Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2006

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва

Продолжение. См. № 22, 23/2005; 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10/2006


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 11

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи, связанные с омонимией и многозначностью (полисемией). Непосредственное задание состояло в том, чтобы определить, сколько омонимов и сколько значений этих омонимов представляют выделенные в примерах словоформы.

Существует два подхода к решению подобных задач. Либо сначала искать близкие употребления и объединять их, а потом уже сравнивать эти объединения. Либо сразу попытаться найти употребления, далекие друг от друга, относящиеся к разным словам – омонимам. Иногда помощь в решении могут оказать толкования слов или различного рода перифразы.

Так, в первой задаче первый и третий примеры связаны с идеей кризиса, или, точнее, трудного и переломного момента. Это и позволяет отнести их к одному и тому же слову (правда, к разным значениям). А вот второй и четвертый примеры связаны с идеей критической, или отрицательной, оценки. Более внимательный взгляд также позволяет разделить их на два значения:

Нам нужна твоя помощь, мы находимся в критическом положении.
Ты смотришь на меня таким критическим взглядом, что мне становится не по себе.
Вы должны быть к нему особенно внимательны, у него наступил критический возраст.
Оппонент сделал важные критические замечания к диссертации.

Таким образом, в четырех примерах представлено два омонима с двумя значениями каждый. Далее первым дается главное значение, из которого путем определенного преобразования получается второе.

Критический 1

1) ‘содержащий критику’: 4-й пример;
2) ‘выражающий недоверчивое отношение’: 2-й пример.

Критический 2

1) ‘связанный с кризисом’: 3-й пример;
2) ‘очень трудный и опасный’: 1-й пример.

Вторая задача, пожалуй, еще проще. Здесь с помощью метафорического переноса можно объединить второй и третий примеры.

Она так сильно душила белье, что в спальне было невозможно дышать.
Отелло недолго душил Дездемону.
Мы не дадим вам душить и зажимать критику.

В этих примерах представлено два омонима.

Душить 1

1) ‘убивать, лишая возможности дышать’: 2-й пример;

2) ‘уничтожать или подавлять, мешая нормальному развитию’: 3-й пример.

Душить 2

‘опрыскивать или пропитывать душистым’: 1-й пример.

Второе значение душить 1 образовано от первого переносом из материальной области в область социальных отношений. Эти значения связаны идеей уничтожения и давления.

В третьей задаче представлено больше языкового материала и больше слов.

Мне жалко топить котят.
Он топит горе в вине.
Огонь топит воск.
Каждую неделю мы топим молоко, топленое молоко вкуснее.
В начале ноября, наконец, стали топить в доме.
Чем ты топишь печку?

В данных примерах представлено целых три омонима.

Топить 1

1) ‘разводить и поддерживать огонь в очаге’: 6-й пример;

2) ‘разводя огонь или включая отопительные приборы, обогревать помещение’: 5-й пример.

Топить 2

1) ‘нагревая, делать мягким’: 3-й пример;
2) ‘нагревая, менять качество’: 4-й пример.

Топить 3

1) ‘погружая в воду, заставлять тонуть’: 1-й пример;
2) ‘подавлять в себе тяжелые чувства и мысли’: 2-й пример.

Два значения топить 1 связаны метонимическим переносом: согревая очаг, мы согреваем и помещение, в котором он находится.

Два значения топить 2 связаны идеей изменения состояния посредством нагревания твердого объекта. В первом случае речь идет о смягчении материала, а во втором – об изменении состояния продуктов питания.

Два значения топить 3 связаны метафорическим переносом идей погружения и уничтожения из материального мира во внутренний мир человека.

В четвертой задаче также шесть примеров.

Ты не попадаешь в фокус, подойди поближе.
Определить фокус линзы можно по этой формуле.
Хозяин целый вечер показывал детям карточные фокусы.
Она выкинула очередной свой фокус.
Рецепт пирога прост, весь фокус в том, кто его готовит.
Актриса хотела постоянно находится в фокусе внимания.

Однако в этих примерах представлено всего два омонима, зато у каждого из них по три значения.

Фокус 1

1) ‘точка, в которой после прохождения оптической системы пересекаются лучи света’: 2-й пример;
2) ‘точка, в которой при фотографировании достигается максимальная четкость’: 1-й пример;
3) ‘положение с максимальной концентрацией явления’: 6-й пример.

Фокус 2

1) ‘ловкий прием, обманывающий зрение’: 3-й пример;
2) ‘секрет устройства или действия’: 5-й пример;
3) ‘неожиданный и необычный поступок’: 4-й пример.

Три значения фокус 1 связаны идеей точки (или положения) пересечения чего-либо и как следствие – концентрации некоего явления или качества.

Для фокус 2 второе значение связано с первым идеей скрытости основного действия, а третье значение связано с первым идеей неожиданности и необычности происходящего.

Пятая задача на первый взгляд кажется проще, однако семантика данных омонимов не так проста.

Блок правых партий потерпел сокрушительное поражение на выборах.
Купи мне, пожалуйста, два блока сигарет.
Груз поднимали с помощью блока.
В операционный блок больницы вход посторонним строго воспрещен.
Наши волейболисты славятся умением ставить непробиваемый блок.

В примерах представлено три омонима, один из которых многозначен.

Блок 1

‘простейшее грузоподъемное устройство’: 3-й пример.

Блок 2

1) ‘совокупность однородных предметов’: 2-й пример;
2) ‘политическое объединение’: 1-й пример;
3) ‘совокупность помещений с общей функцией’: 4-й пример.

Блок 3

‘прием в спорте, преграждающий атакующее движение противника’: 5-й пример.

Второе и третье значения блок 2 являются конкретизацией первого, благодаря своей важности и частотности закрепленными как самостоятельные.

Наконец, последняя задача с очень непростой глагольной семантикой.

В тумане самолет стало болтать.
Она свободно болтает на пяти языках.
Весь вечер мы болтали о пустяках.
Мальчик сидел на бревне и болтал ногами.
Надо долго болтать раствор, чтобы произошла реакция.
Про него болтают, что он сильно пьет.

В этих примерах представлено всего два омонима, зато каждый многозначен, и связь между их значениями далеко не очевидна.

Болтать 1

1) ‘мешать жидкость, совершая круговые движения’: 5-й пример;
2) ‘перемещать из стороны в сторону, совершая колебательные движения’: 4-й пример;
3) ‘сильно качать транспортное средство’: 1-й пример.

Болтать 2

1) ‘много и легко говорить о чем-то необязательном’: 3-й пример;
2) ‘распространять слухи’: 6-й пример;
3) ‘бегло говорить на иностранном языке’: 2-й пример.

Три значения болтать 1 связаны идеей непоступательного движения (кругового или колебательного). Три значения болтать 2 связны идеей чрезмерного и легкого (или поверхностного) говорения. Легкость интерпретируется по-разному. Для третьего значения это прежде всего скорость (‘не раздумывая’), а для второго значения это поверхностность, непродуманность слухов.

Теперь можно перейти к новому типу задач, также связанных со структурой значения, но главным для них становится не количество значений, а тип связи между ними. В этих задачах предлагаются употребления одного слова, относящиеся к разным значениям. Причем речь в этом случае идет не просто о полисемии, а о регулярной полисемии, то есть отношение между выделенными значениями воспроизводится (повторяется) и в некоторых других словах русского языка. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выделить регулярное семантическое отношение, связывающее значения многозначных слов, и привести примеры, подтверждающие его регулярность. В каждой задаче следует выделить исходное значение так, чтобы другие значения можно было истолковать через него.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Общее задание. Определите на основе примеров исходное значение выделенного слова и опишите семантические отношения, связывающие его с другими значениями (представленными в других примерах), дав им очень краткие определения. Вспомните еще одно или несколько многозначных слов русского языка, значения которых связаны такими же отношениями.

1

Я прочел Достоевского за ночь.
У Достоевского было несколько жен.
Весь Достоевский стоит на верхней полке.

2

Какое крепкое вино, выпил всего стакан – и уже пьян!
Мой посуду аккуратнее, ты разбила уже второй стакан.

3

Прыгун при приземлении ушиб пятку.
У тебя пятка порвалась, надо заштопать.

4

Что-то сердце побаливает.
У моего друга доброе сердце.

5

Я отрастил бороду, чтобы выглядеть более солидно.
Эй, борода, уйди с дороги.

6

Мимо свистят пули.
Не свисти, плохая примета – денег не будет.

7

В русском языке очень сложная грамматика, я в ней никак не разберусь.
У нас завтра занятия по сравнительной грамматике.
Достань грамматику с полки!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru