Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2006

НАША ПОЧТА

Из письма-отчета И.Е., сельской учительницы русского языка и литературы (Талдомский район Московской области), с ответными комментариями В.Букатова

Я часто играю с ребятами на уроках, даже в старших классах. Это очень собирает их и располагает к познанию всего нового. Урок литературы интересно начинать с загадки – она стимулирует умственную деятельность. На другой день ученики уже сами предлагают загадки, даже собственного сочинения. Я предварительно выслушиваю их, а в начале урока ученик с одной загадкой выступает перед классом.

Вячеслав БУКАТОВ,
г. Москва


Как на уроке увлечь всех

Уважаемая И.Е., теоретически, с Вами я полностью согласен. Но как-то все неясно и туманно описано. Читая общие слова, я начинаю подозревать, что на каких-то уроках игровой характер может и исчезать. То есть один-два ученика работают (зачитывают приготовленные загадки или заняты их отгадыванием), а другие в это время скучают.

Задача социоигровой режиссуры – организовать задание так, чтобы все (даже самые слабые или ленивые ученики) не на шутку увлеклись бы его выполнением. Поэтому при встрече с учителями я на практике разыгрываю разные приемы, чтобы учителя увидели сам механизм воздействия социоигровых приемов.

Так какие могут быть варианты, то есть как можно срежиссировать фрагмент урока с загадками? Во-первых, отменить предварительное прослушивание (отказаться от своей судейской роли). Вместо «предварительного прослушивания» лучше ввести такое условие: если загадку никто не отгадает (но будет признано, что она придумана правильно), то загадавшему – пятерка в дневник.

Во-вторых, можно изменить форму отгадывания. Обычно ответы произносятся вслух. И если один из учеников сразу произнес правильный ответ, то другим ученикам уже делать нечего. Эту ситуацию можно изменить. Ответы не произносятся, а записываются на доске. И не буквами, а цифрами (сколько букв в отгадке, то число и выводит на доске каждый отгадавший ученик). Набралось, допустим, пять ответов: 7, 4, 7, 6, 6, – загадавший начинает подводить итог, выясняя, отгадана ли его загадка или нет. Как правило, такие на первый взгляд простенькие «заморочки» очень заметно накаляют интерес класса к происходящему. В результате в работе участвуют не двое-трое учеников, а весь класс.

Другой вариант: ученики объединяются в тройки и выбирают из всех своих приготовленных дома вариантов самый лучший. Его потом и зачитывают (вся тройка, то есть дружным хором). А посыльные от каждой тройки решают, какие из прозвучавших загадок самые интересные (учитывая и слаженность произнесения). Выбрав три самые интересные, они просят учителя поставить отметку в журнале. И т.д.

Но продолжим чтение письма-отчета.

Считаю, что применять пословицы, поговорки и особенно загадки очень полезно.
Во-первых, это разнообразит урок: дает положительный заряд (кто-то наверняка отгадает быстро).
Во-вторых, чтобы найти интересную загадку, ученик заглянет в книгу или спросит родителей, бабушку. А она (как обычно бывает) начнет вспоминать свое детство...

Да, вы совершенно правы, мы все надеемся на подобные ситуации. Для этого и завариваем всю эту социоигровую кашу.

Но вся проблема в том, что бабушка-то (как это обычно бывает) свое детство вспоминать-то начнет и внучок (или внучка) ее выслушает, но вот наступит утро, придет внучок (или внучка) в школу, и вызовут его (ее) к доске, и начнет он учительнице, запинаясь или заикаясь, что-то бормотать. И сам будет не рад (ну, не про бабушку ж ему у доски рассказывать).

Вот задача социоигровой педагогики и заключается в том, чтобы как можно лучше проработать и очеловечить подобные учебные ситуации. Тогда и народная мудрость, и крестьянский фольклор окажутся уместными и впишутся в урок естественным образом.

Ведь, повторю, два-три человека в книгах порылись, задание выполнили и тянут руку на уроке, чтобы их спросили. А остальные спят на своих местах или радуются, что учитель их не трогает. А нам – тем, кто о режиссуре урока заботится, – хочется таким волчком закрутить урок, чтобы даже самые нерадивые (те, кто дома заданий сроду не выполнял) на уроке («здесь и сейчас») об этом бы искренне пожалели. Не учитель, а именно они сами, и на самом деле искренне. А те, кто задание честно выполнил (нашел, прочитал, узнал, расспросил), встречали бы не только внимание и заинтересованность учителя, но и своих сверстников (ведь им же потом бок о бок жить и трудиться).

Конечно, подобные ситуации у всех учителей и во всех школах эпизодически на уроках случаются, но наша мечта – чтобы эти эпизоды случались как можно чаще.

Надеюсь, что мои скромные советы помогут вам, уважаемая И.Е., и дальше продвигаться в своих поисках, столь нужных всем ученикам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru