избушка светлая, а у тебя ________. б) Шел он близко ли,
_______ ли, долго ли, _______ ли, сапоги проносил, кафтан
истер, шапчонку дождик иссек.
в) Избушка повернулась к нему передом, а к лесу
_________. г) Махнула левым рукавом – вдруг сделалось
озеро, махнула ________ рукавом – поплыли по озеру
белые лебеди.
2. Спишите словосочетания, выделяя
главные слова в них. Подберите к каждому
прилагательному синонимы.
Мягкий климат, мягкий хлеб, мягкая
земля, мягкий характер.
– Напишите, как называются такие
прилагательные.
3. Прочитайте стихотворение.
Запишите, в каком стиле оно написано.
КОСТЕР
Вспышка спички – и взвилось
Золотое пламя.
Огненные языки
Пляшут рядом с нами.
С треском хворост ест огонь.
Он горячий, словно конь.
Искры в воздухе горят,
Потухают и шипят.
У ребят в глазах огни –
Рады празднику они.
– Выпишите словосочетания в
переносном значении. Назовите использованные
художественные средства: омонимы, олицетворения,
метафоры, сравнения, эпитеты.
4. Запишите фразеологизмы и подберите
к ним синонимы.
Набрать воды в рот, с тяжелым
сердцем, посинеть от холода, вдохнуть жизнь,
зарубить на носу.
– Составьте с одним из
фразеологических словосочетаний предложение,
запишите его, подчеркните главные и
второстепенные члены предложения.
5. Выберите правильное
словосочетание. Напишите название пар слов,
которые могут вызвать речевую ошибку.
Практические занятия – практичные
занятия, удачный поход – удачливый поход,
искусный мастер – искусственный мастер, высокий
клен – высотный клен.
Вариант 2
1. Прочитайте текст. Определите стиль
речи.
Осень приходит к нам светлая и тихая,
так мирно и спокойно, что, кажется, конца не будет
ясным дням. Она делает дали нежно-голубыми и
глубокими, небо чистым и кротким. Осень убрала и
березу в золотой убор. А береза радовалась и не
замечала, как недолговечен этот убор, как листок
за листком осыпается он, пока наконец не
оставалась вся раздетая на его золотистом ковре.
– Выпишите словосочетания в
переносном значении и напишите название
использованного художественного приема:
олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.
2. Запишите словосочетания, выделяя
главное слово. Подберите к прилагательным
антонимы. Как называются такие прилагательные?
Грубая материя, грубый голос, грубый
человек, крепкий чай, крепкий ребенок.
3. Выпишите только словосочетания с
фразеологизмами, подберите к ним синонимы.
Правая рука забинтована – быть правой
рукой учителя, пустое место в зале – плохой
ученик – пустое место, чешутся руки от укусов –
поработать руки чешутся, махнул рукой на себя –
махнул рукой на прощание.
4. Как называются пары слов? Запишите
их название и составьте с ними словосочетания.
Понятливый – понятный, соседний –
соседский, сытный – сытый, обидный – обидчивый,
жесткий – жестокий.
5. Запишите, дописывая окончания и
указывая падеж этих существительных.
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышк_, мерзнет в жару.
Дайте осинк_ пальто и ботинки,
Надо согреться бедной осинк_.
– Разберите первое предложение по
членам.
– Выпишите из текста синонимы.
– Какой художественный прием использован в
словосочетаниях зябнет осинка, дрожит на ветру?
|