Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Зачетная работа по теме «Однородные члены предложения и обобщающие слова»

(по системе Занкова)

5-й класс

Вариант 1

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте схемы предложений.

А. Запах лиственницы был хотя и слабым но ясным. Б. Лампа то ж_лтеет то заг_рается ослепительным белым светом. В. Мы поняли что жизнь состоит из смены радостей и горя удач и неудач. Г. Я (не)был ни печ(?)ником ни слесарем ни агрономом.

2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически объясняя их.

А. Что-то слыш_тся родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная т_ска. Б. Две силы искусство и наука наиболее успешно способствуют воспитанию культурного человека. В. В волосах в ушах в носу всюду была красная кирпичная пыль. Г. Блок Горький Есенин Репин учителя и спутники наших дней воспитывали в нас любовь к прекрасному.

3. Перестройте предложения, вставляя обобщающее слово при однородных членах, или убирая его, в зависимости от того, присутствует оно или нет.

А. Какие все же уд_вительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые. Б. Удивительные звуки: щебетание, далекий лай, скрип водокачки – доносились с улицы. В. Все для тебя: вокзалы и причалы, цветы и звезды, времени полет. Г. И в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи – во всем должен быть настоящим человек.

Вариант 2

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте схемы предложений.

А. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. Б. И академику и журналисту и редактору было ясно что границы информации должны быть расширены. В. Хотя Саша давно написал письмо но (не)отсылал (не)решался. Г. На совещании обсудили модели и ле_ких и тяжелых танков.

2. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

А. Скалы повороты руч_я тополя все это было угловатым и недружелюбным. Б. Хозяйская жилка смекалка расчет такие качества необходимы в жизни. В. Ермолай был пр_странного рода бе_заботен довольно говорлив и недалек с первого взгляда. Г. Разные птички синички щеглы сн_гири зимовали у нас в клетке.

3. Перестройте предложения, добавляя обобщающие слова, расставьте знаки препинания.

А. Ни справа, ни слева, ни на берегу никого не было. Б. Весело жить и весело думать о небе, о солнце, о зреющем хлебе и счастьем простым дорожить. В. Уже не стало видно ни земли, ни неба, ни деревьев. Г. В снегу и двор, и щепка, и на дереве каждый побег.

Вариант 3

1. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы предложений.

А. Саша (не)стал занимат_ся историей поступил в институт однако интереса к истории (не)потерял. Б. Боюсь что этот ра_говор п_чально кон(?)чится и для вас и для меня. В. Дождь или снег град или палящее солнце (не)мешали ему отправит_ся в дорогу. Г. Смешно читать бе_помощные повести когда есть Пушкин и Толстой Бальзак и Шекспир.

2. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя их.

А. А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце серые стебли крапивы. Б. И даже самый лучший друг совсем иначе видит все вокруг луг и море и прибой. В. Всюду и на улицах и на задворках изб р_стет тут рябина. Г. Печаль радость тревогу все умей пережить.

3. Перестройте предложения, убирая обобщающие слова. Запишите со знаками препинания.

А. И по крыше и вокруг дома и в саду повсюду шумел дождь. Б. Разные птички снегири клесты и синички зимовали у нас в клетке. В. Всем приходилось нелегко и офицерам и солдатам. Г. Ветку кто-нибудь к_чнет или ветер или птичка.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru