Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Дидактические материалы

(на основе текстов из воспоминаний С.Я. Маршака)

9-й класс

Упражнение 1

Моя бе(с,з)шабашная удаль приводила маму в отча(е,я)ние – особенно по утрам когда дедушка молился или читал свои большие, толстые в кожа(н,нн)ых переплетах книги и в послеобеде(н,нн)ые часы, когда старики ложились отдыхать. Потревожить дедушку было не так уж страшно: за все время нашего пр(е,и)бывания в Витебске никто из нас не слышал от него ни одного резкого неласкового слова. А вот сурового окрика нашей вла(?)тной и вспыльчивой бабушки я не на шутку поба(е,и)вался. Она горячо любила своих внуков, но свободно и легко чу(?)ствовали мы себя тогда, когда она куда-нибудь уходила и в комнатах не слышно было ее хозяйски ворчливого говорка и побрякивания ключей с которыми она почти никогда не расставалась.

1 Раскройте скобки.
2. Поставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.
3. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Приставки пре- – при-». Дополните ряд своими примерами.
4. Разберите слова расставалась, послеобеденные по составу.
5. Напишите, какое значение у прилагательного бесшабашная.
6. Заполните таблицу примерами из текста.

личные

 

неопределенные

 

отрицательные

 

возвратное

 

притяжательные

 

Упражнение 2

Где-то в одной из самых глухих деревуш_к, затерянных среди просторов нашего двора рождался на свет мальчик, главный герой этой повести-игры. Он подр_стал и отправлялся в первое свое пут_шествие в бл_жайший городок. Там он учился, а затем его ждали бе_конечные странствия и приключения. Постепенно на его пути вставали все большие и большие города. В конце концов он поп_дал в столицу, о которой по правде сказать у меня у самого было в то время весьма смутное представление.
Судьба моего героя складывалась каждый раз по-иному. Он становился то путешественником, то великим полководцем, то капитаном корабля, то знаменитым дрессировщиком львов, тигров, пантер, мустангов и орангутангов.

1. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
2. Объясните постановку знаков препинания в пятом предложении.
3. Являются ли слова странствие и путешествие синонимами? Докажите.
4. Выпишите из текста устойчивое сочетание, подберите к нему синонимы.
5. Найдите лишнее:

подрастая, подросток, рост;
выросший, отрасль, выросли
.

6. Как вы понимаете значение словосочетания смутное представление?

Упражнение 3

Вот наконец и гимназия – белое одноэтажное здание со множеством чисто вымытых, голых окон и с тяжелой входной дверью.
Я много раз до того проходил мимо каменной ограды, которой был обнесен гимназический двор, но никогда еще не открывал этой заповедной двери. Гимназия казалась мне каким-то особым царством, живущим своей загадочной жизнью. У нее была даже своя домовая церковь с маленькой звонницей, в которой так уютно жили колокола и голуби.

1. В каких словах, словосочетаниях выражено отношение автора к иллюзии?
2. Найдите в тексте предложение с причастным оборотом. Замените его придаточным предложением.
3. Объясните значение прилагательных заповедный, уютный.
4. Выпишите из текста слова, образующие лексико-тематическую группу «церковь».
5. Ограда, город, огород – подумайте, что объединяет эти существительные.

Для правильного ответа посмотрите происхождение данных слов в этимологическом словаре.

Упражнение 4

Меня ждут Невский проспект, Сенатская площадь, Нева.
И вот я шагаю по Невскому. Впереди бледным золотом сияет игла Адмиралтейства с кружевным корабликом на острие. Невский так широк, что дома по обеим его сторонам кажутся ниже, чем на самом деле. Да они и вправду не слишком высоки, и от этого здесь светлее, просторнее, чем на других улицах. А как весело и празднично звучит перестук множества копыт на торцовой мостовой!

1. Выпишите из текста антонимичную пару.
2. Определите вид метафоры в словосочетании игла Адмиралтейства.
3. Перечислите средства связи предложений в тексте.
4. Объясните значение слова мостовая.
5. Напишите сочинение-миниатюру «По дороге к Адмиралтейству» или «Моя первая встреча с Адмиралтейством».

Упражнение 5

Два потока людей движутся навстречу один другому по широким панелям из каменных плит.
Я совсем один в этой пестрой толпе куда-то спешащих или чинно прогуливающихся людей. И оттого, что меня здесь никто не знает да и сам я не знаю никого, я чувствую себя свободным – будто кто-то подарил мне шапку-невидимку.
Я брожу по незнакомому городу без провожатых, но все узнаю: мосты, статуи, дворцы, арки. Можно думать, что я когда-то уже бывал здесь и потому так уверенно нахожу дорогу к Сенатской площади, к Неве и памятнику Петра.

1. Подберите синоним к прилагательному незнакомый.
2. Объясните значение слова провожатый. Вспомните, в каком произведении А.С. Пушкина вторая глава называется «Вожатый». Являются ли однокоренными эти слова?
3. Будут ли слова чинно и уверенно синонимами? Докажите.
4. Объясните постановку тире в 3-м предложении.
5. Подберите 2–3 однокоренных слова к существительному памятник.

Упражнение 6

Северные летние сумерки обманули меня: я и не заметил, как подошла белая ночь. Улицы стали (по)немногу пустеть. Я шел домой прислушиваясь к четкому стуку шагов, вглядываясь в (серовато)голубой легкий, прозрачный, не мешающий глазам видеть туман.
В скверах над стриже(н,нн)ыми газонами лежали белые волокнистые полосы тумана. Пахло сыростью и землей будто я не в Петербурге, а где(то) на окраине, на огородах.
И этот простой неожида(н,нн)ый запах делал еще более стра(н,нн)ой эту ночь без темноты так непохожую на другие ночи.

1. Раскройте скобки.
2. Поставьте недостающие знаки препинания. Выполните пунктуационный разбор первого предложения.
3. Подберите однокоренные слова к существительному окраина.
4. Будет ли являться антонимом к слову простой из последнего предложения прилагательное сложный? Свой ответ обоснуйте.
5. Разберите по составу глагол обманули и деепричастие прислушиваясь.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru