Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2006

Я ИДУ НА УРОК

О.П. ЭХИНА,
г. Москва


Обстоятельства

Заключительный урок в 8-м коррекционном классе

Цели урока:

I. Образовательные:

а) различать виды обстоятельств по значению и определять способы их выражения;
б) использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности;
в) закрепить навыки расстановки знаков препинания.

II. Развивающие: активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

ЭТАПЫ УРОКА

I этап. Актуализация

1. Буквенный диктант. (Тренирует умение выделять грамматическую основу предложения; одновременно развивает внимание и быстроту реакции.)

Учитель читает предложения, ученики записывают только первые буквы слов грамматических основ.

Храпит у костра усталый охотник. Рассветает.

Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!

(Ответ: хорошо.)

Другой вариант:

Хозяин собаки оказался родственником нашей соседки по дому: Оксана шла по лесу и не оглядывалась.

2. Заполнение «слепой» таблицы.

 

 

Обстоятельства

 

Вопросы
косвенных
падежей

 

Выводы ученики делают сами.

Как мы определяем, каким членом предложения является слово? – Только по вопросам от главных слов в словосочетании.

3. Закончите определение обстоятельства (записано на доске).

Обстоятельство – это ... член предложения, который обозначает ..., ... и отвечает на вопросы ...? ...? ...?

Два-три ученика повторяют правильный ответ (развитие монологической речи), один из учеников подходит к доске и подчеркивает, как принято (точкой – тире), название темы урока, в скобках добавляя вопросы обстоятельств.

Примечание. За удачные (правильные) ответы на все предыдущие и последующие вопросы можно давать цветные карточки (полоски, кружочки, ...). Накопивший определенное число таких карточек имеет шанс получить более высокую оценку за работу на уроке, которая будет ставиться в конце, после выполнения самостоятельной работы.

II этап. Закрепление

Задание 1. Учитель произносит вслух предложения. Ученики записывают только те, в которых есть обстоятельства. Подчеркивают их:

1) Постепенно гаснут в небе звезды.
2) Проходит летняя гроза.
3) Воздух чист и прозрачен.
4) Золотая осень землю наряжает.
5) Завтра утром мы пойдем в лес за грибами.
6) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Вопрос классу. Сколько обстоятельств вы подчеркнули? Определите их вид. (Слабые ученики работают по таблице учебника.)

Задание 2 – творческое. На доске написано следующее:

1) (Обстоятельство времени) + мы отправились в лес + (обстоятельство цели);
2) (обстоятельство места) + поднималось солнце;
3) (обстоятельство времени) + неожиданно начался сильный ливень.

Сконструируйте предложения и запишите их в тетради, подчеркнув обстоятельства. Сколько обстоятельств вы употребили?

Задание 3. Поиграем! (Устно.)

1. Найдите определение, возьмите у него приставку.

Почему в полученном слове пишутся две буквы с? Составьте предложение с полученным обстоятельством. Определите его вид (по таблице).

III этап. Обратная связь

Блицопрос (определение реального результата – быстрая проверка, как усвоено пройденное на уроке).

I. Для чего нужны второстепенные члены?

а) Распространяют грамматическую основу;
б) иногда распространяют друг друга;
в) ничего не распространяют;
г) для усложнения жизни школьников;
д) для обогащения речи.

(Ответ: а, б, д)

II. Как найти второстепенные члены?

а) Найти грамматическую основу;
б) от основы задавать необходимые вопросы;
в) догадаться.

(Ответ: а, б)

III. Какие вы знаете второстепенные члены?

а) Определение;
б) дополнение;
в) обращение;
г) подлежащее;
д) обстоятельство;
е) причастный оборот.

(Ответ: а, б, д)

IV этап. Подведем итог

Что мы вспомнили, закрепили сегодня на уроке?

1) Обстоятельства – это второстепенные члены...
2) Отвечают на вопросы...
3) Обозначают...

IV этап. Диагностика.

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания на карточках. Задания усложняются от меньшего номера карточки к большему. Задания даются в двух формулировках:

а) (Для учеников послабее.) Перепишите, раскрыв скобки. Вставьте буквы и, где необходимо, запятые. Подчеркните обстоятельства, поставьте сверху вопрос к ним. Определите по таблице вид обстоятельств.

б) (Для более сильных.) Перепишите, добавив буквы и запятые. Подчеркните обстоятельства и определите их вид.

Карточка 1

Утром в путь она умчалась рано по лазури весело играя. Самолет летел высоко над тайгой. Разбудил он его очень (не)осторожно. Сквозь в_лнистые туманы проб_рается луна на п_чальные поляны льет п_чально свет она.

Карточка 2

Мертвая тишина стояла кругом. Справ_ т_нулся лес. Рано утром разбудили меня тр_мваи и тр_(л,лл)ейбус. (В)низу сонно б_рмотала река всплескивала живо рыба вокруг головы тонко звенели комарики. С утра до вечера я был занят срочной работой.

Карточка 3

Утром он (не)осторожно разбудил меня. Число митингующих возросло (в)пятеро. Мы (не)ожида(н,нн)о в_ехали в кусты. Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Мать от восхода солнца до заката занята бесконечной работой. Мы ждали его около часа. Его отправили в город на лечение.

Карточка 4

Море разыгралось (не)(на)шутку. Всю ночь волны с грохотом обрушивались на берег. Вчера мы заночевали в лесу. (В)течение суток горяч_я вода не шла (из)за авари_ в котельной. (В)случа_ дождя экскурсия отм_няется. (Из)за шума дождя н(е,и)чего (не)было слышно.

Карточка 5

Солнце (не)ожида(н,нн)о село и на небе задумч_во зам_рали розовые обл_ка. Стая птичек с шумом вылетела из сарая. Мы вышли на улицу подышать свежим воздухом. Как парус чайка там белеет в небе. На черном как тушь небе (не)мелькнет (не,ни)одна звездочка. Они повернули вправ_ и побрели (не)спеша по дороге.

VI. Домашнее задание

Упражнение по учебнику или задание на карточке.

Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте обстоятельства и определите их вид.

1. Солнце с_дилось все ниже. Дли(н,нн)ее стали тени (не)тронутых косами жестких кустов т_тарника. С трубным г_готаньем проплыла над полями стая перелетных гусей. 2. Где(то) (не)подалеку постук_вал дятел. Среди ветвей редких дубков тон_нько протяжно тенькала с_ница. 3. Над шалаш_м треп_тно светил_сь величаво играло звездным мерцаньем (не)доступно далекое небо. (Из)дали едва доносился моното(н,нн)ый шум леса. Зелен_ватыми бликами перел_вался сверкал пруд (в)низу.

Если кто-то самый быстрый сумеет домашнее задание сделать в классе, он получает дополнительную (вторую) оценку за урок в журнал и уходит домой без задания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru