Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2006

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва

Продолжение. См. № 22, 23/2005; 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9/2006


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 10

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи, связанные с многозначностью (полисемией) и умением выделять и описывать различные значения одного и того же слова. Также было подробно обсуждено само явление полисемии. Поэтому сейчас мы ограничимся более или менее короткими ответами.
Все задачи имели общее задание. Требовалось определить, сколько значений выделенного слова представлено в примерах, дать им краткие толкования и описать, как они связаны между собой.

Задача 1

Я вчера купил билет в Париж, завтра улетаю.
Ты опять потерял свой студенческий билет?
На экзамене вы оставляете все свои вещи у входа, проходите в аудиторию и тащите билет.
Почему вы меня не пускаете, я же купил билет.
К сожалению, сегодня вход в клуб только по членским билетам.
На экзамене по истории мне попался трудный билет.

В примерах слово билет употреблено в четырех значениях:

1) ‘документ, удостоверяющий право пользования’: 1-й и 4-й примеры;
2) ‘документ, удостоверяющий принадлежность к сообществу’: 2-й и 5-й примеры;
3) ‘листок с вопросами на экзамене’: 3-й пример;
4) ‘вопросы на экзамене на билете3’: 6-й пример.

Второе значение связано с первым идеей документа, дающего определенные права (принадлежность к сообществу также предоставляет определенные права). Третье значение связано с первым идеей выдаваемого документа (билет на экзамене также является документом). Четвертое значение связано с третьим регулярным метонимическим переносом (текст и материальный носитель текста) и часто объединяется с ним в одно значение.

Задача 2

В ванной висят сухие полотенца, ими можно вытираться.
На складе осталось десять мешков сухого молока.
Пожалуйста, не говори со мной таким сухим тоном!
Наши опять проиграли с сухим счетом.
Вы нам сообщили только сухие цифры, но этого мало.
Лето будет жаркое и сухое.
Нам оказали крайне сухой прием.

В примерах слово сухой употреблено в шести значениях:

1) ‘не содержащий влаги’: 1-й пример;
2) ‘в процессе изготовления лишенный жидкости’: 2-й пример;
3) ‘с небольшим количеством осадков’: 6-й пример;
4) ‘лишенный душевного тепла’: 3-й и 7-й примеры;
5) ‘чрезмерно рационалистический, лишенный субъективной оценки’: 5-й пример;
6) ‘такой, при котором не набраны очки’: 4-й пример.

Второе и третье значения связаны с первым идеей отсутствия или незначительного количества влаги (жидкости). Четвертое, пятое и шестое значения связаны с первым идеей отсутствия, однако вместо влаги в них выступают ее метафорические аналоги: душевное тепло и вообще субъективность, а в области спорта – очки и голы.

Задача 3

Несчастные кричали от ужаса, но никто не пришел к ним на помощь.
За столом все громко кричали и перебивали друг друга.
Не смейте кричать на меня, я не ваша секретарша!
Все газеты кричат о кризисе, но он пока не наступил.
Он кричал ей вслед, что любит ее, но она даже не оглянулась.
В их доме все вещи кричат об их дурном вкусе.
Не надо кричать, вас все равно никто не слышит.

В примерах слово кричать употреблено в пяти значениях:

1) ‘издавать громкие звуки’: 1-й и 7-й примеры;
2) ‘громко говорить’: 2-й и 5-й примеры;
3) ‘громко и резко ругать’: 3-й пример;
4) ‘много и эмоционально сообщать’: 4-й пример;
5) ‘излишне привлекая внимание, ярко свидетельствовать’: 6-й пример.

Следует заметить, что 1-й и 7-й примеры могут быть отнесены и ко второму значению, поскольку из контекста неясно, насколько членораздельными были звуки (то есть можно ли их отнести к речи).

Второе и третье значения связаны с первым идеей громкости. Четвертое и пятое значения связаны с первым идеей чрезмерности выражения, то есть метафорой громкости.

Задача 4

Сегодня она надела юбку ниже колен.
Садись ко мне на колени, и я расскажу тебе сказку.
Колено водосточной трубы прохудилось, и вода лилась из всех дыр.
Мои дети всегда ходили с протертыми коленями.
Он вчера выкинул очередное колено.
Поставь мне заплатку на колено.
От постоянной нагрузки у прыгунов в длину часто травмируются колени.

В примерах слово колено употреблено в пяти значениях:

1) ‘часть ноги, содержащая сустав, который соединяет бедро и голень’: 1-й и 7-й примеры;
2) ‘ноги от этого сустава до таза’: 2-й пример;
3) ‘часть одежды, прикрывающей колено1’: 4-й и 6-й примеры;
4) ‘место сочленения или просто изгиб, похожий на колено1’: 3-й пример;
5) ‘неожиданный поступок’: 5-й пример.

Все значения связаны с первым по сходству (четвертое и пятое: идея изгиба) или по смежности (второе и третье). Пятое значение обозначает своего рода изгиб (отклонение) в поведении.

Задача 5

Не все люди любят работать.
Я работаю в университете.
Телевизор не работает, надо вызвать мастера.
Мама у нас не работает, она – домохозяйка.
Голова у тебя совсем не работает.
Постоянно работай пальцами, тогда рука согреется.
Кто не работает, тот не ест.
Ты пойми, этим ты фактически работаешь на наших конкурентов.

В примерах слово работать употреблено в пяти значениях:

1) ‘заниматься важным и полезным делом’: 1-й и 7-й примеры;
2) ‘состоять на службе’: 2-й и 4-й примеры;
3) ‘быть в состоянии функционировать’: 3-й и 5-й примеры;
4) ‘действовать в определенных интересах’: 8-й пример;
5) ‘усиленно двигать ради определенной цели’: 6-й пример.

Первое и второе значения связаны идеей выполнения важного, признанного обществом, полезного дела. Во втором случае оно признается профессиональной деятельностью и обязательно оплачивается. Идея пользы также присутствует в третьем и четвертом значениях. В пятом значении идеи пользы (или цели) совмещаются с идеей затраты усилий, также характерной для первого значения.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

А теперь можно перейти к новым задачам, которые также связаны с темой многозначности (полисемии). Однако, кроме полисемии, в них встречается еще одно важное явление – омонимия.

В этих задачах также предлагается ряд примеров, в которых выделено одно и то же, если судить по форме, слово. Однако на самом деле ситуация несколько сложнее. Выделенные словоформы могут принадлежать как к одному слову, так и к разным словам. В каждой из приведенных ниже задач встречаются два или три омонима, некоторые из которых могут иметь к тому же несколько значений.

Таким образом, общее задание состоит в том, что выделенные словоформы нужно распределить по разным словам, по существу, ответив на следующий вопрос: скольким омонимам и скольким значениям каждого из омонимов они соответствуют? Следует объяснить свое решение, дав краткие толкования всем представленным в примерах выделенным словам и описав связь значений одного слова.

Отнесение двух словоформ к разным значениям одного слова или же к омонимам основывается на простом принципе. Если значения двух словоформ частично совпадают (то есть имеют некую общую связывающую их идею), они относятся к одному слову. Если же такого совпадения (то есть такой связывающей идеи) не находится, их следует относить к разным словам, что и означает омонимию соответствующих слов.

Итак, рассмотрев выделенные словоформы, определите, сколько здесь омонимов и сколько у них значений. Дайте им краткие толкования и опишите связи между значениями внутри одного слова.

1

1. Нам нужна твоя помощь, мы находимся в критическом положении.
2. Ты смотришь на меня таким критическим взглядом, что мне становится не по себе.
3. Вы должны быть к нему особенно внимательны, у него наступил критический возраст.
4. Оппонент сделал важные критические замечания к диссертации.

2

1. Она так сильно душила белье, что в спальне было невозможно дышать.
2. Отелло недолго душил Дездемону.
3. Мы не дадим вам душить и зажимать критику.

3

1. Мне жалко топить котят.
2. Он топит горе в вине.
3. Огонь топит воск.
4. Каждую неделю мы топим молоко, топленое молоко вкуснее.
5. В начале ноября наконец стали топить в доме.
6. Чем ты топишь печку?

4

1. Ты не попадаешь в фокус, подойди поближе.
2. Определить фокус линзы можно по этой формуле.
3. Хозяин целый вечер показывал детям карточные фокусы.
4. Она выкинула очередной свой фокус.
5. Рецепт пирога прост, весь фокус в том, кто его готовит.
6. Актриса хотела постоянно находиться в фокусе внимания.

5

1. Блок правых партий потерпел сокрушительное поражение на выборах.
2. Купи мне, пожалуйста, два блока сигарет.
3. Груз поднимали с помощью блока.
4. В операционный блок больницы вход посторонним строго воспрещен.
5. Наши волейболисты славятся умением ставить непробиваемый блок.

6

1. В тумане самолет стало болтать.
2. Она свободно болтает на пяти языках.
3. Весь вечер мы болтали о пустяках.
4. Мальчик сидел на бревне и болтал ногами.
5. Надо долго болтать раствор, чтобы произошла реакция.
6. Про него болтают, что он сильно пьет.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru