Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2006

Я ИДУ НА УРОК

И.В. ТУМАКОВА,
село Оса, Осинский р-н,
Иркутская обл.


Повторение пройденного об имени существительном

6-й класс

Цели урока: повторить основные вопросы раздела; систематизировать знания о склонении имен существительных; повторить сведения об образовании имен существительных; закрепить орфографические навыки по правописанию имени существительного; развитие речи.

ХОД УРОКА

Работа с текстом

РОДИНА

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец-машинист и твой отец-чабан.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

(По В.Пескову)

– Выразительно прочитайте текст.
– Определите основную мысль.
– Выпишите собственные/нарицательные существительные.
– Выпишите одушевленные/неодушевленные существительные.
– Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.
– Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
– Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами:

(-ор-: конструкт-ор, ... архитект-ор, дикт-ор, инспект-ор;
-чик-/-щик-: бакен-щик, ... свар-щик, развед-чик, камен-щик;
-ист-: машин-ист, ... пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист).

– Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встретились?

Выборочный диктант

Выпишите существительные с не. Объясните написание.

Сильного и благородного человека всегда отличают незлобивость, великодушие. Поступить великодушно – значит пожертвовать чем-то важным ради друзей, отказаться от личных благ ради друзей, отказаться от личных благ ради идеи, поставить на первый план не выгоду, а дело. Воспитанный человек великодушен не только в большом, но и в мелочах. Вы совершили неловкость – он не заметит ее. Вы перед ним виноваты – он простит, не требуя ваших извинений, не дожидаясь доказательств невиновности. Ваша неправота в споре очевидна – он избавит вас от необходимости чувствовать себя побежденным. Великодушен тот, кто всегда оставляет нам возможность сохранить свое лицо. (По Б.Бушелевой)

Орфография с географией

Возьмите политическую карту мира и найдите географические названия – несклоняемые имена существительные. Составьте с ними словосочетания.

– Как определяется род несклоняемых существительных?

Работа с юмористическим текстом

Выпишите существительные на -ия. Обозначьте их падеж и окончания.

В Англии вечно дожди и туманы:
Дождь как из сита льет, моросит,
Ну а туманы гуще сметаны –
В воздухе шляпу повесишь – висит!

Самого крупного тигра в мире
Навряд ли кто приручит:
Полхвоста – в Турции,
Полхвоста – в Сирии,
А нос из Ирака торчит.

Если вы приезжаете в Данию,
Не забудьте сказать:
– Здравствуй, Дания!
А когда из нее уезжаете,
Не забудьте сказать:
– До сви-Дания!

Орфографический футбол

(Задание выполняется по рядам. Какая команда выполнит быстрее и правильнее, та и победит.)

Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ик-/-ек-. Объясните выбор орфограммы.

Горох, карандаш, цветок, мяч, самовар, дом, стол, овраг, баран, козел, кирпич, мешок, заяц, порог, дождь, листок, чиж, гвоздь, комок, осел, нож, платок, куст, камень.

Веселый самодиктант (по карточкам)

ОК Значение суффикса -онок-: название детеныша.

Назовите детенышей изображенных животных и продиктуйте себе эти слова, вписав их в клеточки. Придумайте еще слова с этим суффиксом.

Образование существительных

Образуйте сложные существительные, записав цифры словами.

8-й класс, 3-й угол, 1000-е лето.

Итоги урока

– Что такое имя существительное?
– Какова его роль в языке?
– Вспомните эпиграф к первому уроку о существительном. («Имя существительное – это хлеб языка». Л.Успенский)
– Этими словами мы и закончим изучение раздела «Имя существительное».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru