Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2006

НАША ПОЧТА

О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
преподаватель русского языка и литературы,
ПУ-44, г. Уфа


Письмо в редакцию газеты «Русский язык»

О.В. ПрядильниковаВашему вниманию предлагаю урок-практикум «Нормы произношения и ударения», разработанный и проведенный мною совместно с учащимися-второкурсниками (программа 11-го класса общеобразовательной школы).

Обычно подготовленные ученики, посещающие факультатив «Практическая стилистика» и кружок «Культура речи», делали сообщения на уроках, проверяли по словарям орфографию и произношение трудных слов, выполняли задания, с тем чтобы представить на уроке сочинения или предварительную информацию.

Над подготовкой всех этапов урока-практикума мы работали вместе. Читали ваши публикации по культуре речи. В сочинениях учащихся, написанных в жанре эссе и зарисовки, вы, конечно же, заметите благотворное влияние статей Н.Шапиро и С.Евграфовой.

Информация, изложенная в форме трактата, воспринималась с большим интересом, чем простое сообщение на уроке. Материалом для этюда послужили наблюдения ученика, попавшего в новую языковую среду, он пишет о трудностях усвоения правильной русской речи.

Для подготовки практикума использовали материалы из книги «Говорим по-русски с Мариной Королевой» и Словарь ударений Ирины Резниченко.

Нам очень пригодилась «Орфоэпическая разминка» Н.А. Борисенко, опубликованная в № 43/2004, понравилась форма подачи материала для билетов практикума. Большое спасибо вам за эту публикацию, а Н.А. Борисенко – за ее работу.

Ребята строго следили за тем, чтобы билеты для орфоэпического практикума были одинаковой трудности, включали бы в себя часто употребляемые слова и слова из тестов.

Прежде чем представить билеты в окончательной редакции, выверяли «опасные слова» по самому авторитетному источнику – Орфоэпическому словарю под редакцией Р.И. Аванесова (М.: 1997). Всегда с гордостью сообщаю своим ученикам, что этот словарь мне прислали как призеру конкурса знатоков русского языка, объявленного «Учительской газетой» (еще в конце 1980-х!), а организатором конкурса был Д.Э. Розенталь.

И еще. Нам очень понравилось работать со словарем Ирины Резниченко, в нем мы нашли превосходный иллюстративный материал, используем его на уроках литературы (например, при изучении творчества А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Лескова и раннего С.Есенина, когда встречаются слова церковной лексики).

О себе. Восемь лет назад я увидела на страницах вашей газеты свою первую публикацию – урок-практикум «Оформление чужой речи» (№ 46(166)/1998).

За эти годы многое произошло в моей учительской жизни. Пережила «период эйфории» от работы с компьютерами: ученик, делавший около тридцати ошибок в правописании (несложный диктант), за три-четыре месяца работы с электронными репетиторами-тренажерами начинал писать с пятью-шестью ошибками! А дальше что? Упорная, кропотливая работа без остановки. Перестали заниматься – опять рост ошибок.

Компьютеры сейчас использую для дополнительных занятий с отстающими и для подготовки к абитуриентскому тестированию по русскому языку. Но и здесь все не так просто. Сначала подолгу разбираем на дополнительных занятиях каждое задание и только в феврале–марте садимся за тренажеры.

Хочу поблагодарить вашего автора Е.В. Жуковскую за материал, опубликованный в 2004 г., – «Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку» – ксерокопии курса ребята получили в качестве домашних заданий на повторение.

Мы провели предлагаемый урок-практикум по орфоэпии во всей параллели второго курса, (в пяти группах). Уроки получились разные. Самый интересный в группе № 22 (специальность «Оператор ЭВМ»).

 

Рейтинг@Mail.ru