Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Продолжение. Начало см. № 15/2006


Воспитание читателя

Комплексный анализ текста

10–11-й классы

Задание 10. Прочитайте. Назовите автора и произведение, откуда взят данный фрагмент текста. Поразмышляйте: какова роль данного эпизода в структуре всего произведения?

Сомкнулась над человеком ночь. Движение воды и неба, холод и мгла – все слилось воедино, остановилось6 и начало каменеть. Ни о чем6 он [Игнатьич] больше не думал. Все сожаления6, раскаяния, даже боль и душевные муки отдалились6 куда-то6, он утишался6 в себе самом, переходил в иной мир, мягкий, покойный... Густой комариный звон прорезало напористым, уверенным звоном из тьмы. Человек напрягся, открыл глаза – по реке звучал мотор «Вихрь». Даже на погибельном краю, уже отстраненный6 от мира, он по голосу определил марку мотора и честолюбиво обрадовался прежде всего этому знанью, хотел крикнуть брата, но жизнь завладела им, пробуждала мысль. Первым ее током он приказал себе ждать: пустая трата сил, их осталось немного, орать сейчас. Вот заглушат моторы, повиснут рыбаки на концах, тогда зови-надрывайся6.
Волна от пролетевшей лодки качнула посудину, ударила о железо рыбу, и она, отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно6 вздыбила себя, почуяв волну, которая откачала ее когда-то6 из черной мягкой икринки, баюкала в дни сытого покоя, весело гоняла в тени речных глубин, сладко мучила в брачные времена, в таинственный6 час икромета6.
Удар. Рывок. Рыба перевернулась на живот, нащупала вздыбленным гребнем струю, взбурлила хвостом, толкнулась об воду, и отодрала бы она человека от лодки, с ногтями, с кожей отодрала бы, да лопнуло сразу несколько крючков. Еще и еще била рыба хвостом, пока не снялась с самолова6, изорвав свое тело в клочья, унося в нем десятки смертельных уд.
Яростная6, тяжко раненная6, но не укрощенная6, она грохнулась где-то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу.
«Иди, рыба, иди! Я про тебя никому6 не скажу6. Поживи сколько сможешь6!» – молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, а душе – от какого-то, еще не постигнутого6 умом, освобожденная.

(В.П.  Астафьев. Царь-рыба)

  • Подготовьтесь к контрольному диктанту по этому тексту:

а) объясните правописание всех указанных слов;
б) исследуйте пунктуацию и объясните функцию каждого знака препинания. Какие пунктуационные правила иллюстрируют предложения текста?

Задание 11. Запишите, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать5 и изобр_зить на подмостках5 честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая3 ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет1 и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.4

(Монтень)

  • Выполните указанные виды разбора.

  • Прочитайте выделенное слово в соответствии с орфоэпическими нормами. Сформулируйте орфоэпическое правило, которое иллюстрирует это слово.

  • Ответьте письменно на вопрос: «Какие размышления вызывает у меня данный текст?».

Задание 12. Прочитайте отрывок из письма английского писателя, государственного деятеля и дипломата Честерфилда (1694–1773) своему сыну. Какие важные наставления и рекомендации дает отец сыну в этом письме? Какие жизненные уроки могут быть полезны для каждого?

Милый друг, должен тебе сказать, что даже самое крепкое и надежное здоровье требует к себе бережного отношения. Молодые люди, полагающие, что у них неограниченный запас времени и здоровья, склонны растрачивать то и другое попусту; таким образом они незаметно для себя разоряются, тогда как, соблюдая разумную экономию и там, и тут, они могли бы по-настоящему разбогатеть и не только не лишили бы себя этим удовольствий, но смогли бы получить их еще больше и, может быть, даже до скончания века. Окажись же более мудрым и, пока еще не поздно, распорядись здоровьем своим и временем предусмотрительно и разумно, сделав так, чтобы то и другое было вложено в надежное дело и принесло тебе потом большие проценты.
Сейчас я хочу поговорить о распределении твоего времени. Хоть я и не раз касался уже этого вопроса и раньше, он настолько важен, что есть смысл возвращаться к нему снова и снова. Действительно, впереди у тебя много времени, но сейчас ты находишься в таком периоде жизни, когда один проведенный с пользой час может стоить более двадцати четырех часов последующего периода; сейчас каждая минута твоя драгоценна, а лет через сорок долгие дни не смогут сравниться с нею. Какое бы время ты ни уделял серьезному чтению или ни урывал для него (я говорю «урывал», потому что главная задача твоя сейчас – бывать в обществе и внимательно изучать его), употреби это время на чтение какой-нибудь одной книги, и непременно хорошей, и читай ее до конца, не отвлекаясь, пока не кончишь ее, никакими другими делами <...>. Если же у тебя случайно освободится четверть часа, используй это время для чтения литературы занимательной, остроумной и веселой, выбирая при этом книги не каких-нибудь посредственностей, а только самых лучших писателей, как древних, так и новых.
Какое бы дело тебе ни предстояло сделать, берись за него сразу, незамедлительно, никогда не бросай его на половине и, если это возможно, доводи до конца. С делом нельзя ни мешкать, ни шутить, и ты должен говорить ему, как Феликс сказал апостолу Павлу: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». Самое подходящее время для дел – это ближайшее, но человеку умному и занятия, и дела сами подсказывают, когда за них браться. Время чаще всего разбазаривается оттого, что человек не умеет должным образом выбрать удовольствия и развлечения и неправильно понимает то и другое.
Многие думают, что если они не заняты ни учением, ни каким-либо делом, то этим самым уже предаются наслаждению. Они глубоко заблуждаются: они просто ничего не делают и с таким же успехом могли бы спать. Привычки их порождаются леностью, и они стараются бывать только там, где им не приходится ни сдерживать себя, ни оказывать кому-то знаки внимания. Берегись этой лености и траты времени попусту, и пусть каждый дом, куда ты идешь, будет для тебя либо местом неподдельной радости и веселья, либо школой, где ты чему-то можешь научиться; пусть каждая компания, в которой ты будешь бывать, либо услаждает твои чувства, либо умножает твои знания, либо, наконец, изощряет твои манеры. Ходи в одни дома для того, чтобы поухаживать за какой-нибудь благородной и приятной дамой, бывай и в других, где собираются люди остроумные и с хорошим вкусом, и не забывай о третьих, где некие лица, высокие по положению своему или достоинству, требуют почтительности и уважения всех собравшихся; только, бога ради, не ходи в ничем не примечательные дома просто от нечего делать. Ничто не воспитывает в такой степени молодого человека, как частое пребывание в обществе почтенных и вышестоящих людей, где он должен постоянно следить за собой и быть внимательным ко всему. По правде говоря, вначале сдержанность эта не слишком приятна, но очень скоро она входит в привычку и этим уже перестает быть трудной. Но зато ты сторицею вознагражден воспитанностью, которая приходит вместе с ней, и добрым именем, которые ты приобретешь в свете.

  • Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю.

  • Назовите синтаксические конструкции, которые помогают автору более ярко, убедительно донести свои наставления, рекомендации сыну.

  • Выделите микротемы текста и попробуйте составить план.

  • Выделите главную мысль текста.

  • Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Назовите эти правила, иллюстрируя их примерами из текста.

  • Объясните пунктуацию в первом предложении третьего и в первом предложении четвертого абзацев на месте стечения союзов.

  • Выпишите все слова, иллюстрирующие указанные ниже орфограммы, и объясните их правописание:

а) «Не, ни с разными частями речи»;
б)«-Ться, -тся в глаголах»;
в) «Дефисное написание слов».

  • Перескажите текст, сохраняя особенности жанра и стиля.

  • Напишите сжатое изложение.

Задание 13. Прочитайте. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, графически обоснуйте свой выбор. Объясните правописание указанных слов.

Твоя жизнь состоит из поступков.
Поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. От твоего поступка – деятельности или бездеятельности – зависят душевное состояние мир и покой на душе благополучие счастье здоровье даже жизнь тех с кем ты общаешься6 и соприкасаешься6.
Человеческие поступки в слове даже во взгляде. Слово тончайшее прикосновение6 к сердцу; оно может стать и нежным поцелуем и благоухающим цветком и живой водой возвращающей6 веру в добро и острым ножом ковырнувшим нежную ткань души и раскаленным6 железом и ушатом холодной воды и комьями вонючей грязи все это может нести в себе человеческое слово; оно оборачивается самыми неожиданными6 поступками даже тогда когда его нет а есть молчание. Там где необходимо острое прямое честное6 слово иногда мы видим позорное молчание это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот. Предательством становится6 слово которое должно молчать храня6 тайну. Мудрое и доброе слово доставляет6 радость глупое и злое необдуманное6 и бестактное6 слово приносит беду. Словом можно убить и оживить ранить и излечить посеять смятение безнадежность и одухотворить рассеять сомнения и повергнуть в уныние сотворить улыбку и вызвать слезы породить веру в человека и заронить6 неверие вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Твое злое неудачное бестактное попросту глупое слово может оскорбить огорчить ошеломить потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать6 когда человеку с которым ты соприкасаешься6 нужно чтобы ты говорил а когда ему крайне необходимо чтобы ты молчал. Одно-единственное твое слово может создать у людей мнение о тебе как о хаме или невежде пустопорожнем болтуне или хвастуне.
Береги и щади6 неприкосновенность6 впечатлительность ранимость человека. Не причиняй6 своими поступками оскорбления боли тревоги беспокойства. Своей глупостью и бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.

(В.А. Сухомлинский)

  • К какому стилю речи относится текст? Назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в этом тексте.

  • Найдите экспрессивные синтаксические конструкции, художественные средства, с помощью которых автор добивается гармонии формы и содержания своего сообщения.

  • Какова роль однородных членов в данном тексте?

  • Найдите в тексте и выпишите: а) эпитеты,
    б) сравнения. Определите их художественную роль.

  • Выберите наиболее интересные случаи для разных видов разбора: а) фонетического, б) лексического, в) морфемного, г) морфологического, д) синтаксического. Выполните виды разборов.

Задание 14. Прочитайте фрагмент из книги французского писателя, философа Андре Моруа (1885–1967) «Письма незнакомке». О каких важных жизненных законах напоминает нам автор?

...Пока близкие нам люди живы, мы обращаемся с ними неровно – то со вниманием, то с невольным раздражением6. Мы любим их, но их недостатки нам надоедают и нередко затрудняют жизнь. У нас есть свои прихоти и желания, и, если нам становится6 очевидно, что они идут вразрез6 с желаниями тех, кто нас любит, мы вступаем в сделку со своей совестью. «Разумеется, – говорим мы себе, – он (или она) будет страдать, но не могу же я постоянно приносить себя в жертву. К тому же я заглажу эту пустяковую обиду, выказав в другой раз побольше нежности».
Строя подобные расчеты6, мы упускаем из виду смерть. Но она является в свой срок, и уже ничего не исправить. Тогда-то6 и наступает время раскаяния. Смерть заставляет нас забыть слабости тех, кто ушел6 навсегда, оставив нам только запоздалые сожаления6. Теперь, когда мы навсегда лишены возможности видеть своих близких, те их поступки и речи, которые прежде казались нам надоедливыми или нелепыми, приобретают особую трогательность и навевают6 грусть. Мы начинаем думать о том, что могло бы растрогать6 и успокоить ушедших навеки и не потребовало бы от нас почти никаких усилий. «Ободрить ласковым словом, забежать на несколько минут, позвонить, черкнуть пару строк – и отец целый день светился бы радостью, – думает облаченный в траурное платье сын. – Я же лишал его этого... На все хватало времени: и начальникам писать, и приятелям, но я не мог выкроить время, чтобы написать своему отцу. А между тем я любил его всей душой...»
«Будем же хорошенько следить за собой! Не станем забывать, что, испытывая глубокую привязанность к нашим близким, за которых мы готовы отдать свою жизнь, мы тем не менее способны отравить их существование. Когда наши друзья уже сошли в могилу, как можем мы искупить свою вину перед ними? Могут ли наши бесплодные сожаления, наше запоздалое6 раскаяние6 стать лекарствами против тех горестей, которые мы им принесли? Они предпочли бы при жизни увидеть нашу улыбку, чем потоки наших слез после их смерти», – призывал Шатобриан.
Не будем же отказывать живым в той нежности, которую, терзаясь угрызениями совести, тщетно предложим их тени.

I

  • Сформулируйте основную мысль текста. Озаглавьте.

  • Определите стиль речи, укажите ведущую функцию данного стиля речи.

  • Объясните значение выделенных слов и словосочетаний.

  • Объясните правописание указанных слов.

  • Объясните все случаи постановки тире и двоеточия в предложениях текста.

  • Начертите схемы предложений с прямой речью. Объясните пунктуацию.

II

  • Запишите текст под диктовку.

III

  • После диктанта напишите свои размышления по вопросу: «Какие мысли и чувства вызывает у меня этот текст?».

(Вспомните литературные произведения, с которыми перекликается мысль текста А.Моруа (К.Паустовский. Телеграмма; А.Яшин. Спешите делать добрые дела; др.) Как вариант можно предложить написать письмо родителям. О чем? Думаю, каждому из вас есть что сказать матери, отцу – людям, подарившим вам жизнь.)

Задание 15. Прочитайте внимательно и сформулируйте проблему, поднятую автором в этом тексте. Насколько актуальна она в наши дни?

Человек должен. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы все обязаны, должны. Иначе жить было бы невозможно.
Живя в обществе, ты на каждом шагу соприкасаешься6 с другими людьми, каждое твое удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям – напряжения их духовных и физических сил, забот, беспокойства6, тревог, раздумий. Жизнь превратилась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на улицу, если бы не было человеческого долженствования. Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед другим человеком и перед людьми – это твоя подлинная6 свобода. Чем лучше ты соблюдаешь6 свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинно человеческого счастья – свободы. Попытайся освободить себя от долженствования – и ты превратишься6 в раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что он должен делать, что надо делать, начинаются нравственное опустошение, развращение6 и падение. Опасайся духовного порабощения. Если не будешь держать свои желания в узде и подчинять их воле долженствования, ты превратишься в безвольное существо.
В долженствовании человек всегда уступает в чем-то6 другому человеку. Одному человеку легче, другому – труднее, одному достается больше радостей, другому – меньше; одному – лучше, другому – хуже. Мудрость человеческого долженствования как раз и заключается в том, чтобы видеть и внутренне рассудить, где должен ты и где должны тебе. Если бы нам удалось раскрыть6 тонкости человеческих взаимоотношений и душа каждого человека всегда, буквально всегда считалась бы с ними, в нравственной жизни наступила бы всеобщая гармония. От самых, казалось бы, незначительных поступков в повседневной жизни – от того, например, что ты уступаешь место в лифте, в трамвае, в автобусе пожилому человеку, – до великой человеческой ответственности6 за жизнь, судьбу, будущее человека – того, с которым ты соединил свою судьбу, – во всей жизни мудрым повелителем твоим пусть будет долженствование. Потеряешь долженствование, вначале станешь мелким себялюбивым существом, потом – подлецом, дальше – предателем. Помни, что великое горе человеческое, о котором уже шла речь выше, начинается с забвения долга, вначале в делах, казалось бы, маленьких, потом в больших, значительных.

(В.А. Сухомлинский)

  • Определите тему и главную мысль текста. Подберите заголовок, отражающий тему или идею.

  • К какому стилю можно отнести данный текст? Обоснуйте свое мнение о стилевой принадлежности текста.

  • Укажите стилистически окрашенные слова (книжные слова, слова высокого стиля речи), какова их роль в тексте?

  • Объясните значения выделенных слов и выражений.

  • Перескажите текст, стараясь максимально сохранить авторские выражения, синтаксические конструкции.

  • Объясните орфограммы в выделенных словах (см. индекс вверху слов).

  • Объясните расстановку знаков препинания в предложениях третьего абзаца.

  • Напишите изложение, близкое к тексту. Выразите свое отношение к поднятой автором проблеме.

Задание 16. Прочитайте. Определите тему и главную мысль. Озаглавьте текст.

Вот и настало время делать друг другу подарки. Любовно выбра(н,нн)ый дар без труда узнаеш_ среди прочих по стремлению д_рителя угодить тем кому он предн_значен по невторимости выбора и по тому как вручается подарок.
Но больше чем получать подарки я люблю их д_рить. Какое это удовольствие видеть как радость оз_ряет лицо дорогого нам человека когда неожида(н,нн)о исполняется его давнее и самое з_ветное желание. Тут самое трудное выбор подарка. Подарки нужно выб_рать для того кому они предн_значены а не для того кто их пр_подносит.
Еще одно подарок должен быть настоящим подарком то есть д_рить его надо навсегда в полное владение и безо всяких условий.
Не будем з_бывать что щедрость неот_емлемая часть праздничного настроения. Д_рить проявляя при этом осмотрительность и б_режливость не значит д_рить. Самый скромный дар может прив_сти в восторг того кому его пр_подносят при том условии что возможности д_рителя (не)велики. «Когда букет с любовью вам вручили считайте вам всю землю под_рили». Но человек богатый обяз_н д_рить несколько больше чем ему по_сказывает здравый смысл. Тот кто не д_рит слишком много д_рит недостаточно.
Если д_рить своего рода иску(с,сс)тво то и пр_нимать подарок тоже иску(с,сс)тво и не менее трудное. Тут необходимо вообр_жение. Кто не способен принимая заботливо выбра(н,нн)ый подарок оценить долгие р_здумья усердные хлопоты д_рителя не сумеет как следует выр_зить свою признательность. Подумайте о том что ваш приятель заранее пре_вкушал вашу радость подумайте о том что он д_вно ждет от вас восторженных возгл_сов изумления. Он уповает на то что о его подарке будут «долго гов_рить под вашей кровлей». Он хочет услышать как вы станете во всех подробностях обсуждать достоинства получе(н,нн)ого дара он ждет что вы буд_те превозность его щедрость и вкус.
Нужно ли высказывать притворную радость если испытываешь разоч_рование при получении подарка? Тут двух мнений быть не может. Нужно доставить удовольствие тому кто з_ботился о вас. Лучше маленькая лож_ нежели большое горе.

(А.Моруа)

  • Какие «открытия» вы сделали, прочитав текст? Кратко расскажите о своем впечатлении от прочитанного.

  • Как вы понимаете слова: «Если дарить – своего рода искусство, то и принимать подарок – тоже искусство, и не менее трудное?».

  • Перечитайте последний абзац. Разделяете ли вы мнение автора?

  • Сформулируйте и запишите:

а) главные правила: как принимать подарки...;
б) главные правила: как дарить подарки... .

  • Запишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи, графически обоснуйте свой выбор.

  • Выберите наиболее интересные случаи для разных видов грамматического разбора, обоснуйте свой выбор. Произведите разбор.

Задание 17. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте. Что вы вынесли в заголовок: тему или главную мысль?

...Не нужно от избытка любви создавать у детей впечатление, что слезы и поцелуи без следа изглаживают проступки, что жизнь легка и что всесильная семья все уладит. Жизнь – это борьба, и готовиться к ней нужно с детства.

Не стремитесь свести воспитание к веренице удовольствий. Лишь усилие закаляет ум. Нужно, чтобы ваш сын давал себе труд вникать в прочитанное, в противном случае его внимание будет рассеиваться и постоянно отвлекаться на посторонние предметы. Сразу же приобщайте его к великим писателям. Мать Пруста побуждала его читать романы Жорж Санд и Диккенса; в итоге появился Марсель Пруст. Побуждайте своих детей заучивать наизусть прекрасные стихи: Корнеля, Лафонтена, Гюго. Сперва смысл многих слов от них ускользнет, но уже очень скоро их собственный запас слов увеличится. Чудесная музыка этих стихов воспитает в них тягу к возвышенному. Вдумайтесь в глубокий смысл слова воспитывать. Воспитывать ребенка – значит делать его ум и нрав возвышеннее, значит вести его к нравственным вершинам. Для этого нужны проводники, привыкшие к большим высотам, иначе говоря, поэты. А как признательны вам будут позднее дети за то, что вы так хорошо оснастили их память! Помню, каким утешением служили для меня «внутренние вечера поэзии» в пору величайших бедствий 1940 года.

Обучите ваших детей одному или даже нескольким ремеслам. Никто не знает, каким станет мир завтра, но всегда будут нужны люди, умеющие работать руками. Ваши дети будут жить в окружении техники – нужно, чтобы они понимали в ней толк, были с ней на короткой ноге. Машины очень дурно обходятся с теми, кто их не любит. Ныне каждый мальчишка должен быть электриком, столяром, должен уметь отремонтировать радиоприемник. В противном случае он будет вечно зависеть от всякого мастерового.

Чудесное свойство отрочества состоит в том, что гибкий ум подростка легко овладевает и техническими навыками, и иностранными языками. Следует извлечь пользу из этого недолговечного качества. Позднее усвоить то же самое станет гораздо труднее. Обучите своих сыновей по крайней мере английскому и испанскому – эти языки откроют им доступ к половине мира, затем добавьте латынь – она откроет им доступ к знанию.

...Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы.

(А.Моруа)

  • Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного фрагмента книги А.Моруа «Письма незнакомке».

  • Как автор объясняет значение слова воспитывать?

  • Что воспитывает маленького человека? Что, по мнению А.Моруа, воспитывает его ум?

  • Какие важные советы дает Моруа родителям?

  • Выделите все простые предложения в тексте. Какие способы осложнения простых предложений представлены в тексте? Перечислите их.

  • Найдите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных по значению. Укажите в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными вид подчинительной связи, составьте схему.

  • Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?

  • Подготовьтесь писать изложение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru